Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
Книга Евгения
Файдыша Файдыш Е.А. Путеводитель по кармическим архетипам. Картография миров трансформации Тверь: ООО «Информационно-издательский центр «СОЮЗ», 2007. 336 с. Введение По мере углубления процесса глобализации, все большего проникновения ценностей общества потребления в нашу жизнь всё более явным становится сильнейший кризис ценностей и смысла жизни. Да и обещанное "счастье" массовой культуры, которым в свое время искушали страны восточного блока, тает как туман, исчезает как навеянный морок. Действительно есть изобилие дешёвых некачественных вещей и "пластмассовой" пищи, телевизор работает не переставая, пытаясь удержать навеваемый морок, но все тоскливее и бессмысленнее становиться жизнь, все яснее тупиковость существования во имя покупки все новых и новых товаров. Да и что ожидать от жизни человеку, влачащему существование в обществе где даже любовь превратилась в товар, тиражируемый гигантской порноиндустрией, а семейная жизнь строится по законам бизнес сообщества (супруги и дети как "партнеры по бизнесу"). О нарастающем разрыве между внешним благополучием западной цивилизации и нарастающей духовной опустошенностью, бессмысленностью бытия свидетельствует и статистика самоубийств, волна жестокости и насилия, захлестнувшая "благополучные" страны. Мы все яснее начинаем понимать, что материальное изобилие, возможность потреблять и счастье совсем не одно и то же. Все чаще современный человек оказывается в плену неразрешимых эмоциональных проблем, попадает в полосы неудач, страдает от отсутствия любви и духовной близости. Все это заставляет нас обращаться к древним философским и религиозным традициям, искать ответы на волнующие нас вопросы у истоков нашего бытия. Проблема судьбы, рока всегда волновала человека и, пожалуй, наиболее полное выражение она нашла в представлениях о Карме, ставших столь популярными в последние годы. Очень часто современный человек склонен искать источник своих неудач во внешних ситуациях, неблагоприятном стечении обстоятельств. Представление о карме позволяет изменить фокус внимания и обратить его вглубь себя, понять, что внутри нас мешает достичь желаемого, чего же мы хотим на самом деле. Такая позиция гораздо продуктивнее, она превращает человека из несчастной жертвы обстоятельств в активного творца собственной судьбы. Важно понять, что для работы с кармическими проблемами совсем не обязательно верить в реальность прошлых жизней. Так, например, в современных психотерапевтических методиках кармические воспоминания интерпретируются как проекции наших проблем вытесненных в подсознание. Т.е. образ кармы работает как своеобразный экран, через который мы общаемся со своим бессознательным. В восточной традиции понятие Кармы очень тесно связано с представлением о реинкарнациях, последовательных перерождениях из одной жизни в другую. Именно анализ своих воспоминаний о прошлых жизнях, своих поступков в них часто помогает понять истоки наших сегодняшних проблем. Однако даже в Индии и Тибете на подобные воспоминания смотрят скорее как на метафору, притчу через которую наше подсознание пытается подсказать, в чем же причины нашего невезения, неудач. Как в Индуизме, так и в Буддизме принято считать, что кармическое прошлое от нас очень тщательно закрыто, чтобы прежние привязанности и эмоции не тормозили наше развитие, не отвлекали от проблем настоящей жизни. Представляете в какой ад превратилась бы наша жизнь, если бы все пережитое вдруг ворвалось бы в наше сознание. Известно очень много примеров когда реальные кармические воспоминания вдруг оживали в психике ребенка или взрослого. Однако следствием этого как правило становилась сильнейшая эмоциональная травма, так как не возможно вернуться в прошедшее, оживить то что уже ушло. Поэтому искусственное оживление воспоминаний о прошлых жизнях, копание в их деталях не принято в древних традициях. Даже просветленные существа, Тибетские Ламы признанные перерождениями (тулку ) без особой необходимости не пытаются вспомнить свои прошлые жизни. С этой точки зрения многие современные методики работы с кармическими проблемами не выдерживают никакой критики. Когда людей погружают в измененные состояния сознания и заставляют переживать опыт прошлых жизней, а затем копаться в их деталях, отыскивая первопричины собственных неудач, вместо проработки проблем происходит наработка новых. Как правило, люди, не реализованные в теперешней жизни, видят себя кем-то великим и могущественным (от Александра Македонского до одного из святых Апостолов), принимают все это за реальность и пытаются спрятаться от проблем настоящего в своем "великом" прошлом. В результате возникает своеобразная кармическая наркомания. Нет нужды говорить, что подобная практика не имеет ни чего общего с проработкой кармических проблем в древних традициях. Что же является для нас самым главным в кармических образах, что может помочь разобраться в наших теперешних проблемах? Если мы снова обратимся к древним традициям, то увидим, что отрицательный кармический опыт связан, прежде всего, с негативными привязанностями, постоянной погоней за удовольствиями. Причем изобретательное человеческое подсознание зачастую маскирует самые низменные страсти за внешне очень высокими мотивами и целями. Так, например, стремление к насилию, порабощению другого человека может скрываться за лозунгами наведения порядка, установления дисциплины. А собственная трусость за стремлением сберечь собственную жизнь во имя всеобщей пользы. Ну а сколь изобретательно маскируется похоть, стремление половить кайф от алкоголя, наркотиков я думаю и не надо говорить. С этой точки зрения работа с кармическими проблемами позволяет лучше разобраться с истинными мотивами собственных поступков, а главное преодолеть негативные подсознательные желания вновь и вновь ввергающие нас в неприятности, не дающие достичь счастья, благополучия и гармонии. Другой очень важный аспект кармической работы связан со смыслом жизни, тем сугубо индивидуальным предначертанием, которое каждый призван исполнить. Многие могут подумать, что смысл жизни слишком абстрактная, чересчур далекая от реальной жизни категория. Однако это не так, современные психологические исследования показывают, что и для самого обычного человека разочарование в жизненных ценностях может привести к серьезнейшему психологическому кризису. Волна насилия, самоубийств захлестнувших современное западное общество является косвенным тому подтверждением. Именно осознание смысла собственного бытия выводит человека за пределы простого выживания, погони за ускользающими удовольствиями, невыносимой тяжести обязанностей и социальных стереотипов. Ощущение глобальных целей, связывающих воедино множество прошлых и будущих жизней, дает огромную духовную силу, позволяет преодолеть груз бытовых проблем и невзгод, хаос эмоций. Люди, прошедшие подобную трансформацию, могли выжить несломленными даже в чудовищных условиях Фашистских и Сталинских концлагерей. И не просто выжить, а еще и создать настоящие шедевры научного и художественного творчества. В качестве примера можно привести известного австрийского психолога Виктора Франкля, создавшего в нацистских концлагерях свой метод логотерапии. Другим прекрасным примером может служить жизнь русского мистического философа и поэта Даниила Андреева. Его величайшая книга "Роза мира" была написана в жутких Сталинских концлагерях. И таких примеров великое множество. Известный немецкий философ-мистик и художник Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Гоффман) в своей книге "Путь белых облаков" описывает свой собственный опыт кармических переживаний, позволивших осознать глобальный смысл, цель своего существования. А главное ощутить преемственность циклов реинкарнации, посмотреть на себя в более широкой перспективе, чем короткий отрезок времени от рождения до смерти. Он пишет: "...Никакая важная работа, если сердце ей отдано по-настоящему, не останется неоконченной. Этому научил меня Тибет, где святые и Сиддхи возвращаются снова и снова, приходя в мир в новых обликах, пока не достигнут своей конечной цели. Так мое смутное первоначальное воспоминание или послание из прошлого переросло во внутреннюю уверенность, что этот труд когда-нибудь будет завершен. Я не хочу сказать, что мой идеал - вечно перерождаться в этом мире, но нельзя уйти из него, не выполнив полностью задачи, которую когда-то в далеком прошлом мы поставили перед собою...". В Индийской традиции часто используют метафору ветра кармы, переносящего человеческую душу из жизни в жизнь. И очень важно ощутить направление в котором дует этот ветер не попасть в один из водоворотов бытия, не нарушить цепь преемственности наших жизней. В этом отношении очень близкими оказываются образы Даосизма. Проявления Дао в нашей жизни так же образуют своеобразные силовые линии - линии Дракона. И очень важно уметь чувствовать их ход, соизмерять с ними наши поступки и цели. Это не означает естественно полной потери свободы воли, превращение себя в игрушку обстоятельств. Потоки кармы, линии Дракона образуют сложнейший узор, вплетенный в структуру нашего пространства и времени. И движение по ним похоже на вождение автомашины. Используя сеть автомобильных дорог, вы можете попасть куда угодно. Однако, съехав с пути, выбрав бездорожье, вы будете двигаться очень медленно и, скорее всего, застрянете. Точно так же ощущая движение потоков Кармы, следуя линиям Дракона, переходя с одной на другую, вы можете преодолеть серьезные препятствия и достичь желаемого с минимальными потерями. В настоящей книге мы и остановимся на этих двух фундаментальных аспектах
кармических проблем - смысле жизни и преодолении негативных привязанностей,
разрушительных поведенческих стереотипов и привычек. В заключении автор хочет поблагодарить Кайрата Каирбекова за фотографии,
сделанные в совместных экспедициях, которые были использованы при оформлении
книги. А так же Александра Курилова за прекрасную
картину, изображающую иерархию тонких миров, и за удивительную коллекцию
странных аттракторов, которая дала материал для оформления многих рисунков
(см. раздел «Искусство ноосферных
архетипов»). © Евгений Файдыш. 2007. |
|||
|