|
Глава 1
НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ
"Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде
Ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре" – эти слова
ясно определяют характер и назначение Апокалипсиса как книги Пророческой.
Этим Апокалипсис существенно отличается от остальных книг Нового Завета,
содержание которых по преимуществу веро- и нравоучительное. Важность
Апокалипсиса видна здесь из того, что написание его было результатом
непосредственного откровения и непосредственного распоряжения, данного
св. Апостолу Самим Главою Церкви – Господом Иисусом Христом. Выражение
"вскоре" указывает на то, что пророчества Апокалипсиса начали тогда
же, вслед за написанием его, исполняться, а также и то, что пред очами
Божиими "тысяча лет, яко день един" (Петрово посл. 2:3-8). Выражение
Апокалипсиса об откровении Иисуса Христа, что "оно дано Ему от Бога",
надо понимать относящимся ко Христу по человечеству, ибо и Сам Он во
время земной Своей жизни говорил о Себе, как о не всезнающем (Марк.
13:32) и получающем откровения от Отца (Иоанн. 5:20).
"Блажен чтый, и слышащий словеса пророчествия
и соблюдающий писаная в нем: время бо близ" (ст. 3). Книга Апокалипсис
имеет, следовательно, не только пророческое, но и нравственное значение.
Смысл этих слов таков: блажен, кто, читая эту книгу, будет жизнью своей
и делами благочестия приуготовлять себя к вечности, ибо переход в вечность
близок для каждого из нас.
"Иоанн седмим церквам, яже суть во Асии"
– число семь берется обычно для выражения полноты. Св. Иоанн обращается
здесь только к семи церквам, с которыми он, как живший в Ефесе, находился
в особенно близких и частых сношениях, но в лице этих семи он обращается
вместе с тем ко всей христианской Церкви в целом. "От семи духов, иже
пред престолом Его суть" – под этими "семью духами" естественнее всего
понимать семь главных Ангелов, о которых говорится в Тов. 12:15. Св.
Андрей Кесарийский, впрочем, понимает под ними ангелов, управляющих
семью церквами. Многие же толковники понимают под этим выражением Самого
Духа Святого, проявляющего Себя в семи главных дарах: дух страха Божия,
дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух
Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (См. Исаии
11:1-3). Господь Иисус Христос называется здесь "свидетелем верным"
в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и
истину Своего учения Своею крестною смертью (по-гречески "мартис").
"Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему" – не в собственном
смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу
через пророков (Исход 19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим,
святейшим народом, который для других народов – то же, что священник
и царь по отношению к остальным людям.
"Се грядет со облаки, и узрит Его всяко
око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная" –
здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии
с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср. Матф. 24:30 и
25:31; Марк. 13:26; Лук. 21:27 ср. Иоанн. 19:37). После
приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии
Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему
своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о
сем великих и страшных откровений (ст. 7). Для подтверждения непреложности
и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св. Апостол
от себя произносит: "ей, аминь", а затем свидетельствует истину сего
указанием на Того, Кто есть Алфа и Омега, Начаток и Конец всего сущего:
Господь Иисус Христос есть Один только безначальный и бесконечный виновник
всего существующего, Он вечен, Он – конец и цель, к которой все стремится
(ст. 8).
Что касается способа дарования ему откровений,
то св. Иоанн называет прежде всего место, где он удостоился получить
их. Это остров Патмос – один из Спорадских островов на Эгейском море,
пустынный и скалистый, имеющий 56 верст в окружности, между островом
Икарией и Милетским мысом, мало заселенный вследствие недостатка воды,
нездорового климата и бесплодия земли. Теперь он называется "Пальмозой".
В пещере одной горы и теперь показывают место, где Иоанн получал откровения.
Там небольшой греческий монастырь, именуемый "Апокалипсис" (ст. 9).
В этом же стихе говорится и о времени
получения св. Иоанном Апокалипсиса. Это было тогда, когда св. Иоанн
находился в заточении на о. Патмосе, по его собственному выражению,
"за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа", то есть за ревностную
апостольскую проповедь об Иисусе Христе. Самое лютое гонение на христиан
в I веке было при императоре Нероне. Предание говорит, что св. Иоанн
предварительно был ввергнут в кипящий маслом котел, из которого он вышел
невредимым с обновленными и укрепленными силами. Выражение "в печали",
по смыслу подлинного греческого выражения, означает здесь "страдание",
происходящее от гонения и мучения то же, что "мученичество". В следующем,
10-м стихе св. Иоанн обозначает и самый день, в который он удостоился
откровений. Это был "день недельный", по-гречески "кириаки имера" –
"день Господень". Это был первый день седмицы, который евреи называли
"миа савватон", то есть "первый день по субботе", христиане же назвали
его "днем Господним" в честь воскресшего Господа. Самое существование
такого названия уже свидетельствует о том, что христиане праздновали
этот день вместо ветхозаветной субботы.
Обозначив место и время, св. Иоанн указывает
также и свое состояние, в котором он сподобился апокалипсических видений.
"Я был в духе в день воскресный", – говорит он. На языке пророков "быть
в духе" – значит быть в таком духовном состоянии, когда человек видит,
слышит и чувствует не телесными органами, но всем внутренним существом
своим. Это не сновидение, ибо такое состояние бывает и во время бодрствования.
В таком необычайном состоянии своего
духа св. Иоанн услышал громкий голос, как бы трубный, который говорил:
"Я есмь Алфа и Омега. Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу
и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам,
и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию" (ст. 10-11).
Далее описываются четыре видения, по которым многие делят обыкновенно
содержание Апокалипсиса на 4 главных части: 1-е видение излагается в
1:1-4-й главах; 2-е видение – в 4-11-й главах; 3-е видение – в 12-14-й
главах и 4-е видение – в 15-22-й главах.
Первое видение – это явление св. Иоанну
Некоего "Подобнаго Сыну Человеческому". Громкий голос, подобный трубному,
который Иоанн услышал позади себя, принадлежал Ему. Он называл себя
не по-еврейски, а по-гречески: Алфа и Омега, Первый и Последний. Евреям
в Ветхом Завете Он открыл Себя под именем "Иегова", что значит: "От
начала Существующий", или "Сущий", а здесь Он означает Себя начальной
и последней буквами греческого алфавита, указывая тем, что Он содержит
в Себе, подобно Отцу, все существующее во всех явлениях бытия от начала
до конца. Характерно, что Он объявляет Себя здесь как бы под новым и
притом греческим именем "Алфа и Омега", как бы желая показать, что Он
есть Мессия для всех народов, говоривших тогда повсюду на греческом
языке и пользовавшихся греческой письменностью.
Откровение дается семи церквам, составляющим
Ефесскую Митрополию, которой управлял тогда св. Иоанн Богослов, как
пребывавший постоянно в Ефесе, но, конечно, оно в лице этих семи церквей
дано и всей Церкви. Число семь, кроме того, имеет таинственное значение,
означающее полноту, и потому может здесь быть поставлено как эмблема
вселенской Церкви, к которой в целом и обращен Апокалипсис.
В 12-16-м стихах описывается внешний
вид явившегося Иоанну "подобнаго Сыну Человеческому". Он стоял посреди
семи светильников, символизировавших собою семь церквей, и был облечен
в "подир" – длинную одежду иудейских первосвященников, был, подобно
царям, препоясан по персям золотым поясом. Этими чертами указывается
на первосвященническое и царское достоинство Явившегося (ст. 12-13).
Глава Его и волосы были белы, как белая волна, как снег, и очи Его как
пламень огненный. Белизна волос служит обыкновенно признаком старости.
Этот признак свидетельствует, что явившийся Сын Человеческий – едино
с Отцем, что Он – одно с "Ветхим деньми", Которого в таинственном видении
созерцал св. пророк Даниил (7:13), что Он такой же Вечный Бог, как и
Бог Отец. Очи Его были как пламень огненный, что означает Его Божественную
ревность о спасении рода человеческого, что перед взором Его нет ничего
сокрытого и темного и что Он пламенеет гневом на всякое беззаконие (ст. 14).
Ноги Его были подобны халколивану, как раскаленные в печи. "Халколиван"
– это драгоценный металлический сплав с огненно-красным или золотисто-желтым
блеском. По некоторым толкованиям, халк – это медь и знаменует человеческую
природу во Иисусе Христе, а ливан, как благоуханный фимиам – природу
Божественную. "И голос Его как шум вод многих", то есть голос Его подобен
голосу грозного судии, поражающему трепетом смятенные души судимых человеков
(ст. 15). "Он держал в деснице Своей семь звезд" – по следующему
далее объяснению (ст. 20) Самого Явившегося Иоанну, эти семь звезд
обозначали собой семерых предстоятелей церквей, или епископов, называемых
здесь "Ангелами церквей". Этим внушается нам, что Господь Иисус Христос
держит в деснице Своей пастырей церковных. "И из уст Его выходил острый
с обеих сторон меч" – этим символизируется всепроникающая сила слова,
исходящего из уст Божиих (ср. Евр. 4:12). "И лице Его, как солнце,
сияющее в силе своей" – это образ той неизреченной славы Божией, которой
просиял Господь в свое время и на Фаворе (ст. 16). Все эти черты
представляют нам целостный образ Страшного Судии, Первосвященника и
Царя, каким явится некогда Господь Иисус Христос на землю при Втором
Своем Пришествии, дабы судити живым и мертвым.
В великом страхе Иоанн пал к ногам Его,
как мертвый. Из этого можно заключить, что возлюбленный ученик, возлежавший
некогда на персях Иисусовых, не признал в Явившемся ни одной знакомой
ему черты, и это неудивительно, ибо, если ученики нелегко узнавали Господа
своего по воскресении в Его прославленном теле на земле, то тем труднее
узнать Его в лучезарной небесной славе. Господь
должен был Сам успокоить Апостола, положив на него десницу Свою со словами:
"Не бойся, Аз семь Первый и Последний, и живый, и бых мертв, и се жив
есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти" (ст. 17-18)
– из этих слов св. Иоанн должен был понять, что Явившийся не кто иной,
как Господь Иисус Христос, и что явление Его для Апостола не может быть
смертельным, а, наоборот, живительным. Иметь ключи от чего-нибудь означало
у Евреев получить власть над чем-либо. Таким образом, "ключи ада и смерти"
означают власть над смертью телесной и душевной. В заключение Явившийся
повелевает Иоанну написать то, что он увидит и чему подобает быть, объясняя,
что семь звезд – это Ангелы, или предстоятели семи церквей, а семь светильников
обозначают самые эти церкви.
© Архиепископ Аверкий. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий
Рязанов, дизайн. 2006.
|
|