ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

Введение

КАРМА И ПСИХОТРАВМЫ
Е.А.Файдыш

Глава 2

 

Глава 1

КАРМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Счастье и страдание, смысл жизни и злой рок все это переплетено столь тесно, что не возможно остановиться на одном, не затронув другого. Если мы спрашиваем себя, почему судьба человека складывается так, а не иначе какие силы управляют ею, мы рано или поздно приходим к вопросу: откуда мы появились в этом мире, что находится за порогом жизни и смерти. Это вечные вопросы волновали человечество с глубокой древности, и попытки ответить на них привели к появлению целого мировоззрения, лежащего в основе мировых религий, древних философских систем, откровений великих мыслителей и святых.

Это мировоззрение иногда называют Сокровенной мудростью или Вечной философией и в самом общем виде оно выглядит следующим образом (4). Вселенная, в которой мы живем, многомерна и помимо физического вещественного уровня содержит множество измерений являющихся вместилищем нашего духа и иных, надчеловеческих сущностей. Соответственно мир материи является наиболее грубой и несовершенной сферой вселенной. Более того, материальность обладает сильнейшей способностью навевать иллюзии, вызывать у духа попавшего в эту среду бытия забвение собственной природы, утрату присущих ему возможностей.

Будучи на своей природе, прежде всего, духовным существом, человек, попавший в темницу материи, начинает идентифицировать себя только со своим телом, с его желаниями и страстями, пытаясь обрести счастье в погоне за удовольствиями. На самом же деле, с точки зрения. Сокровенной мудрости, причина наших страданий в искажении, сужении нашего сознания, ограничении тех беспредельных возможностей, которыми изначально обладал наш дух. Именно поэтому и материальное изобилие и неизмеримо возросшая материальная мощь человечества оставляют нас неудовлетворенными, одержимыми насилием, и просто уставшими от своего существования. Сколь часто люди, достигшие всех материальных благ которых, желали, оказываются во власти тоски, неудовлетворенности, причиняя страдания и себе и окружающим.

В чем же причина нашего воплощения в мир материи? Сокровенная мудрость чаще всего используют три метафоры: "изгнание", "опьянение", "сон". Все они говорят о неком изначальном "падении" когда человеческое снизошло от сверхчеловеческого, божественного и незапятнанного. Наше пребывание на земле в сфере материи рассматриваются как важная, но очень рискованная миссия, направленная на просветление темного, подвластного смерти физического мира, создание качественного нового вида телесной оболочки подвластной духу - тела света. Именно с ним связывается воцарение Божественного царства на земле.

А пока мы вынуждены находиться в телесной оболочке крайне плохо приспособленной к нашей духовной сущности и в значительной степени управляющей нами. Наше тело похоже на машину, очень плохо слушающуюся руля и едущую, куда ей самой заблагорассудиться. Или же его можно уподобить лошади, стремящейся скинуть своего седока.

В любом случае одной из основных начальник задач нашего пребывания на земле является преодоление забвения, восхождение к Божественному источнику и одновременно "укрощение" нашего тела, подчинение телесных страстей и желаний нашему высшему я. Именно это устраняет основной источник страдания, позволяет обрести целостность и силу, пробудить наши глубинные резервы. Понятно, что и первое, и второе очень не простые задачи, лежащие в основе большинства мистических и религиозных практик, а их решение очень сложный и подчас мучительный процесс. Его успех во многом зависит от понимания природы многомерной реальности, механизмов восхождение духа в материю и его связей с телесной оболочкой. Поэтому рассмотрим вначале основные космогонические принципы древних традиции, на примере Индийской Тантры и Даосизма, представления, которых оказались удивительно близки новейшим открытиям современного естествознания.

Согласно философии Тантры космическая эволюция происходит по стадиям, в ходе которых разворачивается 36 базовых космических принципов - тат вас, определяющих законы функционирования нашей вселенной. При этом развитие начинается от наиболее "тонких", информационных аспектов реальности и лишь в самом конце завершается образованием "плотного", материального мира. Еще одной особенностью, непривычной для Европейского мышления, является возникновение частей (всего разнообразия существ и неживых объектов) из некого целого, где изначально все слито воедино.

В индийской традиции существует специальная медитативная диаграмма Шри янтра, где закодирован весь этот процесс космической эволюции (рис.1). Причем эволюции соответствует движение из центра к периферии, а инволюции - от периферии к центру. Эта же янтра описывает и индивидуальное развитие человека, т.к. с Тантрической точки зрения макрокосмос (вселенная) и микрокосмос (человек) полностью подобны. В этом случае различные слои Шри янтры, расположенные по радиусам, соответствуют разным чакрам. Центральная точка (бинду) - сахасраре, а квадрат соусвастики, обрамляющий Шри янтру - муладхаре.

Рис.1. Шри янтра

Итак, процесс эволюции вселенной, приводящий к возникновению индивидуальных я и физических тел, начинается из точки, где все слито воедино (центр Шри янтры). Она соответствует высшему недифференцированному состоянию космоса, где полностью отсутствует дуализм. В этой фазе есть лишь одно Высшее Я - принцип творчества проникающей во все уголки вселенной - Парама Шива. Он слит воедино со своим женским аспектом Шакти - потенциальной энергией творения. Эта высшая форма сознания представляет безграничную силу и свободу, оно выше и вне всяких деяний, является ни мужским ни женским (5). Это изначальное высшее состояние еще называют Маха бинду, его часто сравнивают с семенем, из которого вырастили дерево (наша вселенная). Так же как семя содержит сущность дерева, не проявляя его в явном виде, так и в Маха бинду содержится наша вселенная.

Очень важно подчеркнуть, что это не чертеж, не план создания макро и микро - космоса, а именно его зародыш, который, прорастая, приводит к формированию вселенной. Т.е. тут нет Творца, который по плану, подобно инженеру, создал атомы и молекулы, планеты и галактики. Этот же принцип вырастания является и центральной идеей Даосизма. (6) .

В современной физике эта идея была переоткрыта сравнительно недавно и формулируется как принцип самоорганизации. Открытия, сделанные в термодинамике неравновесных систем, синергетике и других областях современной науки, полностью подтвердили, что для естественных процессов начиная от элементарных частиц и до социальных систем характерны именно механизмы самоорганизации, "вырастания" (7).

В Маха бинду потенциально содержится не только наша вселенная, но и множество других потенциально возможных, которые проявятся на следующих циклах развития, т.е. это удивительное семя, из которого может вырасти все, что угодно.

В то же время принципы Парама Шивы, присутствует везде, абсолютно не проявлен, поэтому его отождествляют с пустотой (шуньей). Интересно, что открытия современной физики элементарных частиц показали, что физический вакуум (пустота) не является пустотой в обывательском смысле этого слова. Т. е. отсутствием чего бы то ни было. Наоборот, в нем скрыты громадные запасы вещества и энергии, но в скрытой латентной форме.

Ну и, наконец, слияние с Маха бинду, принципом Парама Шива, находящимся в Центре Шри янтры, является целью духовной практики в самых различных религиях и мистических традициях. Это не только Индийская и Тибетская Тантра, Даосизм, но и Христианская духовная алхимия (слияние с Божественным андрогином), Мистическая традиция Кельтов и множество других. При этом практик сначала повторяет путь инволюции, двигаясь от периферии к центру, а затем войдя в Маха бинду, обретя в нем внутреннюю гармонию и единство, соприкоснувшись с Божественным источником творчества, проходит путь эволюции, воссоздавая себя вновь.

Остановимся теперь на следующем этапе развития вселенной. Здесь из недифференцированного единого состояния Парама Шивы происходит первичное расщепление на мужское и женское начало. Они еще слиты воедино, но уже отличны друг от друга. Эта фаза развития в тантрической традиции часто символизируется мужчиной и женщиной, еще слитых в любовном объятии, но уже вышедших из состояния экстаза и смотрящих друг на друга.

На следующем этапе происходит разрыв бинду, его расщепление на два: мужской принцип Шива татвас и женский Шакти татвас - принцип энергии, кинетическое начало. Однако, несмотря на разделение, внутреннее единство мужского и женского принципа еще сохраняется. Их союз, на этой стадии, порождает первозвук - изначальную энергетическую вибрацию, которая затем расщепляет на буквы санскритского алфавита. При этом первая буква "А" соответствует чистому мужскому принципу Шивы, а буква "Х" - чистому женскому Шатки. Все остальные содержат оба начала и отражают вибрационные энергии всех первоэлементов (эфир, воздух, огонь, земля вода). По тантрическим представлениям различные комбинации эти вибрационных энергий и образуют весь микро и макро космос. Кстати, знание о связи вибраций букв санскритского алфавита с "плотными" и "тонкими" объектами физического мира лежит в основе практических методик мантра йоги. Ну а о психофизиологических и физических эффектах мантр написано достаточно много.

Тантрическое представление о тонких вибрациях как истинной природе материи так же оказалось удивительным прозрением. Только в XX веке физика открыла квантовую механику, подтвердившую волновую природу вещества, на представлении о которой уже много тысячелетий базируется и теория и практика Тантры (8).

Дальнейшее взаимодействие женского и мужского начала порождает изначальную космическую матку. На Шри янтре она изобржается треугольником вершиной вниз. Космическая матка образованна следующими тремя татвами, являющимся аспектами женской энергии:

  • Сада Шива энергия воли;
  • Ишвара энергия знания;
  • Шуддхавидья энергия действия.

Вместе с Шива татвой и Шакти татвой эти космические принципы образуют чистые татвас, которые не имеют каких - либо ограничений.

На следующей стадии формируются психические татвас, создающие основу человеческой души. Тут уже разрушается былое единство мужеского и женского начала, и они предстают как полярные принципы космоса, порождая дуалькость дифференциацию и множественность. В этом основную роль играет Майя Шакти, первая из психических татвас. Ее инструментом являются 5 следующих татвас, которые создают определенные ограничения:

  1. (7) Кала - ограничение беспредельной силы Шивы;
  2. (8) Видья - ограничение силы знания;
  3. (9) Рага - ограничение силы желания;
  4. (10) Ка ла - ограничение силы времени;
  5. (11) Нияти - ограничение силы причинности.

С их помощью майя порождает иллюзии, проявляющие нереальное как реальное и расщепляющие единое и целостное сознание на множество воплощенных сущностей ( джива).

Так Кала (7) ограничивает вездесущность Шивы, порождая множество индивидуальностей. Видья (8), ограничивая всеведение, порождает ограниченное знание или неведение. Целостность союза Шивы - Шакти ограничивается Рага татвой (9) порождая привязанность и неудовлетворенность. Вечность ограничивается Ка ла (10), приводя к разрушениям и смерти. Всемогущество ограниченно Нияти (11), порождающей причинно следственные связи, кармические циклы, предопределенности судьбы.

Таким образом, психические татвас формируют личностное сознание со всеми его ограничениями. Это, с одной стороны делает возможным воплощение в материальный мир, т.к. ограничения выступают как законы поддерживающая стабильность ткани реальности. Представьте, что было бы с миром, если бы все наши желания не были ни чем не ограничены и тут же осуществлялись.

Но с другой стороны это затемняет нашу истинную природу и вовлекает каждого из нас в погоню за иллюзорными целями, борьбу за выживание, вражду. Все это порождает бесконечную цепь смертей и рождений, страдания.

Иными словами формирование Майя татвас и остальных психических татвас знаменует то падение, изгнание из Рая, потерю целостности, о которых говорят все древние религии.

А сами 6 психических татвас образуют своего рода скорлупу, скафандр, искажающий и деформирующий наше восприятие реальности, порождающий животные страсти и желания, затемняющие нашу истинную природу порождающий страдания.

Ну и, наконец, на последних этапах формируются остальные 25 татвас, порождающие и поддерживающие ткань физической реальности - нашу вселенную. Важно подчеркнуть, что Тантра включает в физическую реальность не только объекты, состоящие из вещества (грубые элементы), но и мир невидимых полей (тонкие элементы), разнообразные информационные связи и психические энергии. Создание данных физических татвас завершает процесс творения вселенной, чему соответствует периферическая область Шри янтры.

На этом, материальном уровне вселенной татва Шивы превращается в татву Пуруши, представляющей изначальный мужской принцип. Однако принцип "очарованный" Майей и поэтому проявляющийся ограниченно через глубинные слои субъективного в каждой живой и чувствующей особи.

Женское начало представляет собой динамический аспект вселенной, проявляющейся как татвас Пракрити. В материальной вселенной она распадается на три гуны (три состояния, три силы):

  • саттва интеллект, информация;
  • раджас динамическое качество, взаимодействие;
  • тамас инерция, материя.

Соответственно каждая из 3-х груп порождает следующие татвас.

Характерной особенностью материальной вселенной является ярко выраженная дуальность: противопоставление женского - мужскому, темного - светлому, объекта - субъекту и т.д. При этом материя обычно господствует над духом, порождая страсти и пороки, чувство глубокой нереализованности, разнообразные страдания.

Особенностью мира материи так же является постоянный дефицит различных видов энергии - отсюда бесконечная конкуренция и борьба за выживание. Этот дефицит связан с разделением женского и мужского начала и ограничениями наложенным Майя татвас. Т.е. является одной из порожденных ею иллюзий. На самом же деле вокруг океаны неисчерпаемой энергии, не говоря о фантастической энергии физического вакуума (принцип Парама Шивы). И различные эзотерические традиции сумевшие преодолеть ограничения майя татвы уже с глубокой древности пользуются ими.

В целом можно сказать, в мире материи, мире воплощенных сущностей ум наполнен желанием удовольствий (Рага татвас), знания ограничены (Нияти татвас), жизненная энергия (прана) делает сущность живой, но только на короткий период жизни (Ка ла татвас), при этом праническая энергия бесконтрольна, а йогическая в спящем состоянии. И так следствие Божественная реальность остается неопознанной, смысл и цели воплощения забыты, а бесконечные цепи кармических перевоплощений следуют одна за другой, погружая в пучины иллюзорной реальности, порождая страдания.

Огромную роль в древней космогонии играет представление о времени и теснейшим образом связанной с ним судьбе, карме. Именно ходом времени, его потоками определяются светлые и темные полосы в жизни человека, счастливые совпадения и роковые случайности. Поэтому представление о природе времени лежит в основе подавляющего большинства практических методик коррекции судьбы человека.

Однако образ времени в древних культурах очень сильно отличатся от наших современных представлений. Причем сравнение будет не в нашу пользу, т.к. мы пользуемся чрезвычайно примитивной концепций времени, которая не стыкуется даже с нашим житейским опытом.

Действительно, мы представляем время в виде стрелы, движущейся из прошлого в будущее. Причем шкала такого времени одинакова для всех живых и неживых существ. В то же время каждый прекрасно знает, что один и тот же интервал времени может или сжаться - пролететь совсем незаметно, или растянуться - казаться целой вечностью. Особенно заметна такая разница в моменты сильного эмоционального напряжения, связанного с опасностью для жизни, пиковой нагрузкой у спортсменов и т.д. По многочисленным свидетельствам в подобных состояниях секунды могут переживать как часы, время как бы останавливается.

Именно по этому описывая время, древняя традиция говорит о множестве временных потоков, в каждом из которых время течет по своему, сгущаясь и разрежаясь, меняя свой темп. Примерно так же как меняется скорость воды в русле горной реки. Такое представление о множественности потоков времени было известно не только на Востоке, но и было весьма популярно в Европе средневековья и эпохи возрождения.

Достаточно сказать, что его развивал известнейший ученый древности, основатель Европейской медицины Парацельс, его ученик Ван Гельмонт и др. Представление о неоднородности хода времени в разных органах человека и их рассогласования во время болезни позволили Парацельсу создать очень эффективные новые методики лечения тяжелых заболеваний.

К аналогичным представлениям о природе времени приходили и многие современные ученые. Например российский физик Н. Козырев, теоретически и экспериментально доказавший существование сгущений и разрежений потоков времени (9). Другая важная особенность древних представлений о времени - оборачивание стрелы времени, особенно глубоко разработанное в Тантре. Как уже говорилось, мы представляем время текущим из прошлого в будущее. Отсюда идея жесткой причинности, когда события прошлого однозначно определяют будущее. И как следствие идея неотвратимого рока, заранее предопределенной судьбы, где нет места свободе воли.

Совсем иначе выглядит идея причинности в Индийской и Тибетской тантре, китайской книги перемен. Тут стрела времени обращена из будущего в прошлое и поток времени распадается на множество ручейков. Отсюда судьба складывается из прошлых поступков (причин) и из набегающего из будущего потока времени. Имея одно и то же пришлое, вы можете сформировать разные варианты будущей судьбы, переходя из одного временного потока в другой (подробнее об этом см. в приложении 4). Ваша прошлая жизнь (причинная ткань судьбы) влияет лишь на вероятность тех или иных поворотов судьбы в будущем, "притягивая" определенные ситуации.

В связи с этим очень большое значение придается такому "притяжению" и синхронизму, когда внешне не связанные события происходят одновременно или же какие - то ситуации в жизни человека повторяются снова и снова. Тут начинает действовать закон подобия: "подобное притягивает подобное". Иными словами, как силы гравитации притягивают две массы друг к другу, так и похожие ситуации начинают "притягиваться". Или же происходят одновременно в удаленных местах (синхронизм). Или же циклически повторяются в последовательные отрезки времени (притяжение из прошлого в будущее). Именно последнее связывают с кармической предопределенность судьбы. Когда поступок совершенный в прошлом притягивает ситуацию из будущего.

При этом сила такого "притяжения" определяется эмоциональным зарядом поступка из прошлого (аффекта). Если заряд исчез (аффект "разрядился"), он уже ни как не проявляется в будущем. При этом в Индии такие аффекты подразделяют по степи проявленности на четыре группы: дремлющие, ослабленные, прерванные, полностью развернутые (10). Именно последнее и определяют внешнюю, видимую ткань судьбы.

Такое представление в корне отличается от очень популярных у нас в стране описаний кармы как неотвратимого наказания за дурной поступок в прошлом. Подобные образы кармы не имеют никакого отношения и глубинным представлениям Индии и Тибета, а являются порождениями Европейского механицизма замаскированного под Восток.

В зависимости от характера поступков и притягиваемых к ним ситуаций из будущего, в Индии выделяют четыре вида Кармы: черную, черно - белую, белую и ни - белую ни черную (10).

Черная карма обретается в результате безнравственной, злодейской жизни. Она подразделяется на внешнюю, обусловленную негативными поступками по отношению к другим людям: оскорблений, клеветы, эгоистических интриг, унижений более достойных, воровства и т.д. Внутренняя (ментальная) черная карма определяется негативными состояниями собственной души: завистью, безверием, упорством в неведении, цинизмом и т.д.

Белая карма формируется благими состояниями собственного сознания, что цениться на много выше любых поступков во внешнем мире. Бело - черная карма традиционно связывается с внешними поступками человека, совершением зла или добра по отношению к другим людям (отличие от черной кармы в том, что зло причиняется не намеренно и не причиняет сильный вред).

Совершенно отдельно стоит "ни белая ни - черная" карма, связанная с деяниями отшельников и монахов в своем последнем телесном воплощении. На этой стадии полностью отсутствует эмоциональная привязка к своим намерениям и поступкам, а значит, отсутствует энергетический заряд делающий кармические наработки устойчивыми. Это становиться возможным, так как йогин отвергает даже, плоды своих благих действий его же сознание и органы восприятия полностью не привязаны к чувствительным объектам.

Однако, даже сформировавшись, плод кармы длительное время (иногда несколько жизней) может быть не проявленным и разворачивается при появлении соответствующих ему условий. Тем не менее, находясь в скрытом состоянии, он активного "притягивает" ситуации, формирующие такие условия. Т.е. в данном случае закон подобия работает в полной мере. И лишь разряжение, аннигиляция эмоционального аффекта лежащего внутри кармического плода может разорвать эту цепь.

Другим очень важным свойством древних представлений о времени является его цикличность. Иными словами космический порядок представляет собою замкнутую непрерывность, в которой нет ни начального, ни конечного состояния, а процесс рождения, старения и растворения повторяется вновь и вновь. Поэтому Европейская идея прогресса, эволюции к "светлому будущему" совершенно чужда Восточной традиции. И взлет, и упадок рассматривают как последовательные фазы единого непрерывного процесса. Более того, и деградация и упадок рассматривают как необходимые этапы развития, без которых не возможен последующий взлет.

Отсюда совершенно иная стратегия поведения. Человек европейской культуры, попав в негативную полосу жизни, старается остановить разрушенный процесс, вернуться в прежнее состояние и в этой борьбе тратит последние силы, все больше вязнет в негативной ситуации, становиться "хроническим" неудачником. Человек восточной культуры, наоборот, ускоряет процесс прохождения деструктивной фазы жизни, направляя его в нужном направлении и стремясь преодолеть с минимальными потерями, подготовить следующую фазу взлета.

Иными словами, если уподобить время течению реки, Европеец, увидев опасный порог, пытается повернуть и плыть назад против потока, а Индус или Китаец стремиться, умело лавируя, проскочить опасное место.

Соответственно каждый цикл включает три фазы: созидание, сохранение, и растворение. При этом они многократно вложены друг в друга. Т.е. внутри фазы созидания так же выделяются три этапа: созидание - созидание, созидание - сохранение и созидание - растворение. Соответственно каждый из этих подэтапов снова разделяются на три фазы и т.д.

Говоря современным языком, время фрактально, т.е. обладает вложенной самоподобной структурой. Такая фрактальная структур времени проявляется на всех уровнях организации вселенной, будь то процессы образования галактик, планетарных систем, цивилизаций, судьбы отдельных людей, химические процессы и т.д. Т.е. одна и та же ткань времени повторяется на разных уровнях организации Вселенной. Хорошей иллюстрацией этого принципа может служить эмбриональный процесс. В своем развитии зародыш человека проходит все фазы эволюции жизни на земле. Начиная с одноклеточного (яйцеклетка) затем рыбы, пресмыкающегося и кончая обезьяной.

Другим проявлением фрактальности являются различные этапы жизни, будь то жизнь отдельного человека или нации, государства. Внутри каждой фазы жизни, судьбы, например детства, юности, старости, мы снова можем выделить начало (детство), фазу сохранения (юность, зрелость) и т.д. При этом, конечно, каждая фаза цикла, проходя через одни и те же этапы, имеет свой неповторимый рисунок, индивидуальность. Образ фрактальности вложенных интервалов времени был пережит американским исследованием Теренсом Маккенной в измененных состояния сознания под действие галлюциногенов (11). Затем на его основе была разработана компьютерная программа, позволяющая прогнозировать будущее.

Сам по себе принцип фрактальности времени присутствует и в Китайской книге перемен и в Европейской алхимии (3 мира - 3 фазы эволюции: нигредо, альбедо и рубедо). Однако достижения современной математической теории фрактальных множеств, использование компьютеров позволяют реализовать его на качественно новом уровне, эффективно использовать для прогнозирования и коррекции судьбы человека (подробнее смотрите об этом в приложении 4).

  Введение

КАРМА И ПСИХОТРАВМЫ

Глава 2

 

© Е.А.Файдыш. 1998.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, редактирование, дизайн. 2006.