Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 19 В первых 10 стихах этой
главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде
многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова
царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом
"брака Агнца" и участия праведников в "брачной вечери Агнца" (ср. Матф. 22:1-14;
также Лук. 14:16-24). Тайновидец услышал на небе "громкий голос как
бы многочисленного народа, который говорил: "Аллилуиа: спасение и слава,
и честь и сила Господу нашему"... и падоша двадесять и четыре старцы и
четыри животна, и поклонишася Богови седящему на престоле, глаголюще:
аминь, аллилуиа" – "Аллилуиа", по объяснению св. Андрея Кесарийского,
"означает Божественное прославление"; "аминь" – истинно, да будет. Это
говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается
Богу "троекратно", по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа,
Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал
наказанием жителей его и пресек грех. "Аллилуиа" от еврейского "Галлему
Яг" значит буквально: "хвалите Бога". "И дым ея восхождаше во веки веков"
– это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться
вечно. "Радуимся и веселимся и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий"
– предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака
Агнца. Под "браком" или "брачным пиршеством" разумеется вообще состояние
духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец – Господь
Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца
разумеется Церковь (см. Ефес. 5:25). Самый брак означает тесное соединение
Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатленное верностью, с той и
другой стороны подтвержденною заветом, как бы взаимным договором (ср.
Осии 2:18-20). Брачное пиршество означает наслаждение полнотой благодати
Божией, которая силою искупительных заслуг Христовых обильно будет подаваться
всем истинным членам Церкви Христовой, радовать и веселить их неизреченными
благами. "И жена Его уготовила есть себе, и дано бысть, ей облещися в
виссон чист и светел" – "что Церковь одета в виссон, сие означает светлость
ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту ее в размышлении и созерцании,
ибо из сих состоят Божественные оправдания" (св. Андрей Кесарийский).
"Блажени звании на вечерю брака Агнча" – "Вечеря Христова", как объясняет
св. Андрей, "есть торжество спасаемых и согласная их радость, которую
получат блаженные, когда войдут в вечный чертог со Святым Женихом чистых
душ: "неложен бо есть обещавый". Как много благ будущего века, превосходящих
всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются
они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по
неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению
в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного
веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога
с Его рабами, – соединения настолько превосходящего телесное общение друг
с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония". Ангел,
которому хотел поклониться св. Иоанн, запретил ему делать это, сказав:
"клеврет ти есмь и братий имущих свидетельство Иисусово; Богу поклонися:
свидетельство бо Иисусово есть дух пророчествия" – смысл этих слов такой:
не кланяйся мне, ибо я всего лишь твой сослужитель. Тот же Дух Святой,
Который говорит и действует через Апостолов, в частности через св. Иоанна,
проповедующего свидетельство об Иисусе, говорит и через Ангелов, как через
таких же посланников Божиих. "Твое достоинство таково же, как и мое",
как бы так говорит Ангел: "ты, наделенный дарами Святого Духа, свидетельствуешь
о словах и делах Иисуса Христа; а я, от Того же Святого Духа получив откровение
будущих событий, сообщаю его тебе и Церкви. Иначе сказать, Дух свидетельства
Христова есть Дух и пророчества, то есть того же достоинства". Св. Андрей
Кесарийский отмечает здесь смирение ангелов, "которые не присваивают себе,
подобно злым демонам, Божественную славу, но приписывают ее Владыке" (ст. 1-10).
© Архиепископ Аверкий. 2006. |
||||||||
|