Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
ШАМАНИЗМ Шаманизм (от эвенкийского шаман, саман возбужденный, исступленный человек), пожалуй, является самой древней сохранившейся мистической традицией нашей планеты. Элементы шаманистического видения мира можно обнаружить в самых различных религиозных и мистических картинах реальности более позднего времени. Однако для большинства форм древнего шаманизма характерна очень жесткая прикладная направленность, ориентация в сферу бытовой магии. Если более поздние мистические, религиозные традиции переносят центр внимания в потусторонний мир, именно там ищут и смысл бытия и цели нашего существования, то ранний шаманизм целиком ориентирован на животные, тварные аспекты нашей природы. Это выживание любой ценой, достижение власти, могущества, защита от возможных негативных влияний мира мертвых и мира духов, обеспечение поддержки от умерших предков и т.д. Именно такая прикладная направленность очень сужает и упрощает картину мира шамана, ограничивая ее ближними тонкоматериальными мирами. В то же время, начав с такой приземленной бытовой магии, многие шаманы и их традиции все больше и больше вовлекаются в упоительную сложность Древа мира, его поэзию и самодостаточность. Смещают область своих интересов в духовную сферу и все больше приближаются к утонченному мистицизму и религии. Особенно ясно это прослеживается в древних шаманистических культурах,
переживших фазы экстенсивного развития, стремления к власти, могуществу
и связанных с ними черномагических ритуалов. Такие цивилизации обычно
живут в экологическом равновесии с окружающей средой, не разрушая и
не уничтожая природу. Изучение их системы ценностей, их отношения к
миру может помочь и нашей цивилизации выйти из того тупика, в который
завела нас массовая культура, потребительское общество, поставившие
мир на грань экологической катастрофы и ядерной войны. Одной их характерных черт подобных древних цивилизаций является восприятие шамана как носителя древнего знания, важного звена в поддержании гармонии биосферы и ноосферы, а всего человечества как инструмента, воплощающего замысел Творца в материальном мире. Причем такое мировоззрение характерно для самых разных народов, живущих в различных уголках нашей Земли (Нганасаны, жители Алтая, Хопи, Кельты и многие другие).
Инициация и шаманский дар в древних (архаичных) шаманистических традициях (Евгений Файдыш) The Land of Shamans (Evgueny Faydysh) Нет тихого места (Основано на Речи Вождя Сиэттла, американского индейца, обращенной к Президенту Соединенных Штатов, 1854) Эйнштейн и религия (В.Г.Богораз (Тан)) Опыт исследования основ шаманства у тунгусов (С.М.Широкогоров) Нганасаны. Социальное устройство и верования (А.А.Попов)
© Евгений Файдыш. 2021. |
||||||
|