ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

 

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ
С.М. Широкогорова

Введение

 

Предисловие

Настоящий "Опыт" в основных своих чертах был мною задуман по окончании исследований в Забайкалье, в Амурской области и в Северной Маньчжурии, включая в последнюю Хулунбуирский округ Монголии. Чем более расширялись мои наблюдения в области шаманства, религии и общего миросозерцания, чем больше параллелей получалось мною в различных тунгусских народностях, тем яснее становилось, что шаманство тунгусов нельзя рассматривать как религию, в общепринятом смысле этого слова, но вместе с тем становилось очевидным и то, что шаманов нельзя рассматривать, как фокусников и плутов или как нервнобольных людей, порождающих в болезненном состоянии свое учение. Шаманство, в той форме, как это наблюдается теперь, судя по некоторым данным, отнюдь не является древнейшим явлением и у некоторых тунгусов, по утверждению их самих, оно с трудом насчитывает 2 - 3 столетия. Несколько старше шаманство, видимо, у маньчжуров, но едва ли приходится особенно старить его, так как оно носит на себе слишком много черт заимствования и современности, а самими маньчжурами начало его относится ко времени Минской Династии (XIV- XVII в.в.) в Китае. Наконец, ряд данных указывает на то, что у монголов шаманство существовало еще во времена Чингиз-хана и уже тогда ламаизм начал с ним борьбу, которая теперь заканчивается не в пользу шаманства. В наиболее развитом виде шаманство встречается у тунгусских народностей, где оно ныне наблюдается в полном своем расцвете. Значительное разнообразие систем шаманства у тунгусов, неустойчивость форм его, распространенность и всеобщее признание говорят за то, что это явление сравнительно молодо и находится в состоянии бурного развития.

Имеющиеся у меня собственные наблюдения по шаманству тунгусов вообще, а в частности маньчжуров настолько велики, что исчерпывающая обработка и издание их в настоящее время невозможны; препятствием к этому служить также и отсутствие под руками необходимых книг.

Для настоящего "Опыта" я воспользовался лишь частью, и притом менee значительной, наблюдений, производившихся мною в 1912-1917 г.г., во время посещений мною тунгусских народностей, включая сюда, как это принято, и маньчжуров. Из числа основных вопросов шаманства я первоначально предполагал коснуться лишь одного, а именно вопроса о значении шаманства для рода, но при выполнении этой задачи оказалось необходимым попутно обратиться и к другим основным вопросам шаманства и таким образом ранее предполагавшуюся статью развить в нечто болee обширное, чему я дал громкое название "Опыта исследования основ шаманства у тунгусов" Настоящий "Опыт" не претендует на то, чтобы быть законченным исследованием шаманства тунгусов, вопроса крайне сложного и до сих пор еще недостаточно освещенного исследованиями. Наблюдение шаманства от исследователя требует прежде всего знания языка исследуемой народности, без чего наблюдения могут быть только частичными и к тому же плохо истолкованными переводчиками. Число исследователей, знающих тунгусский язык, настолько ограничено, что возлагать надежды на дополнительные наблюдения в ближайшее время, особенно в условиях современного положения науки, едва ли основательно. Между тем ряд основных вопросов, как кажется мне, возможно, возбудить уже теперь и это быть может послужить толчком к дальнейшим исследованиям, а критика "Опыта" облегчит мой труд по обработке уже имеющихся у меня наблюдений.

Пользование только теми немногочисленными изданиями и трудами, которые имеются здесь, неминуемо привело бы меня к неизбежным погрешностям и пропускам, во избежание чего, я совершенно отказался от использования имеющейся литературы, быть может, лишив тем самым предлагаемый "Опыт" обычной для подобных работ системы изложения предмета.

Отсутствие книг мне не позволило также сделать необходимые параллели и распространить некоторые выводы за пределы тунгусских народностей; между тем большая часть вопросов, которых касается "Опыт", конечно, иметь более общее значение и положения, изложенные в заключении, вероятно, найдут себе приложение и по отношению к другим народностям. Развитие некоторых сторон шаманства за счет других, расширение сферы деятельности шамана за пределы рода или замещение рода определенной территорией и другие частные отличия, вероятно, будут характеризовать шаманство других народностей.

В дальнейшем мною предположено обратиться к обработке и опубликованию всех собранных мною лично данных, касающихся шаманства у тунгусов и особо шаманства маньчжуров, а также при свете намеченных положений рассмотреть шаманство и аналогичные ему явления у других народностей, чтобы, по корректировании полученных на тунгусском материале выводов, сделать эти выводы более общими. Эта последняя заключительная работа потребует специального анализа близких шаманству явлений, свойственных другим народностям, и более обоснованного развития вопросов психологии и психопатологии шаманства. В настоящем же "Опыте", преследуя более скромную цель, я ограничился лишь некоторыми вопросами, опуская совершенно вопросы второстепенного значения, а также и все то, что при вынужденно кратком, схематическом изложении, без необходимых литературных подтверждений, по несовершенству своему окажется вне критики.

Технические условия работы и издания, к сожалению, лишили меня возможности более тщательно прокорректировать и отделать внешнюю сторону предлагаемого "Опыта", а также снабдить его некоторыми иллюстрациями и пояснительными чертежами.

Автор

г. Владивосток

Октябрь. 1919 г

 

 

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ

Введение

 

© С.М. Широкогоров. 1919.
© Международный институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, OCR, перевод со старорусского, дизайн. 2005.