Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 17 Один из семи Ангелов предложил
св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих,
с которой блудодействовали цари земные, и вином любодеяния, которой упивались
живущие на земле. Ангел повел св. Иоанна в духе в пустыню, и он увидел
"жену седящу на звере червлене, исполненем имен хульных, иже имеяше глав
седмь и рогов десять". Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим,
как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали
семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана
преследовали Церковь. Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: "Мы
же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего,
думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном
теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия
антихриста". Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу
церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту
часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром
греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу –
силу зверя-антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей
на звере багряном. "И жена бе облечена в порфиру и червленицу"... все
это символы ее царственной власти и господства; "имущи чашу злату в руце
своей полну мерзости и скверн любодеяния ея" – "чашею показывается сладость
лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность" (св. Андрей).
Члены этой неверной Христу Церкви, или богоотступнического общества, будут
людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей,
"преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств
грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут
любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных
мира (17:2; 18:3, 9), святых целей достигать грешными средствами, будут
проповедовать исключительно мечом и золотом" (17:4) (Н.Виноградов). "И
на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостям
земским" – "начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту
грехов и сердечное смущение; она мать, ибо в подначальных городах руководит
душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония" (св. Андрей).
Более общее толкование склонно видеть в этой блуднице, носящей имя Вавилона,
всю вообще низменно-чувственную и антихристианскую культуру человечества
последних времен, которую ожидает страшная всемирная катастрофа при кончине
мира и Втором Пришествии Христовом. Падение этого "Вавилона" представляется
в Апокалипсисе как первый акт победы в мировой борьбе Церкви Христовой
с греховным царством диавола (ст. 1-5). "И видех жену пияну кровьми
святых" – здесь имеются в виду все мученики за Христа, пострадавшие в
течение всей мировой истории, особенно же во времена антихриста (ст. 6).
Далее Ангел, показавший св. Иоанну блудницу, дает ему объяснение всего
видения. "Зверь, егоже видел, еси, бе, и несть и имать взыти от бездны,
и в пагубу пойдет" – св. Андрей говорит, что этот зверь "сатана, который
быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет
и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для
отвержения Христа. Посему он был и действовал до креста, и нет его, поелику
спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую через идолослужение
имел над народами". При кончине мира сатана вновь "придет, указанным нами
образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом
бесы просили Его не посылать их, но в свиней; или же выйдет из настоящей
жизни, которая называется "бездною" иносказательно по причине греховной
житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же
для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану, антихрист, чтобы
вскоре получить погибель в будущем веке" (ст. 7-8).
© Архиепископ Аверкий. 2006. |
||||||||
|