ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

УДК 165.1;159.964

РОЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ В ПРОДУЦИРОВАНИИ НОВОГО ЗНАНИЯ

Е.А. Файдыш, Д.Ю. Рязанов
Международный Институт Ноосферы,
Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Выявлены основные различия в понимании структуры и функции сознания человека в современной западной науке и в традициях Востока. Рассмотрена волновая концепция реальности, лежащая в основе древних традиционных методик обучения и получения нового знания. Показана роль нелокального восприятия информации и коллективного бессознательного в процессе творческого мышления. Описаны алгоритмы переработки информации, основанные на понятии «атомов сознания» (вритти). Проанализированы информационные каналы, оказывающие деструктивное воздействие на сознание, и предложены методы, позволяющие эффективно противодействовать дискретизации сознания и инициировать творческое мышление.

Оглавление

1. Введение

2. Тантрические концепции о природе человеческого сознания

3. Вритти (writti)

4. Литература

 

1. Введение

В традициях Востока очень большую роль в овладении потоками жизненной энергии придают концентрации внимания. Именно концентрация, фокусировки внимания в одну точку является важнейшим условием успешной медитации, овладения боевыми искусствами, техниками целительства [1]. Так, например, в тантрических традициях Индии и Тибета существует детальная классификация различных уровней концентрации внимания, сосредоточения, слияния с объектом восприятия. Более того именно сверхконцентрация, а не рациональный ум считаются источниками высшего знания [2].

Соответственно существуют разнообразные психоэнергетические техники, направленные на развитие способности концентрации внимания и жизненной энергии. Чтобы понять, как они работают необходимо остановиться на традиционных тантрических представлениях о механизмах человеческого восприятия, осознания и интеллекта. Роли концентрации внимания в этих сложных процессах [3].

Особенностью негэнтропийного подхода к описанию сознания человека является сочетание логического (алгоритмического) подхода с волновым. Это может, на первых порах, вызвать непонимание у человека европейской культуры. Традиционно в нашей научной парадигме до последнего времени господствовали автоматные, алгоритмические модели сознания. Истоки этого лежат в механистическом, редукционистском подходе, Лапласовском детерминизме [4, 5].  При этом вначале человека уподобляли часовым автоматам – андроидам эпохи возрождения, затем компьютерам и роботам.

На заре компьютерной эры великий английский математик Тьюринг показал, что любой автомат, построенный на бинарной логике, как бы он не был сложен, работает по очень простому алгоритму, похожему на игру в крестики – нолики. Этот алгоритм иллюстрирует воображаемый автомат – «машина Тьюринга» [6]. Через него проходит длинная бумажная лента исписанная последовательностью нолей и единиц. А «машина Тьюринга» по очень простым правилам что-то из последовательности стирает и заменяет (ноль на единицу или наоборот), а что-то оставляет неизменным. На выходящей ленте в двоичном коде получается результат работы компьютера.

Что самое удивительное, любой сложнейший современный компьютер работает по тому же принципу, используя двоичный код и бинарную логику [6]. А все «чудеса искусственного интеллекта» получаются за счет огромного быстродействия и гигантской памяти. Понятно, что о реальном творчестве, о креативности в таких алгоритмических машинах речи не идет, тут только перебор огромного числа вариантов и множество эвристик [6]. Поэтому и творческие процессы, инсайты, озарения, глубокие мистические переживания такие машины описывать не могут.

Лишь примерно с середины XX века стали понимать, что мозг человека во многом волновая машина [5]. Этому способствовало бурное развитие голографии и теории фрактальных множеств [7]. Ну а настоящий переворот произошел с появлением первых работ по квантовым компьютерам. В них бинарная логика машин Тьюринга «0 или 1» и соответственно мера информации «бит», сменяется непрерывным спектром состояний между нулем и единицей, а мерой информации становится «кубит», описывающий бесконечное множество подобных промежуточных состояний [8].

Конечно, такая квантовая полимодальная логика с трудом укладывается в привычный жизненный опыт. Можно вспомнить классический пример с «котом Шредингера» [9]. С точки зрения бытовой логики он или живой, или дохлый. А в квантовой логике этот воображаемый кот может занимать бесконечный спектр состояний между жизнью и смертью.

Так же и человек в привычных бытовых ситуациях обычно ведет себя как автомат, робот [10, 11]. Это особенно заметно в массовой потребительской культуре. И тут автоматные модели прекрасно работают. Однако в экстремальных ситуациях, на пике своих возможностей, во время творческих прорывов, в трансовых и измененных состояниях сознания психика работает иначе [12]. Тут-то максимально и проявляется волновая, квантовая логика. Поэтому адекватное описание психических процессов должно сочетать оба подхода. Это и использовалось с глубокой древности в традициях Востока (Индии, Китае, Тибете и т.д).

При этом в алгоритмическом описании психических процессов акцент делался на нервную систему и мозг, а волновая, квантовая логика описывалась на языке чакр и энергетических каналов. Важно подчеркнуть, что эти две системы не разделены друг от друга, а представляют единое целое. Так важнейшие чакры находятся внутри головного мозга и нервных сплетений, а каналы тесно переплетены с нервными волокнами. Вот только работают они по-разному. В нервной системе преобладают дискретные процессы возбуждения – торможения (1-0), реализующие бинарную логику. А в системе тонкого тела все построено на волновых процессах, интерференции и полимодальной логике. Хотя, согласно современным исследованиям, и в нервной системе волновые процессы играют большую роль [5, 13]. Ну и физическая основа этих систем разная. Нервная система построена на электрохимических процессах, протекающих в веществе. А системы тонкого тела являются полевыми образованиями, построенными из вихревых физических полей, имеющих фрактальную структуру. Это совершенно новая сфера для современной физики, которая стала изучаться лишь в последние десятилетия [14].

А вот в традициях Востока знание механизмов работы тонкого тела в течение тысячелетий доведено до высочайшего совершенства. Хотя тут используется своеобразный язык не совсем понятный современному человеку. Отсюда и необходимость в адаптации древнего знания к современной культуре.

2. Тантрические концепции о природе человеческого сознания

Рассмотрим теперь Тантрические негэнтропийные концепции о природе человеческого сознания.

Согласно традиционным представлениям, поток информации от пяти органов чувств (сенсо-ментальное излучение) порождает непрерывные изменения в состоянии нашего сознания. Это происходит следующим образом: энергия, излучаемая в поле сознания трансформируется в формы или образы, которые, взаимодействуя с Я-сознанием и воспринимаются как определенные внешние объекты. Если рассмотреть этот процесс более подробно, то мы получим следующие последовательные этапы:

1. Переживание страсти-отвращения.

Восприятие внешних объектов может вызывать в психике (сознании и подсознании) переживания страсти или отвращения. Это определяется нашим эмоциональным опытом, памятью об эмоциональных отношениях с этими объектами, прежних переживаниях удовольствия-боли. Или же эмоциональными (поведенческими) клише, воспитанными социумом, усвоенными из книг и фильмов (см рис. 1).

Перцептивное поле

Рис. 1. Перцептивное поле.

Так человек похожий на старинного друга или возлюбленную вызовет симпатию. А кто-то напоминающий давнего врага или недоброжелателя – чувство неприязни, отвращения. То же относится и к животным.  Аналогичным образом воспринимаются и неживые объекты: элементы ландшафта, квартиры, автомашины и т.д.

Фильмы, реклама и другие информационные воздействия, так же могут формировать сильные эмоциональные привязанности или негативные отношения. Так образ, похожий на любимого актера вызывает чувство привязанности, доверия. Это прекрасно демонстрирует культ кинозвезд.

Подобные виртуальные привязанности или антипатии могут формироваться и в целях политических систем. Это может быть образ религиозного  оппонента («язычника», «слуги сатаны»), классового или расового «врага». Таким образом, целые категории людей иной веры, расовой принадлежности и т.д. объявлялись недочеловеками и подлежали полному уничтожению. Достаточно вспомнить историю крестовых походов, религиозных воин средневековья и возрождения, колонизации, чтобы понять, как сильно можно переформатировать психику человека, создав систему виртуальных симпатий и антипатий.

В наше время эти механизмы манипуляции вышли на качественно другой уровень благодаря современным информационным технологиям от телевидения до компьютера, интернета и твиттера. Это позволяет формировать целые поколения с совершенно иными системами устремлений и желаний, воспринимаемые старыми поколениями как «марсиане». Достаточно вспомнить «поколение пепси» или воспитанников дома-2. По сравнению с ними даже разрыв между поколением Павлика Морозова и старорежимных кулаков кажется ничтожным. И теперь уже у подавляющей части людей эмоциональные привязанности и антипатии формируются не жизненным опытом, а виртуальной средой.

Итак, резюмируя сказанное, поведение формируется следующим образом: желание (kama), порожденное более ранним эмоциональным опытом (как реальным так и виртуальным), комбинируется с принципом  воли (mana-syana) и превращается, наконец, в активное действие (kriti).

2. Интеллект (рассудок).

С другой стороны, важную роль в восприятии играет интеллект (рассудок). Он позволяет более точно и глубоко проанализировать исходную ситуацию, отследить возможные варианты ее развития при различных стратегиях поведения. Понятно, что этот уровень также относится к логически структурированным, алгоритмизируемым механизмам поведения.

С более общих позиций интеллект это часть процесса понимания и прогнозирования. Такая интеллектуальность играет роль преобладающего фактора в рациональных разновидностях понимания, особенно в культурах типа западной, где рациональности придается главенствующее значение. На высших уровнях интеллектуального анализа основную роль начинает играть размышление, многоуровневая рефлексия, мысленное моделирование различных сценариев развития, творческое воображение и даже фантазии. В наши дни к этому можно добавить и разнообразные методы компьютерного имитационного моделирования, интерактивные технологии виртуальной реальности.

Однако в процессах понимания и прогнозирования не меньшую роль играет и интуитивное знание, предчувствие, предвосхищение. Его роль особенно велика в условиях неопределенности, неполноты информации. И тут уже начинают работать волновые механизмы: синхроничность, принципы подобия, полимодальная, квантовая логика [15]. Подобные механизмы особенно детально разработаны в Восточных традициях, хотя были хорошо известны и в Европейской культуре, особенно до эпохи просвещения [16].

В идеале оба этих подхода могут эффективно дополнять друг друга.

3. Интеллектуальное сознание (wijnana).

Таким образом, функциями интеллектуального сознания  являются мышление (mati) и умозаключение (manana). Интеллектуальное сознание на высшем уровне, таком как суперинтеллект (manisha), проявляет высшие формы разума такие как глубокое мышление и размышление.

Интеллект и суперинтеллект модифицируют перцептивное сознание в специфическую форму, называемую интеллектуальное сознание (wijnana).

4. Перцептивное поле (sangjnana).

Однако на сенсорном уровне основой сознания является восприятие. Другими компонентами этого сознания являются: чувства, воля, желания, и, как уже говорили ранее,  интеллект. Все это называется перцептивным полем (sangjnana). При доминировании в перцептивном поле интеллектуального сознания, характерными свойствами такого человека будут ясное мышление и речь (см рис. 2).

Интеллектуальные поля

Рис. 2. Интеллектуальные поля.

Составляющими элементами перцептивного сознания являются «атомы» (кванты) познания имеющие пять модальностей. Они создаются в поле сознания пятью разновидностями сенсоментальных излучений (сигналами от пяти органов чувств).

3. Вритти (writti)

При описании перцептивного и интеллектуального сознания в индийской традиции использовалось представление о последовательных алгоритмах переработки информации. С этой точки зрения, в поле сознания последовательно появляются своеобразные атомы познания, формируемые сенсоментальным излучением. Каждый такой «атом», квант знания называли вритти (writti). Вритти имеют пять модальностей, создаваемых пятью разновидностями сенсоментальных излучений (пятью органами чувств) (см рис. 2).

С помощью соответствующей комбинации разных «атомов» познания формируются паттерны сознания, которые связаны с процессом осознания объектов. По своей природе они чрезвычайно разнообразны и постоянно изменяются.

Интеллект обрабатывает эти паттерны, анализируя их и упорядочивая. Когда мысли высоко упорядочены и активны, сознание берет на себя порождение новых паттернов, называемых интеллектуальное сознание, которые складываются из мысле-интеллектуальных единиц так же называемых вритти (writtis).

На сенсорном уровне паттерны знания представляют собой осознание сенсорных объектов. Одновременно осознания или мысли ассоциируемые с ними, являются комбинацией единиц знания и мышления, дающих более полное знание. Каждая единица есть вритти – минимальный модуль познания.

Сознание в сенсорных или интеллектуальных полях поддерживается непрерывным возникновением вритти, одного после другого. Это происходит примерно так: вритти_1 – пауза – вритти_2 – пауза – вритти_3 и т.д. Паузы столь коротки, что их невозможно ощутить, отсюда иллюзия очевидной непрерывности. Вереница вритти порождает паттерны познания, в которых отдельное вритти может порождать  знание объекта или части знания объекта или объектов (см. рис. 2). Отсюда наше знание есть смесь вритти.

Вритти форма сознания, основа которой как перцептивные, так и интеллектуальные поля, называется «sarwabhawatmabhawana» – многогранное проявление-сознание, множественный феномен восприятия-мышления [3].

Тут-то и кроется серьезный дефект рационального познания, когда вереницам разрозненных и несвязанных между собой вритти  приписываются причинно-следственные связи. И это выдается за объективную картину мира, так называемое научное познание.

Такое восприятие мира похоже на вид из окна поезда. Сначала пассажир видит одну сцену, затем ее сменяет другая и т.д. Возникает иллюзия, что первая сцена послужила причиной появления второй, вторая третьей и т.д. Таким образом, выстраиваются иллюзорные связи между абсолютно не связанными между собой событиями и объектами.

Пока вритти не находятся под контролем и отсутствует концентрация, невозможно поддерживать непрерывность сознания (samata). Эта деконцентрация должна быть трансформирована с помощью волевого  контроля. Что достигается состоянием сосредоточенности сознания (ekagrata).

Тут-то как раз на первый план и выходят волновые механизмы познания мира, которые противопоставляются узкому последовательному, рациональному (алгоритмическому) мышлению.

При алгоритмическом мышлении, воспринимаемый объект собирается из «атомов» (дискретных фрагментов), как пазл. И в любом случае это лишь одна из «теней» объекта, один из его срезов. В качестве примера можно привести квантово-волновой дуализм, один из базовых принципов квантовой механики. С его точки зрения одна и та же элементарная частице (электрон, фотон и т.д.) может вести себя как волна и одновременно как частица [17]. Это в корне противоречит нашему обыденному опыту, но в то же время является фундаментальным фактом, многократно доказанным в экспериментах и лежащим в фундаменте современной квантовой физики. С этой точки зрения одной «тенью элементарной частицы является её образ как отдельной частицы, «шарика», другой – как волны.

В волновой парадигме восприятие описывается как аналоговый распараллеленный процесс, в котором функции восприятия, анализа и принятия решения не локализованы в виде отдельных механизмов, иными словами носят нелокальный характер. Это можно сравнить с процессом растворения куска сахара в теплой воде. Если описать его алгоритмически мы получим сложнейшую систему дифференциальных нелинейных уравнений диффузии. Для ее решения потребуются огромные вычислительные мощности. Это сам компьютер, множество датчиков, эффекторные системы. Ну и сам процесс решения займет очень много времени. А в нелокальной системе, состоящей из стакана с водой и сахара, процесс просто происходит.

Аналогичным образом действует и распознавание образов с помощью голографических или фрактальных фильтров. В случае же алгоритмических дискретных систем это требует сложнейших расчетов и огромных вычислительных мощностей. И таких примеров можно привести огромное множество.

Мы конечно пока не знаем, какие конкретные волновые процессы использует наш мозг и сознание при работе в нелокальных режимах. Тут пока существуют только гипотезы. Это и квантовые модели Дэвида Бома и голографические концепции мозга Прибрама и волновые нелокальные концепции сознания лауреата нобелевской премии по нейрофизиологии Экклса и концеции морфогенетичесих полей Р. Шелдрейка и многие другие (4, 13, 18, 19).

В этом отношении изучение древних концепций нелокального восприятия и переработки информации, технологий глубокой концентрации и медитации могут оказать огромную помощь в понимании механизмов работы нашего сознания. На этой основе могут быть созданы новые технологии мобилизации ресурсов человеческого мозга, разработаны качественно новые поколения компьютерных систем.

Первый важнейший постулат негэнтропийной концепции сознания состоит в том, что суперзнание возникает из концентрации – а не из перцепции и интеллекта, как мы привыкли думать. Поэтому искусству концентрации и придается такое огромное значение во всех духовных традициях Индии.

Важно помнить что под непрерывностью сознания самата (samata) подразумевается сверхъестественное, суперинтеллектуальное, суперэмоциональное и свехпросветленное состояние (см. рис. 3). Поэтому его и называют праджня (prajnana) – суперсознание. Оно базируется не на перцептивно-интеллектуальных феноменах, а на Дхи (dhi) – сконцентрированном разуме, который заставляет сознание обретать сконцентрированную форму.

Такое сверхзнание имеет два уровня – внутренний и внешний (см. рис. 3):

  • На внешнем уровне суперзнание позволяет воспринимать экстрасенсорные поля и тем самым очень сильно увеличивает диапазон доступной человеку информации.
  • На внутреннем уровне суперзнание проявляется как духовный свет или божественное знание (нелокальная архетипическая информация).

Структура суперсознания

Рис. 3. Структура суперсознания.

В интеллектуальных полях сконцентрированный разум проявляется как внимание (awadhana) так и как одаренность (pratibha). Когда вритти протекают в полях сознания, специфические функции сконцентрированного разума почти скрыты. Пока соответствующие условия в сознании не созданы, концентрация не возможна.

Существенно, что концентрация является такой формой сознания, в которой вритти не могут возникать, интеллектуальные эмоциональные и волевые феномены исчезают, а сами воспринимаемые объекты не меняются с течением времени.

По своей природе вритти фрагментарно и могут показать лишь часть информации об объекте, один из его срезов, проекций. Именно поэтому вритти 1 не то же, что и вритти 2 или вритти 3. Это порождает переменчивый характер сознания, подверженного влиянию вритти. В этом состоянии сознание пытается воссоздать воспринимаемый объект из фрагментов-вритти, складывая их как кусочки головоломки пазла.

Такой характер восприятия мира хорошо иллюстрирует древнеиндийская притча о слепых и слоне. Один из них взял слона за хобот и сказал что это длинный шланг. Другой за ногу и сказал что это толстый столб, третий за хвост и сказал что это кусок веревки. Именно такая фрагментарность восприятия, отсутствие целостного видения и являются характерными особенностями обыденного сознания, построенного из дискретных «скриншотов» вритти.

С другой стороны, для сознания в состоянии концентрации характерно, что любая точка, любой объект, воспринимаемый в течение времени, не проявляет множественности характеристик, обладает непрерывностью. Это и есть следствие сконцентрированного разума, воспринимающего объект как единое целое, непрерывную волновую структуру.

Естественно, что существует широкий спектр уровней концентрации, высшие из них доступны только просветленным йогам. Но на всем этом мы остановимся позже, когда будем знакомиться с системой чакр.

Попробуем теперь применить описанную выше алгоритмически-волновую модель сознания к нашей нынешней реальности, к современным информационным технологиям.

Если посмотреть с традиционной, восточной точки зрения, то в наше время резко усилился прессинг со стороны иллюзорного восприятия реальности (Майи и Канчукас). Если вспомнить описанную выше модель восприятия и переработки информации с ее двумя альтернативными каналами: дискретным, алгоритмическим и волновым, целостным, то станет ясно, что искаженное, иллюзорное восприятие информации связано, прежде всего, с дискретизацией информационных потоков. В результате мы воспринимаем, кажущийся непрерывным, поток последовательных «скриншотов-вритти».

В традиции основной момент избавления от иллюзорной картины мира связан с остановкой потока вритти – последовательных «скриншотов» мира, создающих иллюзию непрерывности и причинно-следственной обусловленности событий. Истинное знание возникает за счет сверх концентрации и остановки потока вритти, актуализации волновых процессов получения и обработки информации [3].

В наши дни степень дискретизации получаемой человеком информации резко усилилась, прежде всего, за счет современных информационных технологий. Дело в том, что большинство современных устройств, связанных с получением, хранением и передачей информации используют дискретные принципы работы. Причем по мере дальнейшего технологического развития степень дискретизации резко усиливается. Так первоначально в звукозаписи использовались аналоговые принципы. Это относится и к виниловым дискам и к магнитной записи. Затем им на смену пришли цифровые технологии (CD, DVD), а затем и различные методы дополнительной компрессии сигнала.

То же самое относится и к эволюции кино, с той только разницей что с самого начала, вроде бы непрерывное, изображение формировалось из дискретной последовательности неподвижных картинок-кадров, записанных на кинопленке. Чем не иллюзорный поток не связанных между собой вритти? Ну а затем телевидение с его построчечной разверткой изображения, цифровые ТВ и видеозапись.

Еще один канал дискретизации добавляет модное сейчас 3-х мерное телевидение. В нем происходит дополнительная дискретизация за счет оптических затворов переключающих сигнал между левым и правым глазом (в каждый момент времени изображение видит только один глаз). Это уже накладывает дискретизацию на работу левого и правого полушарий головного мозга, связанных с интуитивным и рациональным началом.

Отсюда понятно, почему сейчас пошла такая агрессивная реклами 3D ТВ – это то, что идеально способствует манипуляции сознанием человека и, как следствие, дальнейшей демонизации человечества.

При этом рационально непонятно, чем оцифрованная музыка, цифровое фото и кино хуже, но люди со вкусом чувствуют, что это «не то» по сравнению с аналогом (виниловые диски, магнитная пленка, пленочные фотоаппараты (особенно ч/б – в цвете уже пролезает вритти за счет наложения 3-х базовых цветов, создающих иллюзию многоцветности). Достаточно вспомнить, как ценители не любили цветное кино в начале его эры. Да и артхаузные ч/б ленты, которые делают сейчас, на особом счету у ценителей.

Понятно, что все вышесказанное относится, и в гораздо большей степени, к цифровым компьютерным технологиям, игровым приставкам, сотовой телефонии ну и разнообразным сетевым сообществам.

Так же следует помнить, что помимо самого искажения структуры, воспринимаемой информации, дискретизация открывает широчайшие возможности для «прошивки» информационного потока манипулятивными воздействиями. Понятно, что этим не замедлят воспользоваться все заинтересованные лица.

Интересно, что телевидение, как устройство, навевающее иллюзорное, демонизированное восприятие мира присутствует и в древних пророчествах. Так православные старцы еще в 19 веке писали, что духовным зрением видят, как в следующем веке люди попадут во власть «бесовского прелата» – ящика, стоящего в углу комнаты, по которому бегают тени. И люди будут просиживать у него часами, поклоняясь Сатане.

Таким образом, использование всех дискретизованных каналов информации усиливает пресс вритти-восприятие реальности – искаженного видения мира через фильтры иллюзии-Майи. И, соответственно,  нивелирует возможность возникновения творческих прорывов Дхи (dhi). Возможно это одна из причин резкого спада креативности во второй половине 20-го – начала 21-го века и её практически полного отсутствия у «поколения пепси» – вау-телепузиков [20].

Ещё один из мощнейших каналов манипулятивного вритти прессинга  на молодежь – это тестовый экзамен. В этом случае ответ не формируется из аналогового поля как при обычном экзамене, а выбирается из нескольких дискретных ответов-вритти. Учитывая, какая сильная мотивация связана с успешной сдачей выпускного экзамена, можно представить сколь жестко впечатывается в психику подростка такой архетип решения задачи, когда нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов.

Понятно, что в реальных жизненных ситуациях никто вариантов решения не  предлагает. Креативный человек их должен сгенерировать сам, причем желательно такие решения должны быть не стандартными. Тут-то и может помочь сверхконцентрация Дхи, проникновение в глубинные архетипы проблемы. Ну а тестовый подход ничему подобному не учит, наоборот человек с нестандартным мышлением, скорее всего, тест успешно не пройдет.

Возникает вопрос, что же делать? Как выйти из нынешней ситуации нарастающей дискретизации информационных каналов, все большей роботизации человека [10]? В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Понять, как меняется структура связанной с человеком тонкоматериальной реальности при переходе на дискретизованные носители информации. То, что при этом навязываются определенные перцептивные, понятийные и поведенческие клише уже понятно (клиповое мышление и т.д.). Возможно вритти мышление-восприятие связывает с другими слоями тонко материальной реальности (нижние слои игв и т.д.), усиливает оковы канчукас (создающих иллюзию), блокирует контакт с праническими источниками и йогической негаэтропийной энергией.
  2. Проанализировать, как минимизировать вред от использования дискретизированных носителей. Совсем отказаться от них в наше время сложно. Понятно, что лучше как можно меньше пользоваться приборами с сильной дискретизацией: сильно компрессированная музыка и видео (особенно воспроизводимая через сотовые телефоны и миниатюрные низкокачественные плееры), ЖК мониторы, 3D видео и т.д. Но возможно, стоит придумать информационные технологии, психотронные приборы и электронную аппаратуру, минимизирующие их вред, а, еще лучше, трансформирующими в остановку потока вритти (что-то вроде принципа прививки ослабленной культурой бактерий).

4. Литература

  1. Сахаров Б.Л. Открытие третьего глаза. Практика. – М.: София, 2010. – 160 с.
  2. Файдыш Е.А. Жизненные энергии в мистическом космосе — М.: СОЮЗКНИГА, 2013. — 1088 с.
  3. Goswami S.S. Layayoga. – Inner Traditions, Rochester, 1999. – 342 pp.
  4. Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М.: ИТИ, 1994.
  5. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.
  6. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. – М.: Прогресс, 1978. – 334 с.
  7. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М.: ИКИ, 2002. – 654 с.
  8. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. – М.: УРСС, 2003. – 382 с.
  9. Шредингер Э. Что такое жизнь. – М.: Атомиздат, 1972. – 88 с.
  10. Фром Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. – 331 с.
  11. Файдыш Е.А., Рязанов Д.Ю. Повышение качества образовательного процесса и стимулирование творческого потенциала личности на основе использования архетипической информации // Научно-практический образовательный журнал «Техническое творчество молодежи», № 3 (91), май-июнь, 2015. – 64 с., с. 11 – 17.
  12. Файдыш Е.А. Путеводитель по кармическим архетипам. Картография миров трансформации. - Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2007. – 400 с.
  13. Popper Karl R., Eccles John C. The Self and Its Brain. – London: Springer International, 1977. – 577 рр.
  14. Яу Ш., Надис С. Теория струн и скрытые измерения Вселенной. – СПб: Питер, 2012. – 400 с.
  15. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Renaissance, 1991.
  16. Повель Л., Бержье Ж.  Утро магов. – Киев: София, 1994.
  17. Фейнман Р. Фейнмановские лекции по физике. – М.: Мир, 1967, т. 3, 9.
  18. Sheldrake A. R. A new science of life. The hypothesis of formative causation. – London,  Blond and Briggs, 1981.
  19. Джан Р.Г., Данн Б.Д. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. – М.: Объединенный институт высоких температур РАН, 1995. – 287 с.
  20. Пелевин В. Generation «П». – М.: Вагриус, 1999. – 336 с.


© Международный Институт Ноосферы. Евгений Файдыш, Дмитрий Рязанов. 2016.