ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 

 

Глава 2

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
Дмитрий Рязанов

Заключение

 

Глава 3

ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА В НЕТЛЕННОМ ТЕЛЕ


В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься".

Похоронен он был в местности Хухе Зуркен неподалеку от Улан-Удэ в 1927 году. Из погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного: тело Хамбо ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Оно было опознано единственным свидетелем Бимбой Дорджиевичем Цибиковым.

Х а м б о  л а м а  И т и г э л о в

Рис.13. Хамбо лама Итигэлов в стеклянном саркофаге

Цибиков Бимба Дорджиевич (кандидат исторических наук): "Когда Даши Доржо Итигэлов в 1917 году сложил с себя полномочия Хамбо ламы, он вернулся в Янгаженский дацан. Я часто там бывал и видел его. Когда его тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал - там останки, а он был как живой. Я сразу узнал его. Он совсем не изменился. Меня это поразило".

Очевидно, что в далеком 27-ом году Даша Дорджо Итигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнется влиянию времени и тлена. Об этом говорят обстоятельства ухода буддийского ламы и возвращения его тела.

Виктор Звягин (заведующий отделением идентификации личности, Российский Центр судебно-медицинской экспертизы, Москва.): "Состояние его тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристики. Нам не известны случаи такой сохранности, которую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка".

Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования костей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии. Человечество столкнулось с невиданным явлением. Современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню. В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов вечное тело монаха Даши Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями - пример уникальный и единственный.

Из акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года: "Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено".

В местности Хухе Зуркен, где 75 лет покоилось тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, хоронили лам из Ангажинского дацана. Даша Доржо Итигэлов был Ширээтэ этого дацана. При нем здесь были построены священные постройки в честь воинов погибших во время русско-японской войны. Буддийский монах пожертвовал на это строительство все свое состояние. Местные жители относились к нему как к богу. 300 ангажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на Первую Мировую войну, и все как один вернулись обратно. В благодарность они слагали песни о Хамбо ламе Итигэлове.

М е с т о  р о ж д е н и я  И т и г э л о в а

Рис.14. Ступа, построенная на месте рождения Итигэлова

В 1954 году в середине советской эпохи Ангажинский дацан был взорван. Вся степь по рассказам очевидцев была белой от его обломков и страниц разлетевшихся ламских книг. Сегодня здесь гора камней и след от ограды. В память о дацане и его ламах верующие воздвигли Субурган.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Именно там, в Ангажинском дацане Итигэлов ушел в последнюю медитацию. Тело его принесли по завещанию в это место. В этом же завещании он попросил проверять его тело, что и делали впоследствии ламы Иволгинского дацана, держа это в тайне. Тело его и тогда и сейчас остается неизменным".

Ламы осматривали тело Хамбо ламы Итигэлова в 1955 и 1973 годах. После проведения необходимых обрядов его переодевали и вновь помещали в короб. Решение о последнем поднятии было принято в сентябре 2002 года.

Бимбо лама (Унзал лама Иволгинского дацана): "Я всегда говорил землякам, что нужно поднять тело хотя бы для того, чтобы удостовериться в целостности короба, если надо, что-то подправить. Я был уверен, что с телом все нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. За этими разговорами наступил 2002 год. Так должно было случиться, не от нас, живущих на земле, это зависит".

В тот сентябрьский день хоронили мать одного из лам. Проводить ее в последний путь на Хухе Зуркен пришли все ламы. После похорон они пошли к месту захоронения Даши Доржо Итигэлова. Их сопровождал старожил этого края Ангола Агдабаев. Он единственный точно знал, где находится могила Хамбо ламы Итигэлова.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "В этом месте одна группа лам пошла чуть правее, а Хамбо лама Дамба Аюшеев повел нас сюда. Подошел дедушка Ангола. Ведя за собой остальных, он сказал, что Итигэлов именно здесь похоронен. Спросил у Хамбо ламы, откуда он знает о месте захоронения. Здесь был желоб для отвода вод с гор. Когда дедушка Ангола еще раз подтвердил место захоронения, хамбо лама улыбнулся и сказал, что не случайно пришел именно сюда. Он прилег на землю, оглядел место и растения вокруг. Назавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. Читая молитвы, приступили к работам по поднятию тела, но завершить их в этот день не успели. Мы думали, место захоронения величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоиться человек лишь в позе лотоса. Крышку короба увидели, когда на улице стемнело. Мы положили камни обратно и поехали доложить Хамбо ламе о ходе работ".

Д о м,  п о д а р е н н ы й  Д а ш и  Д о р ж о                      И т и г э л о в у

Рис.15. Дом, подаренный Даши Доржо Итигэлову от жителей его родного края (построен в 1898 году)

По дороге в Иволгинский дацан ламы заезжали попить воды в Ута-булак. В этой местности располагается 12 целебных источников. Вода из них помогает излечиться от самых разных болезней. Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов был выдающимся практикующим врачом. Он создал фундаментальный труд по Тибетской фармакологии. Травы для своих лекарств он часто собирал именно здесь, в Ута-булак.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Тогда мы обнаружили вот это чудо: одновременно в одном месте растут шиповник, смородина и черемуха. Нас сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией; это выглядело как знак. Ведь именно черемуха растет вблизи воды, так же как и шиповник. А так, чтобы в одном месте все это произрастало, я не слышал".

Возвращению тела Хамбо ламы предшествовал не один удивительный факт. В тот год местные жители заметили, что вокруг Субургана, где молился когда-то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвел шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним.

Х р а м,  г д е  б у д е т  н а х о д и т с я  н е т л е н н о е  т е л о  И т и г э л о в а

Рис.16. Храм, где будет находится нетленное тело Итигэлова (Иволгинский дацан)

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Хамбо лама дал распоряжение ночь провести возле могилы Итигэлова. Мы читали молитвы и зажигали благовония. Утром приехал судмедэксперт. В сопровождении Хамбо ламы приехали Кимчен ламы. Мы всё подготовили, с Бимбо ламой спустились вниз. Я открыл крышку - там был хадак. Я позвал Хамбо ламу Дамба Аюшеева. Эксперт доложил, что все нормально. На протяжении всего процесса мы читали молитвы. Потом водрузили короб с телом на машину и, читая молитвы, повезли в дацан. Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал, что место это святое, поскольку хранило Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить Субурган".

Глава 2

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Заключение

 

© Дмитрий Рязанов. 2006.
© Денис Рязанов, OCR. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.