Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Приложение 2 ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА
Одним из важнейших понятий древнего мистицизма и магии, традиционных систем целительства является жизненная сила или энергия. Это то самое главное действующее начало, без которого любой обряд и ритуал превращаются в бессмысленный спектакль. То самое горючее, без которого наше тело и наша психика перестают нормально функционировать и обречены на быструю деградацию. Представления о природе жизненной энергии, ее свойствах, системах нашего организма, связанных с ее переработкой и распределением, лежали в основе мистической практики древнего Египта, Индии, Китая, Тибета. Были созданы совершеннейшие системы психоэнергетических упражнений, направленные как на активизацию сверхспособностей нашего организма, боевые практики, так и на оздоровление, лечение. Были разработаны разнообразные приборы и приспособления для концентрации, фокусирования и аккумуляции жизненной энергии. Вспомним магические жезлы, кинжалы, зеркала, короны и те же египетские, мексиканские пирамиды. Однако до последнего времени представление о жизненной силе лежало за пределами научного знания, казалось анахронизмом и предрассудком. Только последние открытия современной физики и биологии, дальнейшее развитие научной парадигмы позволили, наконец, понять реальность древнего представления о жизненной энергии. Чтобы яснее понять, что же это такое, рассмотрим сначала, что вкладывалось в древности в понятие жизненной энергии. Рассмотрим, что происходит при недостатке и избытке жизненной энергии, чем она отличается от обычных видов энергии (физической, химической и т.д.). Как любой психофизический фактор, жизненная энергия может проявляться на нескольких планах нашей реальности. 1. На физическом уровне недостаток жизненной энергии приводит к резкому снижению тонуса, ослаблению иммунной системы, уменьшению "запаса прочности" нашего организма. Как следствие, начинают отказывать наиболее слабые звенья нашего организма. Те органы или системы, которые у данного человека находились на грани нормы и патологии. У кого-то это может быть печень, у кого-то почки, у кого-то сердце и т.д. Естественно, что в подобной ситуации человек становится легкой добычей различных инфекций, не способен сопротивляться действию неблагоприятных физико-химических факторов окружающей среды. В целом симптомы недостатка жизненной энергии очень напоминают синдром хронической усталости, изменения, возникающие при хроническом стрессе на фазе истощения. И наоборот, человек с высоким уровнем жизненной энергии обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью, демонстрирует чудеса адаптивности. Он может выдерживать большие дозы радиации, не заболевает, находясь в очагах эпидемий, может работать по много часов, обходясь минимумом сна. При этом уровень жизненной энергии никак напрямую не связан с поступлением физико-химической энергии в наш организм. Один и тот же человек может демонстрировать весь спектр симптомов падения жизненной энергии, прекрасно питаясь и находясь в комфортных условиях. И наоборот, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, резко повысить свой жизненный потенциал. Ну и, конечно, чудеса адаптации демонстрируют люди, овладевшие специальными психоэнергетическими техниками Индии, Тибета и Китая. Концентрируя жизненную энергию, они могут переносить нечеловеческую жару и холод, длительное время обходиться без пищи, не теряя тонуса и работоспособности, и т.д. Передавая жизненную энергию другим людям, они могут излечивать тяжелейшие заболевания, буквально вытаскивать человека с того света. Важно подчеркнуть, что такое биоэнергетическое лечение носит неспецифический характер, одновременно активизирует весь организм человека, повышает эффективность всех его систем и органов. 2. На уровне психики недостаток жизненной энергии проявляется в повышенной утомляемости, сонливости, расстройстве координации движений, снижении скорости реакций, мышечного тонуса. Уменьшается объем активного внимания, ухудшается кратковременная и долговременная память. Падает интеллектуальный потенциал, творческие способности. Возникает склонность к "зацикливанию" (синдром Лошадиной фамилии). Человек становится заторможенным, малоподвижным, плохо соображающим. При избытке жизненной энергии все меняется в противоположную сторону. Человек становится очень активным, начинает быстро соображать, его двигательная активность становится хорошо координированной и т.д. Мастера восточных психоэнергетических традиций демонстрируют чудеса быстроты и скоординированности движений, способность к мгновенному принятию решения, громадную и эффективно работающую память. Вспомним китайские и тибетские школы боевых единоборств, способность индийских и тибетских монахов запоминать наизусть сотни огромных томов священных текстов. И все эти сверхспособности базируются на умении концентрировать и правильно направлять жизненную энергию, для чего в древности создавались специальные, очень сложные системы упражнений и тренингов. 3. Очень важным фактором является тесная связь жизненной энергии и хода субъективного времени. При избытке жизненной энергии ход внутреннего времени как бы ускоряется: за один и тот же временной интервал (час, день и т.д.) человек успевает сделать намного больше, чем обычно. И наоборот, недостаток жизненной энергии затормаживает внутреннее время. Проходит день, а вы ничего не сделали, время куда-то провалилось. На Тибете существуют специальные психотехники для ускорения внутреннего времени. С их помощью воины настолько ускоряют собственное внутреннее время, что окружающий мир "застывает", как при замедленных съемках. А для обычных людей они превращаются в мелькающие молнии, мгновенно перемещающиеся в пространстве. Однако траты жизненной энергии столь велики, что воин может находиться в таком состоянии не более десяти минут, а потом восстанавливается несколько дней. 4. И, наконец, жизненная энергия оказывается связанной не только с нашим телом и психикой, но и с внешними ситуациями, т.е. ситуациями, имеющими для нас значение, но напрямую не связанными с нашим поведением. Такими, как, скажем, выигрыш в лотерею, неожиданная встреча, случайное совпадение и т.д. Если мы обладаем избытком жизненной энергии, то все ситуации складываются в благоприятном для нас направлении, нам везет, наступает полоса удач. И наоборот, недостаток энергии приводит к полосе невезения, негативным для нас совпадениям, вносящим хаос и разлад в нашу жизнь. Это хорошо иллюстрирует универсальный, космический характер жизненной энергии. Именно так воспринималась она в эзотерических учениях древности - как самостоятельный фактор нашей вселенной, фактор, противодействующий нарастанию хаоса, гармонизирующий и порождающий все разнообразие окружающего нас мира. Важно подчеркнуть, что, по представлениям древних, жизненная энергия проявляется не только в живых организмах, но и в неживой материи, пронизывая все объекты вокруг нас. Если попробовать найти общее во всех проявлениях избытка и недостатка жизненной энергии, о которых мы говорили, то нетрудно увидеть следующее. Недостаток жизненной энергии характеризует нарастание хаоса, рассогласование, разбаланс во всех частях сложной системы, будь это наше тело, психика, ситуация или неживой объект. И соответственно избыток жизненной энергии вызывает рост упорядоченности, согласованности и гармонии. Об этом же говорят и древние тексты Индии и Китая. Таким образом, первое свойство жизненной энергии связано с ее антихаотическим, антиэнтропийным действием. Она довольно близка понятию негаэнтропии (антиэнтропии), введенному в современную физику Л.Бриллюэном. У нашего соотечественника астрофизика Н.Козырева в качестве аналога жизненной энергии выступает фактор времени, непосредственно связанный с хаосом и упорядоченностью. Как показали открытия, сделанные в последние десятилетия в физике, химии и биофизике, особенно чувствительны к нарастанию хаоса так называемые неравновесные системы, к которыми относятся и все живые организмы. Становится понятным, почему в их существовании столь большую роль играет жизненная энергия. Именно ее постоянное поступление является гарантией противодействия нарастанию хаоса. В противном случае рост хаоса приведет к быстрому саморазрушению и гибели живого организма. Второе свойство связано с законом сохранения, иными словами, жизненная энергия рассматривается как фактор, который расходуется и может перемещаться из одного места в другое, так же как и физическая энергия. Скажем, если вы совершили некоторую психическую работу, то ваш запас жизненной энергии уменьшился. Если вы ее забрали у кого-либо, то его запас жизненной энергии стал меньше, а ваш больше. Это свойство присуще далеко не всем факторам нашего мира. Например, если вы прочитали интересную книгу, то получили новую информацию, однако от этого информация в книге не уменьшилась. И следующие читатели могут получить не меньше информации, чем вы. Исходя из закона сохранения, казалось бы, оптимальной является стратегия экономии, сохранения и накопления жизненной энергии, своеобразный вампиризм. Однако это не так. Бывает, что умственные траты приводят не к истощению запасов энергии, а к ее активизации (вспомним овторое дыханиеп). Тут нет парадокса, наш организм - это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром, и в определенных состояниях все траты с избытком компенсируются притоком новых порций жизненной энергии из окружающего пространства. Именно выход в такие состояния, а не накопление, запасание жизненной энергии и является целью продвинутых психоэнергетических практик Индии, Китая и Тибета. Из закона сохранения вытекает и еще одно важное следствие. Если упорядоченность неживого объекта или организма падает, т.е. происходит нарастание хаоса, то жизненная энергия при этом излучается и наоборот. Например, при горении помимо тепла должна излучаться и жизненная энергия. В Китае это свойство было известно еще в глубокой древности и использовалось в знаменитых полынных сигарах, применявшихся в акупунктуре и целительстве. С этой точки зрения полынная сигара является одним из первых генераторов жизненной энергии. Естественно, что пламя костра также дает выброс жизненной энергии, чем выгодно отличается от электрокамина или батареи отопления, дающих, в основном, тепло. Общий принцип очень прост: чем сильнее разница между исходной упорядоченностью топлива и ее уменьшением к моменту сгорания, тем дольше выброс жизненной энергии. Скажем, у древесины эта разница больше, чем у бензина или у горючего газа, отсюда и гораздо более длительный выход жизненной энергии при меньшей теплотворной способности. Поэтому и пища, приготовленная на костре, намного вкуснее, чем при использовании газовой плиты. Аналогичная идея используется и в некоторых современных психотронных генераторах, например, в изготовленных из лазера. При генерации светового луча в рабочем теле лазера (газе или кристалле) происходит резкое изменение его энтропии (меры хаоса). Поэтому кроме когерентного света излучается и негаэнтропия (жизненная энергия). Путем несложной переделки серийного лазера ее выход можно повысить во много раз и использовать такой прибор для целей биоэнергетики. Третье свойство жизненной энергии связано с ее динамическим характером, невозможностью длительное время сохраняться в законсервированном виде. В этом отношении она похожа на световые лучи, которые существуют только в движении. Так же как невозможно набрать свет в пузырек и сохранить там, закрыв пробкой, нельзя надолго сохранить, законсервировать жизненную энергию. Будучи зафиксирована в замкнутом объеме, она быстро теряет свои положительные свойства, так же, как непроточная вода в пруду зацветает и становится непригодной для питья. Именно потому в древних системах психоэнергетики никогда не стремились запасать жизненную энергию впрок, а ориентировались на обеспечение ее постоянного притока. И наконец, четвертое свойство жизненной энергии связано с ее способностью нести информацию. В этом отношении она похожа на ту же электромагнитную энергию, которая, будучи промодулирована, становится способной переносить звук и изображение в радиоволнах. В первую очередь жизненная энергия несет информацию о своем предыдущем хозяине, который ее излучает. Например, при горении излучаемая жизненная энергия несет информацию, связанную с топливом, его свойствами, структурой. При извлечении из пищи она промодулирована информацией о том, кого мы съели, о его предыдущей жизни и смерти. В этом отношении жизненная энергия, извлекаемая из мяса, несет много негативной информации, связанной как с привычками своего хозяина, так и со страданием, страхом в момент смерти. Именно поэтому древние народы очень большое значение придавали ритуалу забивать животных, идущих в пищу, проводили специальные обряды, стремясь задобрить, умилостивить духов убитых животных. С глубокой древности существует поверье, что, съев, например, сердце тигра, можно унаследовать его храбрость и т.д. Одной из важнейших областей древней магии являлось искусство модулировать, кодировать жизненную энергию. Существовал специальный язык, позволявший описывать весь спектр свойств, придаваемых жизненной энергии с помощью модуляции. Обычно для этого использовались образы первоэлементов - основных тонких субстанций, из которых, по представлениям древних, состоит вселенная. В европейской магии обычно использовалась система четырех первоэлементов (земля, вода, огонь и воздух). В Китае - пяти (добавлялся еще элемент дерева, а воздух часто изображался как металл). В Индии зачастую добавляли еще и шестой первоэлемент - глину. Была даже градация из двенадцати первоэлементов. Естественно, образ первоэлемента нельзя понимать буквально - это определенный набор свойств, характерных для соответствующего химического вещества. Когда говорят, например, что жизненная энергия имеет свойства огня, это означает, что она воспринимается как жар, распирание, давление и т.д. Самое главное, что система первоэлементов позволяет классифицировать все возможные разновидности свойств жизненной энергии и описывать их взаимосвязь (взаимное усиление или антагонизм). Владея этой системой, можно очень точно выбирать, как следует промодулировать, закодировать жизненную энергию, чтобы получить нужный результат при том же лечебном воздействии. Для модуляции жизненной энергии с глубокой древности используются самые различные приборы и приспособления. В самом простом случае, когда энергия излучается руками человека, модуляция происходит за счет визуализации определенных образов. В простейшем случае - одного из пяти первоэлементов в сочетании с образом цели, конечного результата воздействия. Еще эффективнее использование магических знаков и мантр. При этом магический знак рисуется лучом жизненной энергии одновременно с повторением соответствующей мантры. В другом варианте поток излучаемой жизненной энергии проходит через нарисованное изображение магического знака, наложенное на место воздействия. Модуляция энергий первоэлемента может происходить с помощью специальных резонаторов (объемных геометрических фигур, кристаллов). Для придания энергии целебных свойств могут использоваться кассеты с лекарственными веществами, травами, гомеопатическими препаратами. Естественно, жизненная энергия может излучаться не только руками, но и специальными генераторами, в простейшем случае - полынной сигарой. Для ее концентрации могут использоваться специальные фокусирующие системы, превращающие рассеянное излучение в тонкий луч и тем самым резко повышающие эффективность воздействия. Это похоже на фокусировку света лампочки карманного фонаря с помощью линзы или рефлектора. При работе с жизненной энергией удобно использовать аналогию с жидкостью. С этой точки зрения каждое тело и его часть можно уподобить сосуду, а объем жидкости в нем будет аналогом количества жизненной энергии. Кроме объема жидкость в сосуде характеризуется давлением (высотой столба), точно так же и жизненная энергия обладает потенциалом - характеристикой, позволяющей сравнивать "давление" жизненной энергии в разных объектах. Эта характеристика очень важна, т.к. жизненная энергия аналогична жидкости, и имеет тенденцию перетекать из мест с более высоким давлением к более низкому. Такой закон сообщающихся сосудов (стремление к выравниванию уровней жидкости в сообщающихся сосудах) позволяет хорошо описывать динамику обмена жизненной энергией между организмами и организма с окружающей средой. Естественно, этой аналогией можно пользоваться только при установившихся уровнях жизненной энергии. В неравновесных, неустойчивых системах действуют более сложные закономерности, описываемые неравновесной термодинамикой и синергетикой. Именно они позволяют понять многие эффекты, возникающие при продвинутых техниках работы с жизненной энергией (индийская и тибетская Тантра, китайский даосизм и цигун). Противодействие нарастанию хаоса, поддержание высокой упорядоченности является одним из важнейших условий выживания и нормального функционирования нашего организма и психики. Поэтому понятно, сколь важным является обеспечение постоянного притока и нормальной циркуляции жизненной энергии. Именно для этого в нашем организме существует специальная система, то, что в древности называлось тонким телом, система акупунктурных каналов и чакр. При этом чакры являются своеобразными органами, собирающими, трансформирующими и перераспределяющими жизненную энергию по нашему телу. А акупунктурные каналы служат сосудами, по которым она попадает в каждую часть, каждый орган нашего тела. Будучи третьей регуляторной системой (наряду с нервной и гуморальной), чакры и каналы не являются вещественными образованиями, состоящими из молекул, как обычные органы нашего тела. Они образованы невидимыми полями, имеющими вихревую природу. Даже само слово "чакра" в переводе с санскрита означает колесо, вращение, а по форме она напоминает воронку смерча, конус, расположенный в горизонтальной плоскости. Причем его основание лежит на передней поверхности тела, а вершина - на позвоночнике, точнее, на центральном канале Сушумны, проходящем примерно в этой области. Кроме Сушумны выделяются еще два основных канала: левый - Ида и правый - Пингала, образующие петли в четырех областях Сушумны. Эти петли перекрывают центральный канал, делая его похожим на трубку бамбука. Поэтому жизненная энергия или прана, как ее называют в Индии, у обычного человека циркулирует только по Иде и Пингале, не давая проявиться всему потенциалу нашей психоэнергетики. Развязывание этих узлов и открытие центрального канала является целью многих эзотерических школ Индии и Тибета. Однако достижение этой цели требует десятилетий строжайшей монашеской практики. Рассмотрим теперь систему чакр, описываемую в индийской Тантре Согласно индийской традиции, всего в "тонком теле" человека насчитывается до 64000 каналов (называемых нади), соединяющих чакры с внутренними органами человека. Переплетаясь, множество нади и образуют "тонкое тело". В йоге особое значение придается трем нади: ИДЕ, ПИНГАЛЕ и СУШУМНЕ. Сушумна проходит внутри позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. Падма чакры является ее своеобразным командным центром и находится на вершине чакрового конуса, лежащей у позвоночника. Сушумна, по древним представлениям, не является анатомическим образованием, а представляет собой так же, как Ида и Пингала, излучение, особое силовое поле. Она начинается на уровне 1-й чакры у основания позвоночника и заканчивается примерно в середине головного мозга. Ида и Пингала также начинаются в 1-й чакре и соединяются с Сушумной на уровне 6-й чакры (примерно на высоте переносицы). Расположение чакр на теле человека показано на рис. 13, а их графическое изображение, согласно индийской тантре, на рис 14. Рис.13. Расположение чакр на теле человека Рис.14. Графическое изображение чакр в индийской тантре Обычно, при пробуждении чакр и других упражнениях с ними, канал Ида представляют с левой стороны тела, а Пингала - справа. Такая форма представления вполне допустима, так как канал Ида связывается с женской формой энергии (левая сторона), а канал Пингала - с мужской (правая сторона). Поэтому при дыхательных упражнениях представляют, что Ида соединяет левую ноздрю, а Пингала - правую с нижней чакрой Муладхарой. 1. Муладхара Нижняя чакра расположена в основании позвоночника. На поверхность тела она выходит между анальным отверстием и половыми органами. Некоторые древние тексты локализуют ее на задней стенке влагалища - у женщин, и в предстательной железе у мужчин. Чакра Муладхара считается коренным, основным центром, хранилищем гигантской потенциальной энергии, символизируемой дремлющей змеей Кундалини. Пробуждение Кундалини, подъем ее в верхние чакры является одной из основных целей йоги. Эта чакра рассматривается как связующее звено между физическим и подсознательными мирами. Кроме того, в ряде древних источников указывается, что с ней связана оккультная способность левитации - т.е. полетов за счет нейтрализации силы тяжести. Первой чакре соответствуют первоэлемент земля и планета Сатурн. Ее мантра (звуковая формула) - ЛАМ. Она имеет четыре лепестка с мантрами - вам, гам, щам и сам. На физиологическим уровне чакре Муладхара соответствует крестцовое нервное сплетение, ее эндокринной железой является простата. Она наиболее тесно связана с мужскими половыми органами, прямой и толстой кишкой. Из органов восприятия и действия ей соответствуют нос и ноги. При разбалансировке Муладхары могут возникнуть следующие заболевания: геморрой, запор, ишиас, простатит, воспаление яичников. Первая чакра связана с психологическими возможностями, обеспечивающими выживание, защиту индивидуальности. Ее нормальная работа дает чувство уверенности, стабильности. И наоборот, разбалансировка Муладхары вызывает безволие, неуверенность в себе, печаль, депрессию. Такие люди не могут найти цель в жизни, лишены корней, поглощены удовлетворением собственных животных потребностей. Геометрический символ нижней чакры - ее мандала изображена на рис.14. Она используется в медитативных техниках раскрытия и балансировки чакры в сочетании с ее основной мантрой и мантрами лепестков. В самых простых случаях при медитации на Муладхаре можно представлять ее в виде пятна красно-оранжевого цвета. С ней ассоциируется мифический слон Айравата и черепашка. В индийской мифологии с нижней чакрой связан бог Брахма и богиня Дакини. Их образы символизируют основные свойства чакры и также используются при медитации. Бог Брахма является одним из шести шивас, т.е. высших сущностей, воплощенных в форму. Над всеми ними стоит Высший Шива или Парама Шива, символизирующий высшую истину. По представлениям индусов, Брахма связан с процессом развития и творения. При медитации на Муладхаре он олицетворяет бесстрашие, достигаемое развитием духовности. С каждым из шести шивас связана определенная сила, представляющая некие свойства ума и олицетворяемая соответствующей богиней. В чакрах они также имеют шесть форм и называются привратницами, так как препятствуют проникновению в чакру недостаточно развитого практикующегося. Считается, что концентрация на Дакини пробуждает духовные качества и способствует проработке страха смерти. При этом у человека неразвитого она вызывает чувство огромного ужаса, представая перед ним в образе, олицетворяющем смерть и разрушение. И наоборот, человек духовный воспринимает ее в виде прекрасной девушки. 2. Свадхистана Эта чакра выходит на поверхность тела в области между пупком и половыми органами. В Китае она носит название нижний дань-тянь и локализуется в точке гуань-юань (МС4), расположенной на средней линии живота на три цуня (пальца) ниже пупка. Ее падма находится между 4 и 5 поясничными позвонками. По древним представлениям Свадхистана управляет внутренней жизненностью, в ее функции входит извлечение праны из пищи и энергонакопление. Кроме того, с ней связываются сексуальные функции и творческие потенции человека. Очень большое значение придается нижнему дань-тяню (Свадхистане) в восточных боевых искусствах и в разнообразных психоэнергетическик техниках, распространенных в Китае, Японии и т.д. В этой области происходит накопление ци с последующим перемещением ее в конечности или внутренние органы. В Индии считают, что пробуждение Свадхистаны обеспечивает здоровье и долгую жизнь. Первоэлементом второй чакры является вода, ее планета - Юпитер. Мантра Свадхистаны - ВАМ, у нее 6 лепестков с мантрами: бам, бхам, мам, ям, рам, лам. Чакре Свадхистана соответствуют предстательное, поясничное и подчревное сплетения. Эндокринные функции проявляются в надпочечниках, печени, селезенке. Она наиболее тесно связана с женскими половыми органами, почками и мочевым пузырем. Ее органом восприятия является язык, а органом действия - руки. При разбалансировке второй чакры может возникнуть импотенция, фригидность, гиперсексуальность, диабет, заболевания почек и мочевого пузыря. В Индии с нормально функционирующей Свадхистаной связывают такие психологические свойства, как терпение, выносливость, уверенность в себе. При ее разбалансировке возникает фрустрация, тревога, страх. Преобладание женского начала, первоэлемента воды символизируется на мандале Свадхистаны полумесяцем или лунным серпом (cм. рис.14). При медитации на ней можно также представлять пятно или круг розового цвета. Ее животным является мифическое морское чудовище Макара, похожее на огромного крокодила. Мужским божеством этой чакры являются боги Варуна и Вишну, а женским - богиня Ракини. Медитация на Варуне дает контроль над очищающей силой воды и сексуальной энергией, и, кроме того, освобождает человека от таких психологических качеств, как отвращение, страх, печаль, гнев, национализм. Все это подготавливает раскрытие духовной природы личности, связанное с медитацией на Вишну. Медитация на богине Ракини и ее силе, по представлениям древних индусов, способствует духовному очищению и углублению концентрации. Она помогает избавлению от глубоко укоренившихся недуховных качеств. 3. Манипура Чакра Манипура находится в районе солнечного сплетения, в области выше пупка и ниже ребер. Ее падма расположена между 2 и 3 поясничными позвонками. Третья чакра считается ответственной за накопление и хранение праны. С ней связывается интеллект и сверхспoсобности. По древним представлениям, пробуждение данной чакры обеспечивает нечувствительность тела к жаре и холоду. Это и способность ходить босиком по раскаленным углям, и возможность проводить обнаженным многие часы на поверхности ледника. В ряде текстов указывается, что третья чакра играет очень большую роль при взаимодействии с астральными планами. Манипуре соответствуют первоэлемент огонь и планета Марс. Ее мантра РАМ. У этой чакры десять лепестков с мантрами: дам, дхам, нам, там, йам, дам, дхам, нам, пам, пхам. Третьей чакре соответствует солнечное сплетение, эндокринные функции связаны с печенью, надпочечниками, поджелудочной железой и селезенкой. Энергетика Манипуры непосредственно влияет на следующие органы: печень, селезенку, желудок, тонкий кишечник, желчный пузырь. Ее орган восприятия - глаза, орган действия - анус. Нарушения в работе манипуры могут приводить к язве желудка, разлитию желчи, гепатиту, гипогликемии и желчно-каменной болезни. Нормальная работа третьей чакры обеспечивает следующие психологические характеристики: решимость, независимость поведенческих мотивов, личную энергию, силу воли, яркую индивидуальность. Разбалансировка Манипуры способствует возникновению раздражительности, неуверенности, жадности, комплексу вины. При концентрации на Манипуре также может использоваться образ земного круга. Ее животное - баран. Божество Манипуры - Рудра, а богиня - Лакини. Баран олицетворяет силу концентрации, активизацию контролируемой сексуальной энергии. В Индийской эзотерике бог Рудра рассматривается как специфическое проявление бога Ишвара - создателя, хранителя и разрушителя в одном лице. Медитация на Рудре способствует поглощению, растворению тех космических принципов, которые привязывают нас к земному существованию, нейтрализации всех отклонений сознания. Считается, что Рудра дает великую йогическую силу. Хранительницей входа чакры Манипура является богиня Лакини. Концентрация на ней устраняет все предыдущие ошибки, обеспечивает эффективность медитации на Рудре. Согласно Лайя-йоге, Лакини дает возможность без особых трудностей пробудить Манипуру. 4. Анахата Четвертая чакра Анахата расположена в центре груди, примерно на уровне сосков. В Китайской традиции она носит название средний дань-тянь и локализуется в точке Тань-чжун (МС 17). Ее падма находится между 4 и 5 грудными позвонками. Анахата считается центром эмоциональности и духовности. В древности очень многие народы именно в ней размещали душу человека. В индийской и тибетской Тантре считается, что в четвертой чакре находится корень человеческой самости, отделяющий, отгораживающий данную личность от всех остальных живых существ. Поэтому в самых разнообразных религиях духовная практика, медитация на чувство возвышенной любви связана с этой чакрой. По представлениям древних, развитие четвертой чакры пробуждает внутреннюю красоту, делает тело очень привлекательным, активизирует сверхспособности к восприятию и телепортации (перемещению в пространстве, в том числе сквозь преграды). Кроме того, Анахата регулирует и поддерживает биологические ритмы циркуляции праны. С каждым ее лепестком связан один из двенадцати акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой (см. рис. 15). Рис.15. Связь лепестков Анахаты с двенадцатью акупунктурными каналами, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой Первоэлемент четвертой чакры - воздух, ее планета - Венера. Мантра Анахаты - ЙАМ. У нее 12 лепестков с мантрами: кам, кхам, гам, гхам, нгам, чам, чхам, джам, джхам, ньям, там, тхам. Анахате соответствует сердечное сплетение, эндокринной железой является тимус. Она наиболее связана с сердцем, перикардом и легкими. Ее орган восприятия - кожа, а действия - половые органы. Нарушения в работе четвертой чакры могут привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, артриту, заболеваниям легких, гипертонии. Хорошо работающей сердечной чакре соответствуют такие качества характера, как любовь, сострадание, доброжелательность, исполнительность. При ее разбалансе человек становится бесчувственным, эмоционально закрытым, пассивным, его охватывает уныние, печаль. Мандала четвертой чакры показана на рис.14. На рис.15 изображены ее связи с акупунктурными каналами, определяющие закономерности их суточного ритма (закон "день - ночь"). Простейшей концентрационной формой Анахаты является пятно золотисто-желтого цвета. Антилопа является образом животного четвертой чакры. Ее бог - Иша, а богиня - Какини. Иша является одним из шести Шив, связанным с высшей йогической силой. Проявляясь при медитации на Анахате, он растворяет все страхи, вырастающие из бездуховности. Концентрация на Ише способствует овладению высшими стадиями пранаямы, в том числе и левитацией в тонком теле. Какини, являясь хранительницей входа в Анахату, представляет силовую форму Иши. Медитация на ней подготавливает ученика и развивает его силу концентрации на Ише, вырабатывает чувство покоя и непривязанности к материальному плану. 5. Вишудха Чакра Вишудха находится в области горла, ее падма расположена между 6 и 7 шейными позвонками. С этой чакрой связывают способность проникать в прошлое и будущее. В древней Японии считали, что она управляет сновидениями. Согласно Лайя-йоге, пробуждение этой чакры дает контроль над умом и телом, позволяет развить невероятную физическую силу. Пятой чакре соответствуют элемент эфир и планета Меркурий. Ее мантра - ХАМ. Она имеет 16 лепестков с мантрами: ам, аам, им, иим, ум, уум, рим, риим, лрим, лриим, эм, айм, ом, аум, ам, ахм. С Вишудхой связаны горловое сплетение, щитовидная и паращитовидная железы. Она наиболее тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга. Нарушение в работе пятой чакры может приводить к воспалению гортани, заболеваниям щитовидной железы, простудным заболеваниям и гриппу. Нормальное функционирование пятой чакры проявляется в таких свойствах психики, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал, вдохновение. При ее разбалансе появляется склонность к навязчивым идеям, отсутствие экспрессивности, стереотип поведения. Для медитации на Вишудхе можно использовать ее мандалу, изображенную на рис.14, или концентрироваться на ней как на пятне небесно-голубого цвета. Животным этой чакры является белый слон. Ее боги - Садашива и Шахини. Бог Садашива находится на Вишудхе как аспект высшей силы, на уровне которой женское и мужское начала неразделимы, поэтому он изображается с одной половиной тела мужской, а с другой - женской. Концентрация на Садашиве помогает развить сверхспособности к концентрации и контролю ума, а также невероятную физическую силу. Богиня Шахини является отдельным проявлением силы Садашивы. Концентрация на ней является необходимым подготовительным этапом для раскрытия Вишудхи. 6. Аджна Шестая чакра Аджна, известная также как третий глаз, расположена на лбу, в области между бровями. Ее падма находится между 2 и 3 шейными позвонками. В Китае Аджна носит название верхнего дань-тяня, ей соответствует акупунктурная точка инь-тянь. Она считается центром мудрости и рассматривается как наиболее важная медитативная чакра человеческого тела. Аджна связывается также с волевыми свойствами характера и с парапсихологическими способностями человека. В древности считалось, что третий глаз наиболее развит у сильных магов и шаманов и определяет такие их способности, как ясновидение, психокинез, возможность воздействовать на других людей на расстоянии. Шестой чакре соответствует основная тантритская мантра - ОМ. Аджна имеет два лепестка, их мантры - хам и тхам. Считается, что на уровне этой чакры происходит слияние нади Ида и Пингала с Сушумной, причем Ида проходит через левый лепесток, а Пингала - через правый. Аджна наиболее тесно связана с гипофизом, шейным нервным сплетением, головным мозгом. Нормальное функционирование этой чакры активизирует интеллект и психические способности, воображение, возможность к визуализации ярких зрительных образов. Разбалансировка шестой чакры вызывает трудности с сосредоточением, окостенелость мышления, плохую коммуникабельность, способствует возникновению шизофрении. Нарушения в ее работе могут явиться причиной головных болей. Помимо мандалы, показанной на рис. 14, при медитации можно представлять Аджну в виде пятна цвета индиго. Этой чакре соответствует сила Хакини, играющая большую роль при развитии высших медитативных способностей. Бог Шива предстает здесь уже не в форме одного из проявлений высшего божества, а как Итара линга - фаллический образ, олицетворяющий высшую творческую силу вселенной. В Индийской Тантре считается, что здесь же находится высшая сила Кундалини. 7. Сахасрара Сахасрара является самой высшей чакрой. Согласно эзотерическим источникам, она находится вне тела, над макушкой головы. Ей примерно соответствует точка бай-хуэй. Седьмая чакра считается центром, связанным с высшим духовным планом. Открытие этой чакры снимает все ограничения пространства и времени, позволяет достичь высшей стадии просветления - самадхи. По представлениям многих древних народов, именно в области Сахасрары находится место, где душа покидает тело. Чтобы облегчить выход души из тела после смерти, на Тибете принято вырывать на этом месте волосы у только что умершего человека. Согласно Тантре, у Сахасрары 1000 лепестков, расположенных в 20 слоев по 50. Будучи высшей чакрой, она не имеет звуковой мантры, однако иногда с ней связывают мантру ОМ. С Сахасрарой связывают шишковидную железу - эпифиз, расположенную в головном мозге. Нарушения в работе этой чакры могут способствовать образованию опухолей головного мозга, повышению внутричерепного давления. С хорошо работающей седьмой чакрой в Индии связывают такие психические свойства, как способность к просветлению, космическую любовь, контакт с космическим сознанием, обладание универсальной энергией. При ее разбалансировке могут возникнуть депрессия, замкнутость, тревожность, психозы и более тяжкие психические заболевания. Мандала Сахасрары, изображенная на рис. 14, в отличие от всех остальных обладает сильной ассиметрией. Этим подчеркивается одновременно земная и космическая природа этой чакры, ее связующая функция между земным и духовным планами реальности. При концентрации на седьмой чакре можно представлять ее в виде пятна пурпурного цвета. Ей соответствует высшая, не проявленная в форму сущность, - Парамашива. Являясь высшей сущностью, Парамашива воплощает в себе еще не дифференцированные женское и мужское начала. Поэтому при медитациях на Сахасраре отсутствуют образы женского и мужского божества.
Общие сведения о системе 13 чакр
Представление о 7 чакрах является крайне упрощенным и используется только на ранних этапах овладения психоэнергетикой. В йоге, индийской и тибетской Тантре обычно используют деление на 13 чакр. При этом говорят о системе чакры Аджны и системе чакры Сахасрары. Эти дополнительные чакры играют особенно важную роль при духовной трансформации, овладении техниками работы в измененных состояниях сознания и пробуждении высших магических способностей. Работа с этими чакрами осуществляется только при постоянном контакте с Учителем, поэтому мы дадим только самые общие сведения о них. Расположение дополнительных 6 чакр также показано на рис. 13, только им соответствуют номера в скобках. Для 7 основных чакр даны по два номера, один по семиричной системе, и другой, в скобках, для системы 13 чакр. (4) Хрит Чакра расположена в области сердца, под Анахатой. Она имеет восемь лепестков и часто рассматривается как внутренний аспект Анахаты. Блок в Хрит чакре приводит к развитию самости, эгоизма, противопоставлению животного и духовного начал, конфликту между ними. Поэтому проработке этой чакры придается очень большое значение в самых различных мистических традициях. Именно с ней связывается возможность интеграции и гармонизации верхних и нижних чакр. У большинства современных людей эта чакра заблокирована, что на соматическом уровне приводит к разнообразным сердечно-сосудистым заболеваниям. (7) Талу Расположена чакра в верхнем нёбе, там, где оно соприкасается с шеей. Она имеет 12 лепестков и является центром перехода Кундалини от Вишудхи к Аджне. Поэтому концентрации на Талу придается очень большое значение в Кундалини-йоге. Однако процесс работы с чакрой Талу возможен только для продвинутых учеников и передается непосредственно Учителем. (9) Манас Манас чакра относится к системе Аджны и расположена непосредственно над ней. Она имеет шесть лепестков и считается центром чувственного сознания. Пять лепестков связаны с пятью органами чувств (вкус, зрение, запах, осязание и слух) и активны в бодрствующем состоянии. Именно через них, по Индийским представлениям, происходит взаимодействие сознания с окружающим миром. Шестой лепесток активен во сне и в измененных состояниях сознания, именно через него происходит взаимодействие с астральными планами реальности. Поэтому данная чакра очень важна для овладения техниками работы в измененных состояниях сознания. (10) Инду Эта чакра относится к системе Аджны и расположена непосредственно над Манас чакрой. У нее шестнадцать лепестков, она считается центром высшего интеллекта (буддхи). На ее уровне проявляется сила Шакти Шивы. С ней связывается возможность высших форм познания, дающих целостное восприятие мира, не требующих. как мы делаем обычно, дробления на элементы и связи между ними. Такое восприятие характерно для высших уровней творческой активности человека. (11) Нирвана (Калачакра) Это самая высшая чакра из тех, что находятся в теле человека. Она также относится к системе Аджны. На уровне Нирвана чакры оканчивается центральная нади Сушумна, дальше энергия движется уже вне физического тела человека, а связь со следующей внечерепной чакрой Гуру осуществляется с помощью специальной силы Висарга. С Нирвана чакрой связываются высшие формы концентрации, ведущие к растворению личностного "я" и превращению сознания в сверхсознание. (12) Гуру Гуру чакра находится над черепом и относится к системе Сахасрары, является ее нижней частью. У нее 12 лепестков. Концентрация на Гуру чакре открывает путь к Самадхи - высшей форме интеграции с божественными планами реальности. Система чакр в тибетской тантре Тонкое тело и все его образования представляют собой чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая традиция описывает его как бы с разных точек зрения, и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно. Поэтому разные системы представлений о чакрах и тонкоматериальных каналах как бы дополняют друг друга, позволяют глубже проникнуть в суть дела. В этом отношении тибетская традиция представляет особый интерес. В силу географического положения и ряда других факторов в течение многих столетий Тибет был практически изолирован от окружающего мира. Поэтому там сохранились древнейшие знания, проникшие туда из Индии в первом тысячелетии и во многом утраченные в самой Индии. Они были дополнены древнейшими эзотерическими представлениями самих тибетцев и в таком виде стали основой одной из глубочайших религиозных и магических традиций нашей планеты. Это и знаменитая тибетская медицина, и разнообразные чудеса, демонстрируемые тибетскими монахами, и высочайшая религиозная практика. И одной из основ всего этого являются тибетские представления о жизненной энергии и образованиях тонкого тела. В частности, на ней же основана знаменитая практика пробуждения внутреннего огня Ту-мо, создающая предпосылки для просветления и развивающая такие сверхспособности, как невосприимчивость к жару и холоду, левитация и т.д. Основой тибетской психоэнергетики является представление о ветрах и красных и белых каплях. Ветры являются силовыми полями, энергиями, пробуждающими движение, противодействующими хаосу. Они могут рассматриваться как аналог праны или негаэнтропии. Именно движение ветров по образованиям тонкого тела (каналам и чакрам) служит основой любого изменения, развития. Белые и красные капли являются субстанциями (плотными и тонкими), зародышами любой структуры, в том числе и вещества. Красные капли наиболее тесно связаны с кровью, энергией огня, они находятся в пупочном центре (чакра Манипура). Белые капли связаны с наследственной субстанцией, спермой и одновременно с высшими тонкими энергиями. Они находятся в макушечном центре (примерно соответствует Сахасраре). Аналогом индийских чакр на Тибете являются "колеса" или "двери" (в переводе с санскрита чакра означает колесо). Термин "дверь" используется в связи с метафорой, согласно которой ветер (жизненная энергия) может проникнуть в центральный канал через один из этих центров так же, как человек входит в дом через дверь. Целью большинства тибетских эзотерических практик как раз и является открытие одной из дверей и проникновение ветра в центральный канал. У обычного человека ветры блуждают по системе тонкоматериальных каналов тела, возбуждая связанные с ними органы и соответствующие низменные желания, страсти (жадность, эрос, голод, самость и т.д.). И только переведение ветров в центральный канал освобождает человека от страстей и открывает его сверхспособности. Всего в тибетской традиции выделяют 10 дверей. Их расположение и примерное соответствие индийским чакрам показано на рис. 16. Особенностью является их изображение в горизонтальной плоскости. В этом смысле чакры и колеса (двери) являются разными срезами, проекциями (вертикальной и горизонтальной) одной и той же психоэнергетической системы и дополняют друг друга. Это еще раз демонстрирует многомерность природы психоэнергетическик центров. Рис.16. Система энергетических центров в тибетской тантрической традиции По представлениям тибетцев, центральный канал проходит посередине тела, но немного ближе к позвоночнику, пронизывая центры всех колес. Он начинается в области третьего глаза, поднимается к макушке и затем идет вниз, оканчиваясь в области промежности. Он имеет голубой цвет, а в центре становится ярко-красным, как артериальная кровь. Центральный канал также называется каналом жизни, каналом сознания, Раху. Не трудно заметить его примерное соответствие Сушумне. Слева и справа от центрального идут два канала, соответствующие Иде и Пингале индусов. Правый канал имеет красный цвет, левый - белый. Они начинаются в соответствующих ноздрях и заканчиваются в промежности, вдоль тела идут параллельно центральному каналу, образуя в четырех точках узлы вокруг него. Примерно от области пупка левый канал слегка отходит от центрального, опять возвращаясь к нему внизу и оканчиваясь в области половых органов. Таким же образом проходит и правый канал, заканчиваясь в области ануса. Как видно из схемы на рис. 16, узлы образованы в четырех колесах: пупочный центр (Манипура), сердечный центр (Анахата), горловой центр (Вишудха) и макушечный центр. В трех центрах они образуют одинарный узел, и только в сердечном - тройной, именно поэтому сердечному центру придается особое значение. Образуя узел, и левый и правый каналы сначала огибают центральный спереди. Очень важной тибетской эзотерической практикой является развязывание узлов. Только это позволяет пробудить зародыши белых и красных капель и дает возможность ветру беспрепятственно двигаться по центральному каналу (этот процесс примерно аналогичен пробуждению Кундалини в индийской йоге). Главными колесами являются те, где расположены узлы. Как уже говорилось, все они изображаются в горизонтальной плоскости с лепестками (или спицами), обращенными вверх или вниз. Цвет лепестков красный или белый. Их расположение показано на рис. 16. Два колеса - макушечное и пупочное имеют в центре треугольник, остальные - круг. Так как тройной узел расположен в сердечном центре, ему придается особое значение. Поэтому остановимся на нем подробнее. С каждым из восьми лепестков (спиц) этого центра связана одна из сторон света и первоэлемент (см. рис. 17). От каждого лепестка отходят три канала. Первый голубого цвета, связанный с сознанием, в основном, содержит ветры. Второй - речи, красного цвета - красные капли. И третий - тела, белого цвета - белые капли. Все они заканчиваются в 24 местах тела, образующих телесную мандалу. Каждая из этих 24 зон тела соответствует 24 священным местам нашей планеты, открываемым лишь просвещенным людям. Каждый из 24 каналов разветвляется еще на три, общим числом 72. Рис.17. Каналы, отходящие от сердечного колеса (Тибетская тантра) Каждый из этих - на 1000. Таким образом, образуется 72000 каналов. Контроль над всеми этими каналами, ветрами, каплями, протекающими по ним, является одним из важнейших условий высших эзотерических практик Тибета.
© Е.А.Файдыш. 1998. |
||||||||
|