Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 2 ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
Своим уходом и возвращением Пандито Хамбо лама XII (в миру Даша Доржо Итигэлов) поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Не меньшим количеством тайн окружен и жизненный путь этого неординарного человека. Родился он в 1852 году. Был сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было, все дети, оставшиеся без родителей воспитывались родственниками. Есть основания предполагать, что он появился на свет в возрасте пяти лет. Никто и никогда не знал, кто была его мать. Мальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что будет Хамбо ламой. Хозяйка смеялась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяйка бросилась к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика - в будущем он должен стать ламой. Рис.9. Священная гора «Шаманка» В 15-летнем возрасте Даши Дорджо Итигэлов попал в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Ширээтэ этого дацана создал все условия для его обучения, назначил содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Даши Дорджо Итигилов в стенах Аннинского дацана, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даша Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи ламы. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении. В 1904 году Итигэлов назначается Ширээтэ ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Примечательно, что незадолго до этого губернатор подписал прошение об уходе его с поста Ширээтэ Ангажинского дацана. Участвовать в выборах на пост Хамбо ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо лама, находясь в полном здравии, вдруг отказался от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова Ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится 12-м главой ламаистского духовенства. Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова". Тогда резиденция главы буддистов в России находилась в Тамчинском дацане. Здесь был экономический, политический и религиозный центр. Одновременно в Тамче читали молитвы до 2-х тысяч лам и хувараков. По ступенькам главного дургана Тамчинского дацана вступали в свою должность на протяжении почти полутора столетий 14 Хамбо лам. Советское время пережили лишь два из 21-го дургана. Ведущие бурятские дацаны претендовали на то, чтобы именно их Ширээт удостоился чести быть Хамбо ламой. Не всегда результаты выборов примиряли конкурирующие стороны. Избрание в 1911 году Ширээта Ангажинского дацана Даши Дорджо Итигэлова на должность Хамбо ламы не устроила некоторых лам. К его приезду в Тамчинский дацан они сделали жатха - порчу на ворота, вокруг входа в главный дуган и внутри него. Итигэлов подъехал к дацану, но через ворота не пошел. Он приказал разобрать часть забора и прошел там. Четками он убрал все другие жатха и сказал: "Отныне все будет решаться согласно учению Будды". Присутствующие поняли - на пост главы ламаистского духовенства России взошел великий лама. Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Когда подходил к концу земной путь первого Хамбо ламы Дамба Дорджо Заяева - основателя буддизма в России, бурятские ламы попросили его в следующих перерождениях вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Хамбо ламы Даша Дорджо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого". Рис.10. Иволгинский дацан на фоне гор Находясь на посту Хамбо ламы, Даша Доржо Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири. В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освещении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге. Известно также, что Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири. Годы жизни Хамбо ламы Итигэлова совпадают с периодом необычайного развития буддизма в Забайкалье. Каждый десятый мужчина здесь бал ламой. Жители Забайкалья часто становились свидетелями проявлений сверхъестественных сил бурятских йогинов. Существует множество легенд и преданий, как ламы верхом или на лошадиных повозках пересекали гладь озера или реки, словно по мощеной дороге. Дабаев Амгалан Дабаевич (старейшина села Гильбира): "Был такой лама. Он мог передвигаться по воде как по дороге. На Селиге его как-то не пустили на паром - народу было много - так он двинулся по воде, чем очень удивил людей". Рис.11. Мантровые колёса. Мощный психотронный генератор Немало подобных историй существует и о Хамбо ламе Итигэлове. В историю буддизма он вошел как практик высочайшего уровня. Он сделал всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого постижения пустоты - великой реальности всех явлений. По просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Большинство трудов Итигэлов писал под секретным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. Одна из находок - книга о 12-ти его перерождениях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Речь идет об истории нескольких тысячелетий. Дамбо Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Если бы в этой книге была бы допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела". Перед уходом Хамбо лама Итигэлов написал послание потомкам. Оно было обнаружено в конце 90-х гг. Его расшифровка продолжается. Даже количество слов в каждой его части имеет свое значение. В послании он предсказал события будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле. Балдан лама (Ширээтэ Кыренского дацана): "В нем указывается месяц и год возвращения: 10 сентября 2002 года. В послании говорится и о его пребывании в одном из его перерождений в свите Будды Шакъямуни. У буддийского бога может быть три состояния тела: в одном из них его могут видеть простые смертные. Итигэлов достиг состояния бога из сострадания к людям, оставил свое изображение в теле буддийского ламы". Рис.12. Ступа 15 июня 1927 года Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелания уходящим. Ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке; тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были поддержать его. Перед тем, как уйти окончательно он отдал четкие распоряжения как его похоронить и когда навещать. Уходил он в знаковый момент - не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в России все буддийские храмы, святыни и духовенство.
© Дмитрий Рязанов. 2006. |
||||||||
|