Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 5 ПСИХОЭНЕРГЕТИКА КАРМИЧЕСКИХ БЛОКОВ (ПУТЬ ДАО)
Попробуем теперь, опираясь на изложенные в предыдущих главах представления о внутренних и внешних мотивах поведения, разобраться, что такое карма. Обычно в западных странах относятся к карме как к наказанию за совершенные ранее проступки. Предполагается, что есть некий судья, который назначает наказания, тем более суровые, чем более плохим был предыдущий поступок. И отработка кармы считается чем-то вроде пребывания в тюрьме или трудовом лагере. Отсидел сполна - карма отработана. Отсюда и надежда, что от судьи можно откупиться (вспомним индульгенции), и такой интерес к установлению причин ситуации, приведшей к наработке негативной кармы. В психотерапии - это психоанализ. В более "жестком" варианте - методики кармического погружения в предыдущие жизни с целью осознания и исправления своих кармических "грехов". Может быть, наиболее негативный аспект такого представления о карме - идея вознаграждения в следующей жизни. Если довести ее до логического конца, она оказывается скрытой формой сатанизма, так как ставит материальное благополучие выше духовного. Действительно, посмотрим на исторические судьбы духовных, чистых людей. Как правило, их жизнь с точки зрения устроенности и материального благополучия вряд ли можно назвать счастливой. Обычно они живут недолго, первыми попадают в различные социальные и религиозные конфликты, находятся в оппозиции и жесточайшим образом преследуются тираническим режимом. Вспомним жизнь Иисуса и его Апостолов, мученические кончины святых людей, несущих духовное знание в самых разных религиозных традициях нашей планеты. По этой логике получается, что все они были наказаны за плохие поступки в прошлых жизнях. И наоборот, люди нечистоплотные, жадные, злые обычно устроены в этой жизни очень хорошо и прекрасно приспосабливаются к любым режимам и социальным катаклизмам. Сравним хотя бы судьбы того же Вышинского и отца Павла Флоренского, трагически погибшего в сталинском концлагере. Что же, Вышинский был вознагражден за правильную жизнь в прошлом, а Флоренский наказан за плохую карму? И таких примеров, я думаю, каждый сможет вспомнить великое множество. Иногда логика вознаграждения приводит к полному абсурду. В одной из телевизионных передач было сказано, что богатые люди стали такими, т.к. в прошлой жизни были монахами, не привязанными к деньгам. Как "не привязаны" к деньгам богатые люди, наверное, понимают все, я не говорю об очень редких исключениях. И в любом случае богатство, деньги - тяжелый крест, ноша, делающая зачастую своего обладателя и его близких глубоко несчастными людьми. Вспомним историю Будды. Он был богатым человеком, принцем одного из индийских княжеств и бросил все свои сокровища, высокое социальное положение во имя поиска духовной гармонии. Вместо того, чтобы наслаждаться "кармической наградой", в то время как миллиарды живых существ страдают, он стал странствующим монахом, не имеющим ничего, и долгие годы мучительно шел к духовному просветлению. Конечно, трудно поверить, что богатство, здоровье и власть не являются кармической наградой. Но вот пример такой очень благополучной страны, как Швеция: она занимает два первых места в Европе - одно по уровню жизни, другое - по количеству самоубийств. Вспомним, наконец, христианскую традицию. Мученичество, преодоление страданий, победа над собственной животной природой всегда рассматривались как наиболее правильный путь. Сложности и трудности жизни считались испытанием, посылаемым Господом самым достойным и избранным. Об этом прекрасно сказал святой Франциск Ассизский (23): "...Превыше всех милостей и даров духа святого, которые Христос уделил друзьям своим, одно - побеждать себя самого и добровольно, из любви к Христу, переносить муки, обиды, поношения и лишения...". Представление о карме как о наказании связано с очень упрощенным и поверхностным восприятием индийских и тибетских текстов, непониманием самой сути кармических перевоплощений. Если перевести слово "карма", оно будет означать действие. Именно действие, а не его результат. Именно в этом ключ к пониманию сути. "Карма" означает не наказание за поступок, а навязчивый устойчивый стереотип (архетип) поведения. При этом может быть негативная, нейтральная или благая карма, в зависимости от последствий этих действий и их направленности. С точки зрения буддистской эзотерики, любая форма кармической привязанности вовлекает в кармические перерождения, а значит, нежелательна. Но конечно, самое плохое - наработка негативной кармы. В каком-то смысле наработка кармы похожа на выработку привычек, с чем мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. Только это привычки совершать сходные действия не только в течение одной жизни, но и во многих перерождениях. Естественно, такая привычка может включать целую иерархию мотиваций, целей, поведенческих программ (см. рис. 2 в главе 3). Однако в центре ее всегда находится сильное эмоциональное переживание, когда-то испытанное человеком. Именно на него наслаиваются последующие поступки, действия, желания, образуя многослойную оболочку, похожую на кочан капусты. И если мы еще глубже проследим истоки первоначальных мотивов, сформулировавших устойчивую кармическую структуру (матрицу), мы обязательно придем к одному из 5 ядов и 3 хету (см. табл.2 в главе 4). Именно они образуют своеобразную корневую систему, питающую мотивационной энергией "кочан" кармической матрицы. При этом первоначальные переживания образуют внутренние слои кочана, последующие - все более близкие к внешнему. И так же, как кочан капусты живет, постоянно подпитываясь энергией от солнца, которая поступает через наружные слои листьев, кармический стереотип получает жизненную силу, прану, от все нового и нового повторения разнообразных вариаций исходного кармического переживания. Поэтому одной из главных отличительных особенностей кармического стереотипа является его навязчивое повторение, новое и новое вовлечение в похожие ситуации, даже если они вредны, опасны для данного человека. С точки зрения психоэнергетики, кармический стереотип похож на навязчивый мотив, мелодию песенки, которая, раз "привязавшись", прокручивается в сознании человека снова и снова, помимо его воли, мешая, раздражая, но в то же время совершенно не подчиняясь желанию человека, живя своей независимой жизнью, паразитируя, питаясь вашей жизненной энергией. Кармический стереотип, пагубное пристрастие таким же образом паразитирует на вашей психике, только обладает несравненно большей устойчивостью и обычно располагается за пределами осознанного восприятия. Чтобы лучше понять сказанное, рассмотрим пример. С.Гроф описывает следующий случай (24). Одна из его пациенток Рената попала к нему с очень серьезными нарушениями психики. У нее развилась тяжелейшая канцерофобия, страх заболеть раком. Сначала она множество раз проходила эндоскопическое обследование, опасаясь рака матки, затем измучила врачей, вынуждая много раз делать весьма мучительную процедуру бронхоскопии. Затем, опасаясь метастазов, стала отрезать кусочки языка, десен, вызывая опасные кровотечения. Всему этому предшествовала довольно мучительная жизнь, как будто ее преследовал какой-то злой рок. С юности ее отношения с мужчинами, начинаясь очень хорошо, с романтической влюбленности, обычно заканчивались попыткой изнасилования. Даже собственный муж, когда она, одержимая страхом рака половых органов, многократно отказывалась от сексуальной близости, попытался ее изнасиловать. Понятно, что никакой онкологии у нее на самом деле не было. На сеансах погружения в измененные состояния сознания с помощью ЛСД удалось восстановить историю возникновения ее заболевания. В раннем детстве она жила с матерью и отчимом, который относился к ней очень хорошо. В то же время в их отношениях присутствовал и элемент сексуальности. Часто вертясь у него на коленях, она возбуждала его. К тому же Рената была очень красивой и кокетливой девочкой. Однажды перед Рождеством они остались дома вдвоем, и когда в ванной отчим зарезал рождественского гуся, он очень возбудился, заставил Ренату раздеться и сначала стимулировал ее половые органы руками, затем вынудил к орально-генитальному контакту. Он пригрозил, что если девочка выдаст его матери, он отрежет ей язык и губы. Вследствие вытеснения этот травматический эпизод был полностью забыт Ренатой, а на самом деле сформулировалась сильнейшая СКО, продолжавшая оказывать влияние на всю ее последующую жизнь. Нетрудно увидеть, что все последующие навязчивые ситуации в жизни Ренаты являлись повторами элементов первоначальной травматической ситуации. Это и романтическая влюбленность, кончающаяся попыткой изнасилования; и навязчивое стремление к обследованиям половых органов и полости рта, горла; и даже отрезание кусочков языка и десен (вспомним угрозы отчима). Интересно, что для оправдания столь противоестественных желаний и поступков ее сознание придумало миф о якобы начавшемся раке, т. е. здесь как защита от СКО возникла целая мифология, скрывавшая истинные причины ее поступков. Психоэнергетическая структура пагубной привязанности, кармической матрицы так же напоминает кочан капусты. Она представляет собой сложную вихревую структуру, образованную множеством слоев. Только слои эти, в отличие от капустного листа, не плоские, а как бы состоящие из бесконечного множества ворсинок, переплетающихся друг с другом. Их поверхность немного напоминает ворсистую "липучку", используемую для застежек. Такие поверхности носят название фракталов. Очень часто форма кармической матрицы похожа на перевернутый конус или торроид. Какое-то представление о таком психоэнергетическом объекте дает фрактал, изображенный на рис.6. Интересно, что фрактальность геометрической формы психоэнергетических структур тонкого (полевого) тела человека была, по-видимому, известна с глубокой древности, задолго до возникновения самого термина фрактал. На рис.7 воспроизведен фрагмент индийского рисунка начала XIX века (являющегося копией с более раннего оригинала), изображающего тонкие каналы, в которых сконцентрирована энергия Кундалини (показана в виде змеи, заплетенной в узел) (25). Рядом изображения фрактального множества Пеано 2 при n=3, рассчитанного на компьютере и открытого европейскими математиками сравнительно недавно (26). Нетрудно увидеть полное топологическое сходство обоих рисунков. Рис.6. Фрактальная природа кармической матрицы Рис.7. Фрагмент индийского рисунка начала XIX века, изображающего тонкие каналы, в которых сконцентрирована энергия Кундалини Очень важно, что форма таких психоэнергетических структур, их геометрия отражает и их поведенческие особенности, т. е. именно те мотивации, желания, стереотипы поведения, какие они активизируют у человека. Иными словами, агрессивность порождает один тип геометрических форм, сексуальность - другой, страх - третий и т.д., т. е. внутренняя природа объекта проявляется в его внешней структуре. Это одно из отличительных свойств живых систем. Если мы обратим внимание на биохимический уровень нашего организма, то увидим там аналогичную картину. Каждое химическое соединение, молекула имеют свою специфическую форму. На распознавании этой формы и строится работа системы биохимической защиты, нашего иммунитета. При попадании в организм антигена, обычно чужеродного белка, организм вырабатывает специфическое антитело, специальный белок, форма определенных участков молекулы которого комплементарна молекуле антигена. Это похоже на соответствие формы ключа и замка. На этом соответствии и строится своевременное распознавание и нейтрализация вредоносного антигена. Следует подчеркнуть, что такое соответствие формы и содержания бывает отнюдь не всегда, как правило, в технических системах оно отсутствует. Например, форма магнитной ленты никак не связана с музыкой или видеофильмом, записанным на ней. Так же и структура компьютера не отражает свойства находящихся в нем программ. С этой точки зрения биополевой компьютер, которым является кармическая матрица, обладает значительно более совершенной организацией, когда структура и форма полностью соответствуют решаемой задаче. О тесной связи того или иного психоэмоционального архетипа и формы его полевого вихря, по-видимому, знали уже в глубокой древности. Именно на этом соответствии и построены разнообразные практические техники, использующие магические знаки, мантры и более сложные геометрические орнаменты - мандалы, янтры. В этом случае магический знак выступает как энергетический ключ, комплементарный к соответствующей кармической матрице (15, 27). Конечно, подобрать форму магического знака и мантру для каждой конкретной кармической матрицы очень непростая задача, доступная только настоящему профессионалу в области древней магии. Однако существует и более простой путь, связанный с использованием уже известных магических знаков, найденных в Индии в глубокой древности и проверенных тысячелетним опытом. Эти знаки, как правило, действуют не на саму кармическую матрицу, а на ее корень, те негативные психоэмоциональные свойства человеческой личности, которые делают возможным ее образование и паразитирование на тонком теле человека. Действительно, одни и те же внешние обстоятельства могут у одного человека вызвать сильнейшую психоэмоциональную травму, продолжающую влиять на него всю жизнь, а у другого пройти сравнительно безболезненно. Возьмем ту же родовую травму, психотравматические последствия которой подробно описаны в книгах С.Грофа. Через нее проходят практически все люди, однако у одних возникает неизгладимый след на всю жизнь, у других - сравнительно незначительное эмоциональное переживание. Причем тяжесть родов роли не играет. Сильнейшая психотравма может быть получена при сравнительно легких и быстрых родах и наоборот - очень тяжелые и трудные роды могут не оказать практически никакого влияния на последующую жизнь человека. Используя аналогии, психотравму, кармическую матрицу можно уподобить биополевой опухоли, возникающей на тонком теле человека. Так же, как и в плотном физическом теле, все определяется внутренней гармонией организма, уровнем защитных сил. Как известно, у любого, даже самого здорового человека, раковые клетки образуются постоянно, однако лишь ослабление защитных сил организма, его дисгармония приводят к образованию и росту опухоли. Аналогично и с тонкоматериальным планом. Устойчивая психотравма, кармическая матрица - следствия внутренней дисгармонии, и первопричина коренится именно в ней, а внешние обстоятельства лишь проявляют ее. Это похоже на лавину в горах. Причина ее схода не в маленьком камешке или звуках голоса, а в том, что снег подтаял. Все остальное - лишь спусковой механизм. Понятно, насколько бессмысленно и неэффективно пытаться бороться с негативной кармой, стремясь устранить ее первопричину - событие, когда-то вызвавшее образование кармической матрицы. Или, снова используя аналогию с опухолью, представьте, что вы попадаете к врачу, а он, вместо того чтобы лечить вас, пытается установить, из-за чего образовалась первая раковая клетка: из-за ионизирующей радиации, какого-то канцерогена, стресса и т.д. Беседы с тибетскими буддистами помогли хоть немного разобраться в путанице вокруг кармы. Особенно автор благодарен профессору Института Буддистской диалектики господину Гьятсо. Оказывается, в эзотерическом буддизме обычно не принято работать с самими кармическими матрицами. Там это сравнивают с попытками уничтожить кустарник, обрезая его ветви. От такой процедуры куст становится только пышнее. Самый эффективный способ - подрубить его корни. Такими корнями кармической матрицы являются пагубные страсти или привязанности, проистекающие от 3 хету и 5 ядов (16). Именно на их проработку направлены основные эзотерические практики первых этапов духовной трансформации. С психоэнергетической точки зрения, пагубные страсти подобны дырам в тонком теле человека, через которые вытекает жизненная энергия, именно на них и нарастают кармические матрицы. Залатайте соответствующую дыру, и проблема решена: лишенная энергетической подпитки, кармическая матрица, как куст без корней, быстро "засыхает" и "отпадает". Если же энергетическая дыра осталась, то сколько бы вы не "отрезали", не "сжигали" негативную карму и ее первопричину, она будет нарастать снова и снова. Для того чтобы такие дыры залатать, и используются специальные магические знаки - энергетические "ключи" к соответствующим энергетическим "замкам". А так как базовые негативные мотивы поведения у всех людей примерно одинаковы, такие знаки достаточно универсальны (сходство негативных мотивов поведения легко увидеть, сравнив хотя бы основные моральные заповеди разных религий (12, 22, 28).
© Е.А.Файдыш. 1998. |
||||||||
|