|
Глава 20
ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД
Вслед за поражением антихриста
св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны
и большую цепь в руке своей. Ангел этот "ят змия, змия древняго, иже ят
диавол и сатана, и связа и на тысящу лет, и в бездну затвори его, и заключи
его... дондеже скончается тысяща лет: и по сих подобает ему отрешену быти
на мало время" – как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой "тысячей
лет" надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста.
С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента
искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество
низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим
тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства
над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1000 – определенное
– взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период
времени до Второго Пришествия Христова. "И видех престолы, и седящия на
них, и суд дан бысть им" и проч., – эта картина символически рисует наступившее
царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие
суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо
всем им дано обетование царства и славы Христовой (1 Солун. 2:12).
В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности "обезглавленных за свидетельство
Иисуса и за Слово Божие", то есть святых мучеников. "И видех", говорим
св. Иоанн, "души растесанных" – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие
в 1000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и "творят суд" не
на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся
с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении
Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться
к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они
соцарствуют. "И ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет" – оживление
здесь разумеется нравственно-духовное. Св. Тайновидец называет это "первым
воскресением" (ст. 5), а о втором, телесном воскресении речь у него
идет дальше. Это соцарствование Святых Христу будет продолжаться до окончательной
победы над темными силами нечестия при антихристе, когда произойдет воскресение
тел и настанет последний Страшный Суд. Тогда и души святых соединятся
с телами и будут царствовать со Христом уже вечно. "Прочие же мертвецы
не ожиша, дондеже скончается тысяща лет; се воскресение первое" – этим
выражением "не ожиша" выражается мрачное и тягостное состояние после телесной
смерти душ нечестивых грешников. Оно продолжится "дондеже скончается тысяща
лет" – как и во многих других местах Священного Писания, эта частица "дондеже"
(по-гречески "эос") не означает продолжения действия до известного предела,
а, напротив, совершенное отрицание его (напр., Матф. 1:25). В этих
словах поэтому имеется в виду отрицание навсегда блаженной жизни для умерших
нечестивцев. "Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем, на
нихже смерть вторая не имать области" – вот как объясняет это св. Андрей
Кесарийский: "Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и
два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь – за преступление заповедей
временная и плотская, вторая же – по соблюдении Божественных заповедей,
обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти:
одна плотская и временная, а другая – посылаемая в будущем в наказание
за грехи, вечная, то есть геенна огненная. Следовательно, смысл этих слов
таков: нечего бояться второй смерти, то есть геенны огненной, тому, кто
еще здесь на земле жил о Христе Иисусе и облагодатствованный Им и с горячей
верой в Него предстал перед Ним после первой, то есть телесной смерти
(ст. 1-6).
Эти первые 6 стихов 20-й главы Апокалипсиса
послужили поводом к возникновению ложного учения о "тысячелетнем Царстве
Христовом на земле", получившем наименование "хилиазма". Сущность этого
учения такова: задолго до кончины мира Христос Спаситель опять придет
на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников и устроит новое
царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания,
будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми
благами временной жизни. Затем уже последует – второе, всеобщее воскресение
мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние. Это учение известно
было в двух видах. Одни говорили, что Христос восстановит Иерусалим во
всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми
жертвами, и что блаженство праведников будет состоять во всевозможных
чувственных удовольствиях. Так учил в первом веке еретик Керинф и другие
иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты, а в четвертом веке Аполлинарий.
Другие, напротив, утверждали, что это блаженство будет состоять в чисто
духовных наслаждениях. В этом последнем виде мысли о хилиазме были высказаны
впервые Папием Иерапольским; встречаются они затем у св. мученика Иустина,
у Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция; в позднейшие времена оно возобновлено,
с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга,
мистиками-иллюминатами и адвентистами. Надо, однако, видеть, что ни в
первом, ни во втором виде учение о хилиазме не может быть принято православным
христианином, и вот почему:
1) |
По учению хилиастов, воскресение мертвых будет
двукратное: первое за тысячу лет до кончины мира, когда воскреснут
одни праведники, второе – перед самою кончиною мира, когда воскреснут
и грешники. Между тем Христос Спаситель ясно учил лишь об одном
всеобщем воскресении мертвых, когда воскреснут и праведники и
грешники и все примут окончательное мздовоздаяние (Иоан. 6:39, 40;
Матф. 13:37-43).
|
2) |
Слово Божие говорит только о двух пришествиях Христовых
в мир: первом, в уничижении, когда Он приходил искупить нас, и
втором, во славе, когда Он явится судить живых и мертвых. Хилиазм
вводит еще одно – третье пришествие Христово за тысячу лет до
кончины мира, какового не знает Слово Божие.
|
3) |
Слово Божие учит только о двух царствах Христовых:
Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира
(1 Кор. 15:23-26), и Царстве славы, которое начнется
после Страшного Суда и не будет иметь конца (Лук. 1:33; 2 Петр. 1:11);
хилиазм допускает еще какое-то среднее, третье Царство Христово,
которое будет продолжаться только 1000 лет.
|
4) |
Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно
Слову Божию, согласно которому Царство Божие не есть "брашно и
питие" (Римл. 14:17), в воскресение мертвых не женятся и
не посягают (Матф. 22:30); обрядовый закон Моисеев имел только
преобразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим
новозаветным законом (Деян. 15:23-30; Римл. 6:14; Гал. 5:6;
Евр. 10:1).
|
5) |
Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней
и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же
время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер
Римский, св. Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский,
св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Епифаний, блаж.
Иероним, блаж. Августин. С тех же пор, как Церковь на Втором Вселенском
Соборе в 381 г. осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии
Христовом и для того внесла в символ веры слова "Егоже Царствию
не будет конца", держаться хилиазма, даже как частного мнения,
стало уже непозволительно.
|
Надо знать также, что Апокалипсис
– книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально
содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание
явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно
правилам священной герменевтики. В таких случаях правильно искать иносказательный,
аллегорический смысл недоуменных мест.
"И егда скончается тысяща лет, разрешен
будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки сущыя на четырех
углех земли, Гога и Магога, собрати их на брань, ихже число яко песок
морский" – под "разрешением сатаны от темницы своей" разумеется появление
перед кончиною мира антихриста. Освобожденный сатана будет стараться в
лице антихриста прельстить все народы земли и воздвигнет на брань против
христианской Церкви Гога и Магога. "Некоторые думают", говорит св. Андрей
Кесарийский, "что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские
или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из
всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до
освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского,
говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного
или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов,
или их превозношение. "Надо полагать, что имена эти употреблены в метафорическом
смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся перед концом
мира против Христовой Церкви под водительством антихриста. "И взыдоша
на широту земли, и обыдоша святых стан и град возлюбленный" – это значит,
что враги Христовы распространятся по всей земле и всюду начнется гонение
на христианство. "И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я" – в таких
же чертах изображал поражение свирепых полчищ Гога и св. пророк Иезекииль
(38:18-22; 39:1-6). Это изображение гнева Божия, который прольется на
врагов Божиих при Втором Пришествии Христовом. "И диавол льстяй их ввержен
будет в езеро огненно и жупелно, идеже зверь и лживый пророк: и мучени
будут день и нощь во веки веков" – такова будет вечная участь диавола
и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые
адские муки (ст. 7-20).
За этой окончательной победой над диаволом
последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд.
"И видех престол велик бел, и Седящаго
на нем" – это картина всеобщего суда Божия над человеческим родом. Белизна
престола, на котором восседает верховный Судия вселенной, означает святость
и правду сего Судии... "Егоже от лица (то есть от лица Господа Судии)
бежа небо и земля, и место не обретеся им" – этим изображаются великие
и страшные перевороты во вселенной, которые произойдут перед последним
Страшным Судом (ср. 2 Петр. 3:10). "И видех мертвецы малыя и
великия стояща пред Богом, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся,
яже есть животная: и суд прияша мертвецы от написанных в книгах, по делом
их" – разгнутые книги символически обозначают собою всеведение Божие,
которому известны все дела людей. Книга жизни только одна, в знак малого
количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. "Раскрытые
книги", говорит св. Андрей, "означают деяния и совесть каждого. Одна,
говорит, из них есть "книга жизни", в которой написаны имена Святых" –
"И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даша своя мертвецы: и суд прията
по делом своим" – мысль здесь та, что все люди без всякого исключения
воскреснут и предстанут на Суд Божий. "И смерть
и ад ввержена быста в езеро огненное: и се есть вторая смерть. И иже не
обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное" – это
сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут
более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать
навеки. Под "огненным озером" и "второю смертью" разумеется вечное осуждение
грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни
(ст. 11-15).
© Архиепископ Аверкий. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий
Рязанов, дизайн. 2006.
|
|