Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Архетипическая информация имеет своей единицей архетип. Воспользуемся определением архетипа, приведённом в книге Е.А. Файдыша "Карма и психотравмы" [33]: "Архетип - образ бессознательного, имеющий надличностное, общечеловеческое значение и проявляемый как в глубинных основах личности отдельного человека, так и в мифах, религиях, искусстве и культуре. Архетип является центральным понятием в работах Карла Юнга и в трансперсональной психологии. Особенность архетипа в бесконечной вариативности его проявления, невозможности его простого, жесткого определения в виде текста. И в то же время в наличии некоего общего, позволяющего узнавать каждый архетип во всех его проявлениях. Примерами архетипов могут служить понятия Бога, любви, обобщенные понятия отцовского и материнского начала и т.д." Впервые понятие архетипа ввёл один из величайших ученых XX века Карл
Юнг для описания информации, не укладывающейся в жесткое ложе логически
упорядоченных смыслов [46, 47]. Он же посвятил
большую часть своих работ изучению и анализу природы архетипических образов
и символов, их проявлению в психике человека и в культуре, их практическому
использованию в психотерапии. "…Скажем, человека можно достаточно детально охарактеризовать, дав его фотографии с разных сторон, описав его привычки и особенности поведения. Такой подход не сработает, если мы захотим передать образ Бога, любви, зла и т.д. Может быть, поэтому во многих религиях запрещается изображать лицо Бога, чтобы верующие не сводили его бесконечное разнообразие к единому образу..." Следующее важное свойство архетипа - невозможность провести четкую границу
между разными архетипическими образами, которые как бы проникают, плавно
переходят друг в друга. Архетип напоминает многомерный объект, который
мы видим только как его отдельные проекции. Отсюда и бесконечное множество
описаний, образов, ликов, и невозможность сведения архетипа к простому
их перечислению, и размытые границы между разными архетипическими образами
[35]. Однако, при классификации архетипической информации и, соответственно,
при её использовании для моделирования поведения человека и общества,
а также при употреблении адекватных архетипических символов в нашей повседневной
жизни возникают довольно значительные трудности. Одна из них связана с
огромным количеством архетипической информации и невозможностью её "полного
собрания сочинений".
Кроме того, в связи с тем, что основой управления населением в современном постиндустриальном обществе стала манипуляция общественным сознанием, появилось огромное количество клонов, копирующие древние традиции. Выпущено большое количество книг и статей, в которых откровенно деструктивная информация выдаётся за "божественные" откровения и древние знания [35]. Т.к. значительное число ценной архетипической информации приходится искать именно среди духовных традиций древности, то естественно возникает опасность воспользоваться продуктом опытных манипуляторов, что может иметь чрезвычайно опасные последствия при попытке применить данные "знания" на практике. Поэтому необходимо самым тщательным образом исследовать всю доступную на сегодняшний день литературу по архетипической информации и по крупицам отбирать ту весьма небольшую часть полезной информации, практическое применение которой может принести огромную пользу, как отдельному человеку, так и всему человечеству.
© Международный Институт Ноосферы. Евгений Файдыш, Дмитрий Рязанов. 2007. |
||||||||
|