Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 9 По трубному гласу пятого
Ангела с неба спала звезда, и "дан был ей ключ от кладязя бездны. Она
отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи:
и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча
на землю..." Этой саранче, подобной скорпионам, ведено было мучить людей,
которые не имели на себе печати Божией, "пять месяцев". Св. Андрей Кесарийский
под этой звездой понимает Ангела, посланного для наказания людей, под
"кладязем бездны" – геенну, "прузи", или саранча, это, по его мнению,
черви, о которых сказал пророк: "Червь их не скончается" (Ис. 66:24);
помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, "пять
месяцев" означают непродолжительность этой казни, так как "аще не быша
прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть" (Матф. 24:22);
можно видеть тут и соответствие пяти внешним чувствам, через кои грех
входит в душу человека. А что саранча эта "не вредит травы земные, но
человеки точию", так сие потому, что вся тварь свободится от тления, ради
нас которому ныне рабствует". Описание этой чудовищной саранчи, которая
с головы походит на человека, носит венцы из поддельного золота, женские
волосы, имеет львиные зубы, тело, покрытое чешуей железной, как бы латами,
крылья, производящие шум и треск, как бы от множества колесниц, мчащихся
на войну, и, наконец, вооруженный жалом хвост, как у скорпионов, – все
это наводит некоторых толкователей на мысль, что эта саранча – не что
иное, как аллегорическое изображение человеческих страстей. Каждая из
таких страстей, дошедши до известного предела, имеет все признаки этой
чудовищной саранчи (см. толкование Ф. Яковлева). "Пять месяцев" указывают
на кратковременность порочных наслаждений по сравнению с вечностью мучений,
которые затем последуют. Описывая приближение дня Господня, св. пророк
Иоиль описывает также появление перед ним губителей, отчасти напоминающих
эту саранчу. Современные толкователи, не без некоторой доли справедливости,
находят сходство у этой саранчи с аэропланами - бомбардировщиками.
Ужасы, которым подвергнутся тогда люди, будут таковы, что они станут искать
смерти, но не найдут ее; "вожделеют умрети, и убежит от них смерть". Этим
указывается на мучительность имеющих постигнуть людей страданий. Под царем
этой саранчи, носящим имя ангела бездны – "Аввадон", или по-гречески "Аполлион",
толкователи понимают диавола (ст. 1-12).
© Архиепископ Аверкий. 2006. |
||||||||
|