ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПА ЛАБИРИНТА В СОЧЕТАНИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АУТОТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ

О.Я. Брежнева (1), И.Н. Сычёва (2), С.А. Шевцов (1)
(1)Кафедра интегративной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова,
(2)Кафедра частной зоотехнии Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева

Оценивается влияние архетипа лабиринта в сочетании с минимальными элементами из аутотренинга на изменение уровня тревожности у студентов. Проверяется наличие или отсутствие дополнительных вегетативных реакций при взаимодействии с архетипом, на примере изменения поверхностной температуры кожных покровов кистей и стоп. Оценка поверхностной температуры проводилась при помощи тепловидения.

 

В современном мире мы каждый день сталкиваемся со стрессовыми факторами и большими потоками информации. Их влияние на наше сознание, подсознание и психофизиологическое состояние огромно.

В поисках способа уменьшения воздействия стресса на организм, все больше ученых и исследователей прибегают к изучению древних техник восточных стран. Так, например, появилась техника майндфулнесс, основанная на изучении практик медитаций и применяющаяся как инструмент для саморегуляции во многих психотерапевтических программах; дыхательные техники, заимствованные из йоги и применяемые при работе с паническими атаками и тревожностью [1-3, 5-14]. В частности, практика медитаций получает все большую популярность в западных странах: она активно внедряется среди топ-менеджеров и глав крупных зарубежных корпораций, перерыв на медитацию в течение дня является обязательным для многих специалистов в Силиконовой долине [4], медитации являются способом профилактики эмоционального выгорания, создаются мобильные приложения для медитаций,  самые известные из которых на данный момент: Stop, Breathe & Think, Meditation Music, Insight Timer, Smiling Mind.

Огромное количество психофизиологических исследований в области сознания, медитаций и их воздействия на физиологию человека только подтверждает потребность в многосторонних дополнительных исследованиях психики и физиологии человека.

И вместе с тем стабилизирующее действие на психику и организм в целом способны оказывать не только медитации, но и взаимодействие с конкретными резонансными архетипическими формами (архетипической информацией), действующими на наше подсознание. Огромный вклад в исследование архетипов и бессознательного внес К.Г. Юнг [15, 16].

Особенностью архетипических символов, несмотря на кажущуюся простоту, является их глубокое воздействие на состояние человека. Одним из таких символов, знакомых практически каждому человеку с детства, из мифов Древней Греции, является лабиринт. Тем не менее, первые лабиринты возникли гораздо раньше, еще в Древнем Египте, (предположительно, в 2300 г. до н.э.), а после угасания греко-римской цивилизации, их активно переняли в качестве декоративного элемента католические служители, что можно легко проверить, заглянув в сохранившиеся до наших дней католические соборы средневековья (например, собор Нотр-Дам де Шартр XII в., Реймсский собор ХIII-XIV в., базилика Сан-Витале в Римини, VI в. н.э.)[17]. Очень популярны они были и позднее, в оформлении дворцово – парковых ансамблей Европы, в частности, знаменитый версальский лабиринт во Франции (конец ХVII века), лабиринт Шенбрунн в Австрии (построенный в первой половине ХVIII в. и восстановленный в 1998 г.), Хемптон-Кортский лабиринт в Великобритании (конец ХVII в.) и т.д.

Так же не стоит забывать и о скандинавских лабиринтах, лабиринтах Южной Америки, Индии… Их различные конфигурации встречаются практически на всех континентах.

Поэтому, оценке психофизиологического воздействия именно этого архетипического символа на человека и посвящено данное исследование.

Цель исследования.
В данном случае мы решили оценить влияние архетипа лабиринта в сочетании с минимальными элементами из аутотренинга на изменение уровня тревожности у студентов, а также проверить наличие или отсутствие дополнительных вегетативных реакций при взаимодействии с архетипом, на примере изменения поверхностной температуры кожных покровов кистей и стоп - как показателя реакции периферического кровообращения. Оценка поверхностной температуры проводилась при помощи тепловидения [18,19].

Материалы и методы.
Опросник ситуативной и личностной тревожности Спилбергера –Ханина, тепловизор TESTO-875-1.
Статистический анализ выполнен в программе Statistica 12. Сравнение двух групп выполнялось с использованием t-критерия Стьюдента для независимых групп. Оценка динамики выполнялась с использованием t-критерия Стьюдента для зависимых групп. Пороговый уровень статистической значимости принят для p <0,05.

Схема исследования.
В исследовании приняли участие студенты в возрасте 19-23 лет, средний возраст 20,3 года, из них 10 девушек и 5 юношей.

В испытуемой группе – 10 человек (66,7% респондентов), в контрольной – 5 человек (33,3%). В обеих группах оценивался уровень ситуативной и личностной тревожности участников по опроснику тревожности Спилбергера-Ханина, затем давалось упражнение из аутотренинга на расслабление в течение 4-5 минут. По окончании аутотренинга, участники испытуемой группы проходили по трехуровневому греческому лабиринту в свободном темпе 5 раз (рис. 9). Участники контрольной группы выполняли задание с похожей биомеханической нагрузкой – ходили по произвольной спиральной траектории в зале аналогичное количество времени. По окончании задания все испытуемые снова отвечали на вопросы опросника Спилбергера-Ханина. Запись поверхностной температуры тела при помощи тепловизора TESTO-875-1 проходила перед началом и в конце прохождения лабиринта или по спирали. Учитывались изменения температуры кистей и стоп.

Результаты исследования.
По результатам первичного опроса с использованием шкалы тревожности, среди участников обеих групп были ребята с низким (до 30 баллов), умеренным (от 31 до 44 баллов) и высоким (45 баллов и больше) уровнем личностной и ситуативной тревожности. Исходные показатели ситуативной тревожности (p=0,854) и личностной (p=0,760) тревожности между группами не различались (табл. 1, 2).

Статистический анализ по ситуативной тревожности между группами показал, что после проведения испытания в основной группе наблюдается достоверное снижение показателя (p=0,014), а в контрольной группе снижение незначительное (p=0,382). Тем не менее, после испытания разница между группами оказалась несущественной и недостоверной (p=0,462), что связано с небольшим количеством участников в исследуемых группах (график 1).

Личностная тревожность также достоверно снизилась после проведения испытания в обеих группах: в группе испытуемых (p=0,045) и в контрольной (p=0,005). Тем не менее, после испытания разница между группами оказалась также несущественной (p=0,328). Из чего следует вывод, что снижение показателя происходит в обеих группах одновременно и значительной разницы между группами по динамике показателя личностной тревожности нет (рисунок 1 и 2).

Так же, в ходе проведения эксперимента дважды проводилась регистрация поверхностной температуры конечностей. Фотографирование через тепловизор было выбрано с целью скрининговой оценки распределения температуры по всем конечностям одномоментно и для оценки ее изменения в динамике. Стоит отметить, что камера регистрировала именно поверхностную температуру тела, поэтому участников просили проходить задание без обуви, поскольку обувь скрывала реальную температуру тела.

Пример термограммы участника основной группы, проходившей через лабиринт (рис. 3 и 4).

Данные изменения температуры, полученные в ходе исследования основной группы представлены ниже в таблице 3.

В среднем, по данным тепловизора, в испытуемой группе поверхностная температура рук поднялась на 1, 75 °С, температура ног повысилась на 2,6 °С на человека.

Среди участников контрольной группы так же проходила запись термограмм до прохождения по залу по спиральной траектории и после. В среднем, температура рук по группе снизилась на 0,1 °С, а температура ног повысилась на 2,2 °С на человека.

Результаты приведены ниже в таблице 4.

Как видно из таблиц, сходные показатели температуры рук между группами не различались (p=0,270). После проведения испытания в основной группе наблюдается достоверное увеличение показателя (p=0,035), а в контрольной группе динамика отсутствует (p=0,934). В результате чего, после прохождения по лабиринту в основной группе отмечается достоверно более высокий показатель, чем в контрольной группе (p=0,009).

Исходные показатели температуры ног между группами не различались (p=0,065). После проведения испытания в основной группе наблюдается тенденция к увеличению показателя (p=0,053), а в контрольной группе динамика практически отсутствует (p=0,089). После испытания данный показатель отличается между группами незначительно и недостоверно (p=0,173). Из чего следует вывод, что показатель в целом не изменялся в ходе испытания.

Сравнительный анализ температуры рук и ног.

Заключение. Анализ обеих групп показал, что в сочетании с элементами из аутотренинга и применение архетипического символа лабиринта, и похожая двигательная нагрузка положительно влияют на уменьшение уровня ситуативной и личностной тревожности у студентов. Статистически достоверной разности между группами выявлено не было, что связано, преимущественно с небольшим количеством испытуемых в группах.

И в то же время, при оценке вегетативных параметров результаты другие. Повышение поверхностной температуры ног, в связи с двигательной нагрузкой, ожидаемо и сопоставимо в обеих группах: в среднем, 2,6 °С в основной и 2,2 °С в контрольной группе, статистическое отличие между группами незначительно (p=0,173). При сравнении температурной реакции верхних конечностей, был выявлен подъем поверхностной температуры в испытуемой группе, в среднем на 1,75 °С, (p=0,009), тогда как в контрольной группе не было динамики. Это позволяет предположить наличие дополнительной вегетативной реакции организма, как ответ на взаимодействие с архетипической информацией. С точки зрения уменьшения стрессового воздействия на организм, можно предположить более комплексное воздействие архетипа на человека в целом, по сравнению с эквивалентной физической нагрузкой. Также можно предположить, что использование символа лабиринта в качестве элемента дизайна интерьера или сада возможно в качестве дополнительного мягкого инструмента психоэмоциональной разгрузки.

Дальнейшие, более точные исследования в данной сфере желательно провести на значительно большей группе испытуемых и в несколько этапов, для оценки многоразового, длительного воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Рис. 9. Модель лабиринта

Литература.

  1. «Mindfulness Meditation for Everyday Life» Jon Kabat-Zinn - Piatkus, 1994. ISBN 0-7499-1422-X.
  2. «The Power of Meditation and Prayer» Sogyal Rinpoche, Larry Dossey, Michael Toms. - Hay House, 1997. ISBN 1-56170-423-7.
  3. «The mindful way through depression: freeing yourself from chronic unhappiness» J. Mark G. Williams, John D. Teasdale, Zindel V. Segal, Jon Kabat-Zinn. - Guilford Press, 2007. ISBN 1593851286.
  4. «Духовный руководитель: зачем топ-менеджерам медитация?» - статья Forbes, 11 февраля 2019 г.
  5. «Mindfulness Meditation-Based Pain Relief Employs Different Neural Mechanisms Than Placebo and Sham Mindfulness Meditation Induced Analgesia» Fadel Zeidan, Nichole M. Emerson, Suzan R. Farris, Jenna N. Ray, Youngkyoo Jung, John G. McHaffie and Robert C. Coghill - Journal of Neuroscience, 18 November 2015, 35 (46) 15307-15325.
  6. «Brain Mechanisms Supporting the Modulation of Pain by Mindfulness Meditation» Fadel Zeidan, Katherine T. Martucci, Robert A. Kraft, Nakia S. Gordon, John G. McHaffie and Robert C. Coghill - Journal of Neuroscience 6 April 2011, 31 (14) 5540-5548.
  7. «Does Meditation Reduce Pain through a Unique Neural Mechanism? » Tim V. Salomons and Aaron Kucyi - Journal of Neuroscience, 7 September 2011, 31 (36) 12705-12707.
  8. «Cognitive-Affective Neural Plasticity following Active-Controlled Mindfulness Intervention» Micah Allen, Martin Dietz, Karina S. Blair, Martijn van Beek, Geraint Rees, Peter Vestergaard-Poulsen, Antoine Lutz and Andreas Roepstorff - Journal of Neuroscience, 31 October 2012, 32 (44) 15601-15610.
  9. «Critical Terms for the Study of Buddhism» Donald S. Lopez Jr. - University of Chicago Press, 2005.
  10. «Yoga in Transformation: History and Contemporary Perspectives on a Global Phenomenon» Karl Baier, Philipp A. Maas and Karin Preisendanz - University of Vienna Press, 2017.
  11. «The Tantric Buddhist Roots of Hatha Yoga» Mallinson J. - Advaya Magazine, 2017.
  12. «Dzogchen» Ponlop Rinpoche - Lions Roar Forum on Tantra, 2016.
  13. «Where Buddhism Meets Neuroscience: Conversations with the Dalai Lama on the Spiritual and Scientific Views of Our Minds» Zara Houshmand, Robert B. Livingston and B. Alan Wallace. -Shambhala Publications, 2018 г.
  14. «Longveity and Optimal Health: integrating Eastern and Western Perspectives» William C. Bushell, Erin L. Olivio, Neil D. Theise. - Wiley - Blackwell, 2009 г.
  15. «Архетип и символ» Карл Густав Юнг – Москва: АСТ, 2021 г.
  16. «Архетипы и коллективное бессознательное» Карл Юнг - Москва: АСТ, 2021 г.
  17. Файдыш Е.А. Геомантия в жизни современного человека — Тверь.: Изд. М.Леонтьевой, 2005. — 139 с.
  18. «Медицинское теплорадиовидение: современный методологический подход» Колесов С.Н., Воловик М.Г., Прилучный М.А. – Н. Новгород, 2008 г.
  19. «Thermal imaging technique tries a comeback» Sheppard L.M - Biophotonics Intern, 1999 г. Vol.6. No 7.


© Ольга Брежнева, Ирина Сычёва, Сергей Шевцов. 2022.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, редактирование, дизайн. 2022.