|
Глава 16
СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИЗЛИВАЮЩИХ СЕМЬ ЧАШ ГНЕВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЮ
В этой главе изображается
суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева
Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней,
поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения
лжехристианского царства, которое выше (11:8) названо Египтом, а затем
Вавилоном.
Когда первый Ангел вылил чашу, "сделались
жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя
и поклоняющихся образу его". Эта эмблема взята, видимо, с шестой казни,
поразившей Египет. По объяснению некоторых, здесь надо понимать телесную
эпидемию. По толкованию св. Андрея Кесарийского, гнойные раны – это "происходящая
в сердцах отступников скорбь, мучащая их наподобие сердечного нагноения,
ибо наказуемые Богом никакого облегчения не получат от обоготворяемого
ими антихриста".
Когда второй Ангел вылил свою чашу в море,
вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло
в море. Здесь понимаются кровопролитные международные и гражданские войны
(ст. 1-3).
Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки
и источники вод, вода в них обратилась в кровь. "И услышал я", говорит
Тайновидец, "Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который
еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь
святых и пророков. Ты дал им пить кровь: они достойны того". "Отсюда видно,
– говорит св. Андрей, – что над стихиями поставлены Ангелы". Здесь также
идет речь о страшных кровопролитиях, которые произойдут перед кончиною
мира во времена антихриста (ст. 4-7).
Когда четвертый Ангел вылил чашу свою на
солнце, солнцу дано было жечь людей сильным зноем, так что они, не вразумившись
этою казнью, в отчаянии хулили Бога. Св. Андрей говорит, что эту казнь
можно понимать или буквально, или под этим зноем надо понимать "зной искушений,
чтобы люди чрез испытание скорбей возненавидели виновника их – грех".
Обезумевшие люди, однако, в ожесточении своем будут уже неспособными к
покаянию (ст. 8-9).
Пятый Ангел вылил чашу свою на престол
зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания
и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись
в делах своих. Это напоминает девятую египетскую казнь (Исх. 10:21).
Под этой казнью надо понимать значительное уменьшение величия и власти
антихриста, блеск которых доселе поражал людей, и вместе с тем упорную
нераскаянность почитателей антихриста (ст. 10-11).
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую
реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода
солнечного. Здесь Евфрат представляется как оплот, который препятствовал
царям с войском идти для совершения судов Божиих над царством антихриста.
Эмблема эта взята с положения Древней Римской империи, для которой Евфрат
служил оплотом от нападений восточных народов. Вслед за тем из уст дракона
и из уст зверя и из уст лжепророка вышли три нечистых духа, подобных жабам;
это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей
вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
Под этими "бесовскими духами" понимают лжеучителей, болтливых, навязчивых,
чревоугодников, бесстыдных и надутых, которые будут привлекать к себе
народ ложными чудесами. Великим днем Бога Вседержителя называется время,
когда Бог проявит Свою славу в наказании врагов Церкви. "Се иду как тать"...
Здесь речь о внезапности Второго Пришествия Христова (ср. Матф. 24:43-44).
"И собра их на место, нарицаемое еврейски Армагеддон" – это слово означает
"рассечение" или "убийство". "В том, полагаем, месте", говорит св. Андрей,
"собранные и предводимые диаволом народы будут избиты, ибо он утешается
кровью человеческою". Название взято с долины Магеддо, на которой пал
царь Иосия в сражении с фараоном Нехао (2 Пар. 35:22). Излиянием
седьмой чаши окончательно будет поражено царство зверя. В результате страшного
землетрясения распался "город великий на три части и города языческие
пали". Под этим "великим городом" св. Андрей понимает столицу антихристова
царства, каковой будет Иерусалим. "И всяк остров бежа, и горы не обретошася"
– "из Божественного Писания", объясняет св. Андрей, "мы научены разуметь
под "островами" святые церкви, а под "горами" – в них начальствующих.
А что они побегут при наступлении всего предреченного, о сем слышали от
Господа, сказавшего: "сущие на востоке побегут на запад, и сущие на западе
– на восток. Будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира
доселе, ниже имать быти" (Матф. 24:21). Если
в буквальном смысле принять эти слова, то это будет картина страшного
разрушения, что в наше время, когда изобретены атомные и водородные бомбы,
нетрудно себе представить. Дальше в 21 ст. как раз и говорится о падении
града с неба на людей "величиною в талант"... "и хулиша человецы Бога
от язвы градныя, яко велия есть язва его зело". Не бомбы ли надо разуметь
под этим убийственным градом? И в наше время мы часто наблюдаем такое
ожесточение сердец, когда люди ничем не вразумляются, а только хулят Бога
(19-21).
© Архиепископ Аверкий. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий
Рязанов, дизайн. 2006.
|
|