ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

Введение

ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Глава 2

 

Глава 1

ЭТИОЛОГИЯ

 

В отличие от традиционного западного, прямолинейного представления о жизни, в котором человек уподобляется простым механизмам, в буддистской традиции человеческое существо - это единство духа и тела. Следовательно, тибетское искусство заживления предполагает комплексный подход к здоровью и лечению. В этом подходе , болезнь означает по существу, нарушение динамического равновесия различных психологических и космопсихических элементов, которое может происходить на двух различных уровнях:исконном и сиюминутном.

 

Этиология Nyes-pa-gSum на исконном уровне.

На исконном уровне, все расстройства рассматриваются как отражения трех основных несчастий, Nyes-pa-gSum.(1). Этиология Nyes-pa-gSum объясняется двумя теориями, одна психическая - Dug-gSum(2)(три яда) - другая космо-физическая- 'Byung-ba-lNga (пять космо-физических элементов).

 

Теория Dug-gSum

Буддистская теория стоит на том, что все происходящее во вселенной находится в постоянном течении, что все явления непостоянны и что единственная постоянная вещь - это непостоянство. Будда сказал: "Независимо от того, возникают ли совершенные существа или нет, остается фактом и неизменной потребностью существования, что все создания - являются преходящими"

Именно непостоянство всего является причиной страдания любого существа на любой стадии своего существования. Страдание - не случайно, оно проистекает от какой-либо причины, имевшей место в этой или прошлых жизнях. Исчезновение страдания возможно только при освобождении от порочных циклов существования. Это достигается через надлежащее изучение и подлинную практику Дхармы.

Будда видел корень всякого страдания в bDag-'dzin Marig-.pa(3)(невежестве), которое затеняет наше сознание от понимания Закона Причинной связи и Действительности явлений. Невежество - корень всякого непонимания. Это, в свою очередь, ведет к 'Dod-chags (привязанность), Zhe-sdang (ненависть), и gTi-.mug (заблуждение). Можно сравнить эти "три яда" с огнем, который непрерывно пожирает , человека, Будда сказал, "Они горят в огне заблуждения, в огне привязанности, в огне ненависти, они горят начиная с рождения, в старости, при смерти, в печали, в лишениях, в боли, горе и отчаянии."

"Три ментальных яда " 'Dod-chags, Zhe-sdang и gTi-.mug, приводят к rLung, mKhris-.pa и .Bad-kan расстройствам соответственно. Наши великие предки сравнивали истинную природу сознания с ясным небом, а непредвиденные помрачения сознания с облаками на небе. Подобно облакам, негатавные эмоции возникают время от времени из их латентной формы в сознании. Когда их проявление сильно, они могут влиять на нормальные функции Nyes-pa-gSum и некоторых органов в теле. См. таблицу 1.

Таблица 1. Непонимание, Ментальные яды и Расстройства



gTi-.mug, отрицательная эмоция, которая является тяжелой, унылой и облачной, проявляясь интенсивно, может увеличить .Bad-kan. .Bad-kan, будучи тяжелой и вязкой, когда возникает в мозгу, может затенить интеллекти ясность и причинить расстройство.

Zhe-sdang, является горячим и горит подобно огню, вызывает расстройства mKhris-.pa. Увеличения mKhris-.pa в печени и желчном пузыре вызывают нагрев тела, и уничтожает интегральные части тела (например кровь, мускулы, и т.д)

'Dod-chags, является легким и мобильным, привлекает сознание к приятным вещам. Эта привлекательность производит все большее рвение, которое постепенно вызывает беспокойство в сознании и дает выход расстройствам rLung .rLung нарушается от его участка тела, нижней части.

Глубокое изучение "трех ментальных ядов" найдено в Буддистской философии и психологии.(4). Для наших целей, достаточно обратить внимание на динамическую взаимосвязь между состоянием сознания и физическими расстройствами.

 

Теория 'Byung-ba lNga

Эта теория основывается на том, что все явления, независимо от того, происходят они в макрокосмическом или в микрокосмическом мире сформированы пятью космо-физическими элементами

  1. Sa (Земля)

  2. Chu (Вода)

  3. Me (Огонь)

  4. Lung (Воздух)

  5. Nam-mkha (Эфир)

Тело, будучи частично физическим также составлено из этих пяти основных космо-физических элементов. Следовательно болезни проистекают от нарушения равновесия этих элементов. Их соответствия представлены в таблице 2

Таблица 2. Соответствие болезней и пяти космо-физических элементов


(Элемент Эфира является все-распространяющимся)

Пять космо-физических элементов - не являются физико-химическими элементами, а динамическими силами, которые характеризуются больше свойственной им энергетической функцией ,чем их фактическое состояние. Например, Вода не означает молекулу H2O, но характерную для нее энергетическую функцию вызывать чувство тяжести, текучести, прохлады, и т.д. (см. таблицу 12)

Сознание, которое можно чувствовать, но остается невидимым, имеет основные качества этих пяти элементов. Когда сознание входит в матку при зачатии, сознание сливается со смесью яйца спермы, и следует развитие зародыша.

Возвращаясь к основной теме, эти упомянутые элементы применимы как микрокосмическому так и к макрокосмическому миру. Несмотря на то, что все пять космо-физических элемента свойственны каждой клетке ткани, они влияют на разные составляющие тела ,как показано в таблице 3.

Когда наступает смерть, эти элементы также теряют присущую им силу влияния и постепенно исчезают. Сначала Земля поглощается Водой, и видение становится стертым из-за дегенерации мускулов. Затем, Вода поглощается Огнем, и вследствие этого высыхают полости. Постепенно, Огонь поглощается Воздухом и тело остывает. Наконец, Воздух поглощается эфиром, и дыхание останавливается.

Таблица 3. Пять космо-физических элементов и их аспекты на клеточном, тканевом и физиологическом уровне.


В резюме, в течение процесса смерти, сознание пяти органов чувств сливается назад с сознанием земли. Момент отделения сознания от тела начинается в зависимости от обстоятельств и религиозного понимания; и может длиться от нескольких секунд до трех дней или больше. (6)

 

Психофизиологическая функция Трех .Nyes-.pa

.Nyes-.pa относится к принципиальным энергиям тела, которые также потенциально могут вызвать болезнь. Хотя они поддерживают нашу жизнь, при нарушении они являются причиной неправильного функционирования семи компонентов тела и трех выделений, что проявляется как физическое и умственное страдание. rLung, mKhris-.pa и .Bad-kan, три принципиальных энергии тела, называются тремя .Nyes-.pa. Эти принципиальные энергии непосредственно связаны с космо-физическими элементами Воздуха, Огня и Земли и Воды соответственно. Психофизиологические функции трех .Nyes-.pa далее подразделяются на взаимосвязанные пять ответвлений аспектов rLung, mKhris.pa и .Bad-kan.

 

Три принципиальных энергии

rLung - проявление элемента Воздуха.

Он характеризуется такими понятиями , как грубо, свет, холод, тонкий, трудно и мобильный. Пять ответвлений или аспектов rLung:

  1. Поддерживающий жизнь rLung

  2. Восходящий rLung

  3. Проникающий rLung

  4. Подобный огню rLung

  5. Нисходящий в пустоту rLung

Хотя каждый rLung имеет собственную уникальную функцию, все они ,в целом, ответственны за физические и умственные действия, дыхание, мочеиспускание, очистку, развитие и образование зародыша, менструации, слюноотделение, речь, ясность органов чувства, и поддерживают жизнь, действуя как посредник между сознанием и телом. Пять rLung расположены в главных энергетических центрах теменной , горловой, сердечной, пупочной и генитальных чакр соответственно.

mKhris-.pa - проявление элемента Огня (то есть горячий) и может быть охарактеризован понятиями: масляный, острый, горячий, легкий, зловонный, очистительный и жидкий. Его пять ответвлений или аспектов:

  1. Пищеварительный mKhris-.pa

  2. Определяющий цвет mKhris-.pa

  3. Завершающий mKhris-.pa

  4. Зрительный mKhtis-.pa

  5. очищающий цвет лица mKhris-.pa

Вообще, mKhris-pa ответственен за голод, жажду, пищеварение и ассимиляцию, обеспечивает температуру тела, придает завершенность строению тела, и содействует проявлению храбрости и целеустремленности.

.Bad-kan - проявление Земли и Воды. По природе он холодный и характеризуется понятиями масляный, прохладный, тяжелый, тупой, гладкий, устойчивый и липкий. Его пять ответвлений или аспектов:

  1. Поддерживающий .Bad-kan

  2. Разлогающий .Bad-kan

  3. Преодолевающий .Bad-kan

  4. Удовлетворяющий .Bad-kan

  5. Соединяющий .Bad-kan

Вообще .Bad-kan ответственен за крепость и стабильность сознания. Он вызывает сон, соединяет суставы, отвечает за проявление терпимости и смазывает части тела.

 

Семь физических составляющих тела

Lus-Zungs-bDun, или семь составляющих тела, являются основными элементами, поддерживающими жизнь. Они формируются с помощью надлежащего функционирования пятнадцати ответвлений rLung, mKhris-.pa.,Bad-kan, и пяти космо-физических элементов.

Питают семь физических составляющих тела потребляемые продукты и напитки. Сущность потребляемой пищи формирует Dangs-.ma (пищевая сущность); сущность Dangs-ma формирует кровь; сущность крови формирует мышечную ткань и так далее. Чтобы сформировать сущность каждого последующего элемента постпищевых сущностей, требуется один день. Таким образом , например, чтобы произвести регенеративную жидкость необходимо шесть дней.

Таблица 4. Семь физических составляющих тела


Три функции выделения

Наконец, поскольку каждая сущность должна иметь соответствующее выделение, существует Dri-ma-gSum или три функции выделения - дефекация, мочеиспускание и потоотделение. Семь физических составляющих тела и три функции выделения называют объектами повреждения, потому что это те объекты, где функционируют энергии .Nyes-.pa. Дисбаланс Nyes-.pa вызывает сбои в работе десяти объектов повреждения.

Искусство заживления состоит в том,чтобы привести энергии Nyes-.pa, физические составляющие тела и выделения в состояние динамического равновесия. Если это достигнуто, то тело, как говорят, находится в состоянии здоровья или свободным от психофизиологических нарушений. Нарушение равновесия среди трех Nyes-.pa, семи физических составляющих,трех функций выделения проявляется ухудшением здоровья или болезнью.

 

Этиология болезни на непосредственном(сиюминутном) уровне

Так как здоровое тело находится в состоянии динамического равновесия, нездоровая диета, неподходящий образ жизни, сезонные изменения, равно как влияния злых духов могут легко нарушить это хрупкое равновесие. Эти четыре фактора - главные причины болезни на непосредственном(сиюминутном) уровне, и поэтому, необходимо постоянно предпринимать различные меры чтобы умело справиться с ними.

 

Диета и гигиена

Связь между болезнью и неподходящим питанием явно прослеживается. Фактически, большинство проблем здоровья, и в развитых и развивающихся странах можно назвать непосредственно или косвенно зависимым от неподходящего питания. Тучность, алкоголизм, гипертония, артериосклероз, диабет и ревматизм - лишь некоторые из состояний, являющихся результатом, или возникших под влиянием диетических факторов. Также известно, что большинство острых и инфекционных желудочнокишечных заболеваний (например холера) вызвано антисанитарными привычками в приготовлении и потреблении пищевых продуктов.

Тибетская медицина подчеркивает необходимость максимальнуой заботы о диете согласно индивидуальной предрасположенности. Например, выбор соответствующих по сути и питательным свойствам пищевые продуктов и поедание их в надлежащих количествах - важные факторы, способствующие поддержанию оптимального здоровья.

 

Образ жизни

В дополнение к неподходящей диете, вредный образ жизни также может быть причиной дисгармонии трех энергий тела. Часто мы пренебрегаем влиянием образа жизни на наше ежедневное здоровье и, из-за этой небрежности мы, в этой связи, сталкиваются с различными видами проблем со здоровьем. Например сердечно-сосудистые болезни наиболее часто встречаются среди людей, которые ведут сидячий образ жизни и кого чрезвычайно затрагивают умственные напряжения и переутомления. Точно так же курение и наркомания могут привести к серьезным болезням легких и других иммунологических расстройств.

 

Сезонные изменения

Проиллюстрировать отношения между расстройством и сезонными или климатическими изменениями можно на следующем примере: рассмотрим четвертый и пятый Тибетские месяцы, обычно известными как Sos-ka. Это - период, когда качества всех космо-физических элементов в окружающей среде преобладающе легки и грубы, это приводит к накоплениею rLung в теле. rLung склонен к ухудшению в течение лета из-за тяжелых дождей и порывистых ветров. Кроме того, дополнительное потребление в течение этого сезона легких и грубых пищевых продуктов типа сильного чая, или чрезмерное голодание, может ухудшить rLung.

Таким образом, индивидуум, который не обратил надлежащее внимание на свою диету и образ жизни в течение Sos-ka (в конце весны), неизменно пострадает от rLung болезни летом (шестые и седьмые тибетские месяцы) В подобной манере, mKhris-.pa и .Bad-kan могут быть накоплены летом и в течение низкой зимы и затем проявить свои признаки осенью и весной соответственно. (см. таблицу 5)

Таблица 5. Соотношения Тибетских и Западных месяцев с отношениями между болезнью и сезонными изменениями



 

Злые духи

Злые духи также могут нарушить опрокинуть это тонкое состояние динамического равновесия. Их влияние особенно обозначено в случаях, когда пациент не в состоянии дать пояснения о своем состоянии, чтобы определить диагноз и лечение. Прошлые кармические проблемы и низкий уролвень добродетели позволяют злым духам причинить вред сознанию и телу. Такие болезни умиротворяются ритуалами и тантрическими методами, выполняются ламами и тантрическими мастерами. После освобождения от злого духа, предписана медитация. Если ритуалы и тантрические методы неудачны из-за сильной прошлой отрицательной судьбы, медитация будет неэффективна. В этих случаях, лама или доктор предпишут религиозные ритуалы, чтобы создать более положительную судьбу. (Больше информации предоставлено в Приложении А относительно анализа мочи на предмет влияния злых духов). Самое сильное проявление злых духов - это невозможность осознать правду которая препятствует нам понимать реальное положение вещей и сопровождает нас во всех наших переождениях - невежество. Если оно искоренено, человек достигает состояния Будды.

Введение

ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Глава 2

 

© Елена Петрушенко, перевод с английского. 2007.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, редактирование, дизайн. 2007.