ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

english version

Глава 1

МИСТИЧЕСКИЙ КОСМОС
Е.А.Файдыш

Глава 3

 

Глава 2

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ (ИНТЕГРАЦИЯ), МИРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

 

Мы уже говорили о важности подготовительного очищения и трансформации для успешного и безопасного путешествия в тонкоматериальную реальность. Теперь мы остановимся на этом подробнее. В древней традиции и подготовка и посвящение (инициация) играли очень важную роль, и далеко не каждый мог успешно пройти через все подготовительные этапы, зачастую продолжавшиеся много лет. Однако как сами подготовительные этапы, так и их последовательность были очень похожи. Смысл всего этого процесса очень кратко можно охарактеризовать как символическую смерть, разрушение прежнего Я и рождение в новом, более гармоничном и очищенном состоянии.

Так, например, в ранних христианских общинах во время крещения инициируемого погружали в воду и держали там, пока он не переставал двигаться (наступала клиническая смерть). Затем его реанимировали, и он получал новое имя, как заново рожденный, освободившийся от груза прошлого, перешедший в качественно новое состояние (трансформированный).

Смысл очищения заключался в освобождении от комплексов, блоков, вытесненных в подсознание негативных или запретных эмоциональных переживаний и желаний (психотравм), всего того неосознаваемого багажа, который деформирует, искажает наше поведение, делает его иррациональным и разрушительным.

На фазе трансформации происходило формирование новой более гармоничной системы ценностей, подчинение сознательному контролю нашего животного, телесного начала. Посвященный переставал быть беспомощной игрушкой животных инстинктов и стереотипов поведения, неконтролируемых привычек, как большинство из нас.

Оба этих этапа обязательно осуществлялись как на психологическом, так и на психоэнергетическом уровне, включая очень серьёзную проработку структур тонкого тела (чакр и акупунктурных каналов), обучение навыкам работы с ними и с жизненной энергией. А, в конечном счете, и качественное изменение самого тонкого тела, режима его работы. Именно в этом была конечная цель и Индийской кундалини-йоги и Тибетских техник внутреннего огня (Too-mo) и многих других традиций. Важно помнить, что без психоэнергетической работы и очищение и трансформация превращаются в простую имитацию, спектакль, не дающий серьезных внутренних изменений.

И, наконец, оба этих этапа, будучи один раз пройдены, не оставлялись в прошлом, а становились постоянным элементом жизни религиозного мистика, мага, шамана. Если он забывал о них, очень быстро наступала духовная и психоэнергетическая деградация, полученные способности утрачивались или ослабевали, и посвященный превращался в беззащитную игрушку темных сил. Так же как нельзя один раз на всю жизнь почистить зубы или принять душ, не возможно полностью очиститься или трансформироваться раз и навсегда.

Методики, о которых пойдет речь в этой главе, должны стать постоянным элементом вашей жизни. Особенно если вы собираетесь заниматься странствиями в тонкоматериальной реальности.

 

2.1. Очищение

Чтобы понять принципы очищения остановимся сначала на природе загрязнений нашей психики, механизмах их возникновения, устойчивости и воздействия на наше состояние и поведение.

Воздействие психотравмы на психику человека одним из первых начал исследовать известный психоаналитик З.Фрейд. В его работах было показано, что, пережив сильное эмоциональное потрясение, оказавшись в ситуации неразрешимого конфликта, человек подвергается воздействию механизма "вытеснения", т.е. как бы забывает неприятную для себя ситуацию, не осознает ее. Однако такая вытесненная психотравма не исчезает, а уходит в подсознание, продолжая активно влиять на поведение данного человека. Она может проявляться в общем снижении тонуса, патологических страхах, постоянном беспокойстве, ночных кошмарах. Во многих случаях такие вытесненные психотравмы, называемые комплексами, могут приводить к неврозам и более тяжелым психическим расстройствам, хотя человек как бы и не знает об их существовании.

Причины возникновения комплекса могут быть весьма разнообразны. Общим является сильное эмоциональное переживание в ситуации, делающей невозможным его разрешение. Так, в детском возрасте комплекс может сформироваться из сильного сексуального желания на фоне жестких запретов. Часто причина кроется в безвыходной ситуации, связанной с опасностью для жизни.

В работах другого психоаналитика, О.Ранке, была показана связь сильнейших нарушений психики с родовой травмой. Затем эти идеи были развиты в работах С.Грофа и других исследователей областей бессознательного (8, 15).

Так, в момент начала схваток ребенок чувствует, что на него обрушивается, пытаясь раздавить, вся его вселенная, ограниченная стенками матки. Ситуация кажется совершенно безвыходной, это крах и гибель всего его мира. Естественно, потом последует рождение и появление на свет, но ребенок, не зная этого, чувствует только сильнейшую боль, страх и полную безысходность. Под воздействием этого комплекса, став взрослым, он может испытывать сильнейший, вроде бы беспричинный страх в кабине лифта, метро и любом другом замкнутом пространстве, напоминающем ограниченную вселенную матки. Такому человеку кажется, что стены могут рухнуть и раздавить его. Корни многих самоубийств как оказывается, так же связаны с родовой травмой.

В последующей взрослой жизни комплекс может стать как бы центром кристаллизации, на который наслаиваются все новые, притягиваемые им травматизирующие ситуации. Множество подобных случаев описано в монографиях С.Грофа. Развивая дальше представление о психотравме, комплексе, он вводит понятие системы конденсированного опыта (СКО) - патологически устойчивого образования, возникающего в нашем бессознательном вокруг первоначальной психотравмы (8). Даже будучи осознан, СКО все равно не поддается сознательному контролю и продолжает активно влиять на нашу психику, деформирует и блокирует наше поведение. Уничтожение, аннигиляция таких СКО является необходимым условием оздоровления психики, пробуждения ее глубинных резервов, работы с тонкоматериальными планами.

Чтобы понять, как можно избавиться от последствий психотравмы, аннигилировать СКО, рассмотрим механизмы его образования и устойчивости. В этом отношении очень эффективен язык новой области физики - неравновесной термодинамики и синергетики, изучающих процессы самоорганизации в сложных нелинейных системах (16, 17, 18). К классу таких систем, только информационных, принадлежит и наша психика.

Используя синергетическую метафору, попробуем рассмотреть процесс возникновения СКО, механизмы его устойчивости. Из физики известно, что одним из важнейших условий самоорганизации, формирования устойчивого образования является нелинейность, возникающая при высоких интенсивностях энергетических потоков. В психике аналогом таких потоков служит интенсивность эмоционального переживания, уровень психической энергии, задействованной поведением.

В обычной ситуации мотивационная энергия тратится в ходе активного поведения, поэтому ее уровень не достигает очень больших величин. Если же возникает конфликт, фрустрация - ситуация аналогична плотине, перегородившей реку - концентрация мотивационной энергии, сила эмоционального напряжения могут возрасти во много раз. Вот тут-то и проявляются нелинейные эффекты, делающие возможным образование СКО.

Внутренний конфликт двух противоречивых желаний, например, страха и желания помочь другу в опасной ситуации, может сделать невозможным ни бегство, ни помощь. Огромное эмоциональное напряжение может породить и фрустрация, вызванная невозможностью избежать опасной для жизни ситуации (захват заложников, теракт, природная катастрофа и т.д.), нарушением моральных, социальных норм (предательство любимого человека, "потеря лица", крах карьеры и т.д.) и многими другими причинами.

Однако независимо от причин, сценарий формирования СКО будет примерно одним и тем же. Чтобы разобраться в нем нам придется сделать небольшое отступление о механизмах нашего поведения. На рис. 3 изображена структура элементарного кирпичика поведения - поведенческого модуля. Именно из него складывается как наше нормальное поведение, так и возникает СКО. Мы уже говорили, что поведение строится по принципам самоорганизации, самосборки из сравнительно автономных элементов - поведенческих модулей. Процесс самоорганизации управляется мотивацией (мотивационной энергией) перераспределяемой между такими модулями. Говоря языком синергетики, мотивационная энергия является параметром порядка, управляющим сложной иерархической системой нашего поведения (18). Чем выше мотивационная энергия поведенческого модуля, тем больше он доминирует над остальными, тем сильнее оказывает влияние на реализуемое поведение.

В свою очередь мотивационная энергия складывается из поступлений от других поведенческих модулей более высоких уровней иерархии. Важная особенность состоит в том, что мотивационная энергия перераспределяется по принципу резонанса (5,11,19). Иными словами, передается не какому то конкретному поведенческому модулю, а всем тем, кто похож на образ адресата, причем, чем сильнее его сходство, тем большую долю энергии он получит. Это можно хорошо понять, используя аналогию с радио или телевидением. В отличие от почтового отправления, радиосигнал поступает ко всем возможным адресатам (радиоприемникам), но примут его только те, которые настроены на его частоту (или специальный код в случае мобильного телефона). Причем уровень сигнала будет тем больше чем лучше настройка.

Для каждого поведенческого модуля такую настройку можно описать специальными входными функциями распределения , определяющими, какая доля мотивационной энергии от j-го модуля более высокого уровня поступит данному i-му поведенческому модулю. А его мотивационная энергия , будет складываться из суммы всех таких поступлений. В свою очередь она передается дальше, но уже со своим кодом адресата. Его также можно описать функциями распределения , но уже выходными, определяющими поступление мотивации от i-го модуля к j-му. Еще одним важным фактором, влияющим на поступление мотивации, является внешняя ситуация, состояние окружающей среды. Чем более она благоприятна для реализации данного модуля, тем больше мотивационной энергии он получит.

По сути, поведенческий модуль работает как коллектор-трансформатор, собирающий мотивационную энергию и передающий её дальше, но уже другим адресатам, работающим на его цели и задачи. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивационная энергия посылается вместе с кодом (образом, архетипом) адресата всем остальным поведенческим модулям, а воспринимается в соответствии со степенью резонанса. Из иерархии таких модулей и собирается целенаправленное поведение. По крайней мере, должно собираться, если не произойдет сбоев. А они, к сожалению, бывают, особенно в ситуациях связанных сильным эмоциональным напряжением.

При конкуренции двух или более несовместимых поведенческих модулей они могут начать блокировать центральные части функций распределения друг у друга, перекрывая тем самым поступление мотивационной энергии на соответствующее поведение. Как это происходит видно на рис. 4. В этом случае может произойти накопление мотивации до такого уровня что она "польется через край". Т.е. она станет поступать через боковые, низкие области функции распределения, т.к. её центральная часть закрыта. Это похоже на переполнение запруды на реке во время наводнения. При этом станут активизироваться не требуемые данному поведенческому модулю элементы поведения, а лишь отдаленно похожие на него. В результате вместо адекватного желаниям человека поведения возникнет какой-то непонятный гибрид.

Хорошим примером может служить так называемое смещенное поведение, возникающее и у человека и животных в ситуации конфликта или фрустрации. Так в ситуации неопределенности многие люди начинают грызть ногти, карандаши. Естественно это не помогает решить проблему, но напряжение частично сбрасывает. У многих птиц при агрессии, сдерживаемой страхом (например, во время территориального поведения, когда противник сильнее) возникает смещенное щипание травы (6).

Примерно аналогичным образом и происходит образование СКО, являющегося тоже своеобразным гибридом нескольких конфликтующих поведенческих программ. При этом формируются и функции распределения, фиксирующие образ ситуации породившей СКО. Тут включается механизм называемый в этиологии "импритинг" - например, только что родившийся цыпленок запоминает первый движущийся объект, попавший в поле его зрения, и до конца дней считает его своей матерью (это может быть чья-то нога, заводная игрушка и даже кошка). Аналогично и первоначальная ситуация, поведение, породившие СКО запоминаются и становятся его ядром. Именно через них он подпитывается мотивационной энергией.

Естественно чтобы произошло это "рождение", бифуркация образования СКО его мотивационная энергия должна превысить некое минимальное значение. В противном случае останется просто воспоминание, не обладающее самостоятельным поведением.

Одним из примеров сравнительно короткого живущего СКО являются навязчивый мотив, мелодия песенки, которая, раз привязавшись, прокручивается в сознании человека снова и снова, помимо его воли, мешая, раздражая, но, в то же время, совершенно не подчиняясь желанию человека, живя своей независимой жизнью, паразитируя, питаясь вашей жизненной энергией. Тут энергия резонирует с определенным музыкальным ритмом, поддерживая существование такого информационного вихря-паразита. Другой пример - неконтролируемое заикание при сильном волнении, тут мини-СКО образуется на уровне нервно-мышечных механизмов.

В нашей психике энергия распределяется, резонируя с ситуациями, запускающими то или иное поведение. Поэтому, СКО стремится к постоянному повторению исходной конфликтной ситуации, провоцируя как навязчивые воспоминания, так и ее повторение в будущем. Отсюда бесконечное всплывание из памяти, ночные кошмары и т.д.

В отличие от нормального поведения служащего человеку, подчиняющегося его желаниям, СКО начинает жить своей самостоятельной жизнью, стремясь лишь к поддержанию собственного существования, получению максимального количества жизненной энергии от "хозяина", при этом принося ему страдания, подвергая его лишениям и опасностям.

вытеснение

В любом случае, возникнув, СКО становится чужеродным образованием, паразитом, забирающим жизненную энергию, деформирующим поведение. Естественно, наш организм, психика, пытаются избавиться от него. Самый простой путь - блокировать воспоминания об исходной ситуации, резонирующей с СКО, дающей ему приток энергии. Отсюда и возникает вытеснение. Но, с другой стороны, никак не проявляясь в поведении, СКО тратит минимум энергии и в таком дремлющем состоянии может находиться многие годы, а так как полностью исключить ситуации, хоть в какой-то степени напоминающие исходную, невозможно, то, используя силу эмоционального напряжения, через них СКО может "откачивать" жизненную энергию, более чем достаточную для его существования. Вспомним хотя бы пример с лифтом, очень мало напоминающим матку, но, тем не менее, запускающим СКО, сформированный родовой травмой.

В центре СКО всегда находится сильное эмоциональное переживание, когда-то испытанное человеком. Именно оно, сильный эмоциональный заряд и отличают комплекс от простого воспоминания, забытого эпизода из прошлого. И уже на него наслаиваются последующие поступки, действия, желания, образуя многослойную оболочку, похожую на кочан капусты. При этом первоначальные переживания образуют внутренние слои кочана, последующие - внешние, тем самым расширяя спектр запускающих ситуаций (размывая пик, резонанс входной функции распределения), усиливая мотивационную энергию СКО.

И так же, как кочан капусты живет, постоянно подпитываясь энергией от солнца, которая поступает через наружные слои листьев, СКО получает жизненную силу, прану, от все нового и нового повторения разнообразных вариаций исходного переживания.

Поэтому одной из главных отличительных особенностей комплекса, СКО является его навязчивое повторение, новое и новое вовлечение в похожие ситуации, даже если они вредны, опасны для данного человека.

Чтобы лучше понять сказанное, рассмотрим следующий случай, описанный С.Грофом (8). Одна из его пациенток Рената попала к нему с очень серьезными нарушениями психики. У нее развилась тяжелейшая канцерофобия, страх заболеть раком. Сначала она множество раз проходила эндоскопическое обследование, опасаясь рака матки, затем измучила врачей, вынуждая много раз делать весьма мучительную процедуру бронхоскопии. Затем, опасаясь метастазов, стала отрезать кусочки языка, десен, вызывая опасные кровотечения.

Всему этому предшествовала довольно мучительная жизнь, как будто ее преследовал какой-то злой рок. С юности ее отношения с мужчинами, начинаясь очень хорошо, с романтической влюбленности, обычно заканчивались попыткой изнасилования. Даже собственный муж, когда она, одержимая страхом рака половых органов, многократно отказывалась от сексуальной близости, попытался ее изнасиловать. Понятно, что никакой онкологии у нее на самом деле не было. На сеансах погружения в измененные состояния сознания с помощью ЛСД удалось восстановить историю возникновения ее заболевания. В раннем детстве она жила с матерью и отчимом, который относился к ней очень хорошо. В то же время в их отношениях присутствовал и элемент сексуальности. Часто вертясь у него на коленях, она возбуждала его. К тому же Рената была очень красивой и кокетливой девочкой.

Однажды перед Рождеством они остались дома вдвоем, и когда в ванной отчим зарезал рождественского гуся, он очень возбудился, заставил Ренату раздеться и сначала стимулировал ее половые органы руками, затем вынудил к орально-генитальному контакту. Он пригрозил, что если девочка выдаст его матери, он отрежет ей язык и губы. Вследствие вытеснения этот травматический эпизод был полностью забыт Ренатой, а на самом деле сформулировалась сильнейшая СКО, продолжавшая оказывать влияние на всю ее последующую жизнь.

Нетрудно увидеть, что все последующие навязчивые ситуации в жизни Ренаты являлись повторами элементов первоначальной травматической ситуации. Это и романтическая влюбленность, кончающаяся попыткой изнасилования; и навязчивое стремление к обследованиям половых органов и полости рта, горла; и даже отрезание кусочков языка и десен (вспомним угрозы отчима).

Интересно, что для оправдания столь противоестественных желаний и поступков ее сознание придумало миф о якобы начавшемся раке, т. е. здесь как защита от СКО возникла целая мифология, скрывавшая истинные причины ее поступков.

С точки зрения синергетики СКО похожа на вихрь, образующийся при быстром движении воздуха или жидкости. Такой вихрь, возникнув, начинает жить своей независимой жизнью, в то же время забирая энергию у породившего его энергетического потока. Подобные вихри - солитоны - можно наблюдать в кильватере быстро идущего судна. Возникнув, они могут начать двигаться даже быстрее судна, забирая при этом его энергию. Природа поведения таких вихрей не зависит от физической среды, в которой они существуют, а определяется видом описывающих их математических уравнений.

Естественно, СКО, психотравма обычно не существуют как объекты физического пространства, т.е. не образованы жидкостью или газом, как природные вихри (смерчи, торнадо, циклоны и антициклоны и т.д.). Среда их обитания - информационное пространство нашей психики, образованное как электрическими процессами в головном мозге, так и биологическими полями, относящимися к тонкоматериальному плану реальности. Однако, математически они идентичны, поэтому обладают близкими свойствами, что позволяет использовать результаты синергетики, полученные при исследовании физических вихрей для наших целей.

Таким образом, обобщая сказанное, можно выделить следующие особенности СКО:

1. СКО формируется в результате наложения (интерференции) фрагментов нескольких разновидностей целенаправленного поведения (вследствие конфликта или фрустрации), является своеобразным гибридом, химерическим созданием;

2. Её поведение не направленно к какой-то осмысленной цели, это поведение ради поведения. Реальная цель - выживание СКО любой ценой, иногда даже ценой гибели данного человека. В этом отношении ситуация очень похожа на отношения патогенных микроорганизмов и человека, которые стремясь к выживанию убивают своего хозяина и погибают сами.

3. В отличие от обычного поведения, функции распределения у СКО максимально сглажены, размыты. Поэтому даже при блокировке, вытеснении она может подпитываться через "хвосты". Причем чем старше СКО, тем более размыты его функции распределения и выше устойчивость.

4. Основа устойчивости СКО - большой заряд мотивационной энергии. Благодаря подпитке через "хвосты", провоцированию ошибочных действий и направленных сбоев поведения, повторяющих исходную ситуацию, этот заряд все время возрастает. А чем он больше, тем эффективнее и сильнее подпитка мотивационной энергией через "хвосты" (за счет перцептивной преднастройки, см. Гл.1). Т.е. возникает положительная обратная связь, саморазгонка.

5. Глубинные предпосылки к образованию и устойчивому росту СКО связаны с наличием у человека сильных животных страстей, желаний, страхов (часто вытесненных). Именно их энергия подпитывает СКО через "хвосты", так как её код адресата сильно размыт и не обладает достаточной избирательностью. Поэтому лучшая профилактика и защита от образования СКО - проработка и гармонизация собственной системы ценностей, моральных принципов и целей, желаний. Проводя синергетическую аналогию все это можно сравнить с обеспечением обтекаемости, хорошей аэродинамики самолета или судна, которая препятствует образованию паразитических вихрей (СКО), забирающих львиную долю энергии, тормозящих движение.

6. Увеличение заряда СКО может приводить к качественному скачкообразному изменению ситуации (бифуркации), когда СКО разрушает блокировку и прорывается в область сознания. Тогда происходит расщепление психики на две или несколько конфликтующих личностей, поочередно захватывающих власть над телом. Подобные случаи хорошо известны в психиатрии, но к счастью относительно редки (обычно их относят к разновидности шизофрении).

7. Гораздо чаще дальнейшее развитие и рост СКО, все большее обособление его психоэнергетической структуры могут придавать ему достаточную устойчивость, чтобы пережить смерть физического тела и пройти вместе с душой человека через Бардо посмертия. Такое СКО превращается уже в кармическую проблему и может преследовать человека в течение многих жизней, снова и снова вовлекая в одни и те же проблемы и ситуации.

 

2.2. Карма

Особенности СКО, трансформировавшегося в кармическую проблему, стоит рассмотреть более подробно. Мы хотим сфокусировать внимание на двух фундаментальных аспектах кармических проблем - смысле жизни и преодолении негативных привязанностей.

Проблема судьбы, рока всегда волновала человека и, пожалуй, наиболее полное выражение она нашла в представлениях о Карме и Дао, ставших столь популярными в последние годы. Чем ближе мы подходим к концу ХХ века, тем острее становится кризис ценностей в современном обществе, тем сильнее разрыв между внешним благополучием западной цивилизации и нарастающей духовной опустошенностью, бессмысленностью бытия. Мы все яснее начинаем понимать, что материальное благополучие, возможность потреблять и счастье совсем не одно и то же. Все чаще современный человек оказывается в плену неразрешимых эмоциональных проблем, попадает в полосы неудач, страдает от отсутствия любви и духовной близости.

Все это заставляет нас обращаться к древним философским и религиозным традициям, искать ответы на волнующие нас вопросы у истоков нашего бытия. Очень часто современный человек склонен искать источник своих неудач во внешних ситуациях, неблагоприятном стечении обстоятельств. Представление о карме позволяет изменить фокус внимания и обратить его вглубь себя, понять, что внутри нас мешает достичь желаемого, чего же мы хотим на самом деле. Такая позиция гораздо продуктивнее, она превращает человека из несчастной жертвы обстоятельств в активного творца собственной судьбы.

Важно понять, что для работы с кармическими проблемами совсем не обязательно верить в реальность прошлых жизней. Так, например, в современных психотерапевтических методиках кармические воспоминания интерпретируются как проекции наших проблем вытесненных в подсознание. Т.е. образ карма работает как своеобразный экран, через который мы общаемся со своим бессознательным.

В восточной традиции понятие Кармы очень тесно связано с представлением о реинкарнациях, последовательных перерождениях из одной жизни в другую. Именно анализ своих воспоминаний о прошлых жизнях, своих поступков в них часто помогает понять истоки наших сегодняшних проблем. Однако даже в Индии и Тибете на подобные воспоминания смотрят скорее как на метафору, притчу через которую наше подсознание пытается подсказать, в чем же причины нашего невезения, неудач. Как в Индуизме, так и в буддизме принято считать, что кармическое прошлое от нас очень тщательно закрыто, чтобы прежние привязанности и эмоции не тормозили наше развитие, не отвлекали от проблем настоящей жизни. Представляете, в какой ад превратилась бы наша жизнь, если бы все пережитое вдруг ворвалось бы в наше сознание.

Известно очень много примеров когда реальные кармические воспоминания вдруг оживали в психике ребенка или взрослого (1). Однако следствием этого, как правило, становилась сильнейшая эмоциональная травма, так как не возможно вернуться в прошедшее, оживить то, что уже ушло.

Поэтому искусственное оживление воспоминаний о прошлых жизнях, копание в их деталях не принято в древних традициях. Даже просветленные существа, Тибетские Ламы, признанные перерождениями (тулку) без особой необходимости не пытаются вспомнить свои прошлые жизни.

С этой точки зрения многие современные методики работы с кармическими проблемами не выдерживают никакой критики. Когда людей погружают в измененные состояния сознания и заставляют переживать опыт прошлых жизней, а затем копаться в их деталях, отыскивая первопричины собственных неудач, вместо проработки проблем происходит наработка новых. Как правило, люди, не реализованные в теперешней жизни, видят себя кем-то великим и могущественным (от Александра Македонского до одного из святых Апостолов), принимают все это за реальность и пытаются спрятаться от проблем настоящего в своем "великом" прошлом. В результате - своеобразная кармическая наркомания. Нет нужды говорить, что подобная практика не имеет ни чего общего с проработкой кармических проблем в древних традициях.

Что же является для нас самым главным в кармических образах, что может помочь разобраться в наших теперешних проблемах? Если мы снова обратимся к древним традициям, то увидим, что отрицательный кармический опыт связан, прежде всего, с негативными привязанностями, постоянной погоней за удовольствиями. Причем изобретательное человеческое подсознание зачастую маскирует самые низменные страсти за внешне очень высокими мотивами и целями. Так, например, стремление к насилию, порабощению другого человека может скрываться за лозунгами наведения порядка, установления дисциплины (9). А собственная трусость - за стремление сберечь собственную жизнь во имя всеобщей пользы. Ну а сколь изобретательно маскируется похоть, стремление половить кайф от алкоголя, наркотиков я думаю и не надо говорить.

С этой точки зрения работа с кармическими проблемами позволяет лучше разобраться с истинными мотивами собственных поступков, а главное - преодолеть негативные подсознательные желания вновь и вновь ввергающие нас в неприятности, не дающие достичь счастья, благополучия и гармонии.

Другой очень важный аспект кармической работы связан со смыслом жизни, тем сугубо индивидуальным предначертанием, которое каждый призван исполнить. Многие могут подумать, что смысл жизни слишком абстрактная, чересчур далекая от реальной жизни категория. Однако это не так, современные психологические исследования показывают, что и для самого обычного человека разочарование в жизненных ценностях может привести к серьезнейшему психологическому кризису (20). Волна насилия, самоубийств, захлестнувших современное западное общество, является косвенным тому подтверждением.

Именно осознание смысла собственного бытия выводит человека за пределы простого выживания, погони за ускользающими удовольствиями, невыносимой тяжести обязанностей и социальных стереотипов. Ощущение глобальных целей, связывающих воедино множество прошлых и будущих жизней, дает огромную духовную силу, позволяет преодолеть груз бытовых проблем и невзгод, хаос эмоций.

Люди, прошедшие подобную трансформацию, могли выжить несломленными даже в чудовищных условиях фашистских и сталинских концлагерей. И не просто выжить, а еще и создать настоящие шедевры научного и художественного творчества. В качестве примера можно привести известного австрийского психолога Виктора Франкля, создавшего в нацистских концлагерях свой метод логотерапии (20).

Другим прекрасным примером может служить жизнь русского мистического философа и поэта Даниила Андреева. Его величайшая книга "Роза мира" была написана в жутких сталинских концлагерях. И таких примеров великое множество.

Известный немецкий философ-мистик и художник Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Гоффман) в своей книге "Путь белых облаков" описывает свой собственный опыт кармических переживаний, позволивших осознать глобальный смысл, цель своего существования (1). А главное ощутить преемственность циклов реинкарнации, посмотреть на себя в более широкой перспективе, чем короткий отрезок времени от рождения до смерти. Он пишет:

"...Никакая важная работа, если сердце ей отдано по-настоящему, не останется неоконченной. Этому научил меня Тибет, где святые и Сидхи возвращаются снова и снова, приходя в мир в новых обликах, пока не достигнут своей конечной цели. Так мое смутное первоначальное воспоминание или послание из прошлого переросло во внутреннюю уверенность, что этот труд когда-нибудь будет завершен. Я не хочу сказать, что мой идеал - вечно перерождаться в этом мире, но нельзя уйти из него, не выполнив полностью задачи, которую когда-то в далеком прошлом мы поставили перед собою...".

В Индийской традиции часто используют метафору ветра кармы, переносящего человеческую душу из жизни в жизнь. И очень важно ощутить направление, в котором дует этот ветер не попасть в один из водоворотов бытия, не нарушить цепь преемственности наших жизней.

В этом отношении очень близкими оказываются образы Даосизма. Проявления Дао в нашей жизни так же образуют своеобразные силовые линии - линии Дракона. И очень важно уметь чувствовать их ход, соизмерять с ними наши поступки и цели. Это не означает естественно полной потери свободы воли, превращение себя в игрушку обстоятельств. Потоки кармы, линии Дракона образуют сложнейший узор, вплетенный в структуру нашего пространства и времени. И движение по ним похоже на вождение автомашины. Используя сеть автомобильных дорог, вы можете попасть куда угодно. Однако, съехав с пути, выбрав бездорожье, вы будете двигаться очень медленно и, скорее всего, застрянете.

Точно так же, ощущая движение Дао Кармы, следуя линиям Дракона, переходя с одной на другую, вы можете преодолеть серьезные препятствия и достичь желаемого с минимальными потерями.

Понятие кармы очень тесно связано с концепцией синхронизма, согласно которой ваша прошлая жизнь (причинная ткань судьбы) влияет лишь на вероятность тех или иных поворотов судьбы в будущем, "притягивая" определенные ситуации (21). Тут начинает действовать закон подобия: "подобное притягивает подобное". Иными словами, как силы гравитации притягивают две массы друг к другу, так и похожие ситуации начинают "притягиваться". Или же происходят одновременно в удаленных местах (синхронизм). Или же циклически повторяются в последовательные отрезки времени (притяжение из прошлого в будущее). Именно последнее связывают с кармической предопределенностью судьбы. Когда поступок, совершенный в прошлом притягивает ситуацию из будущего.

При этом сила такого "притяжения" определяется эмоциональным зарядом поступка из прошлого (аффекта). Если заряд исчез (аффект "разрядился"), он уже никак не проявляется в будущем. При этом в Индии такие аффекты подразделяют по степени проявленности на четыре группы: дремлющие, ослабленные, прерванные, полностью развернутые (22). Именно последнее и определяет внешнюю, видимую ткань судьбы.

Такое представление в корне отличается от очень популярных у нас в стране описаний кармы, как неотвратимого наказания за дурной поступок в прошлом. Подобные образы кармы не имеют никакого отношения и глубинным представлениям Индии и Тибета, а являются порождениями Европейского механицизма замаскированного под Восток.

В зависимости от характера поступков и притягиваемых к ним ситуаций из будущего, в Индии выделяют четыре вида Кармы: черную, черно - белую, белую и ни - белую ни черную (22).

Черная карма обретается в результате безнравственной, злодейской жизни. Она подразделяется на внешнюю, обусловленную негативными поступками по отношению к другим людям: оскорблений, клеветы, эгоистических интриг, унижений более достойных, воровства и т.д. Внутренняя (ментальная) черная карма определяется негативными состояниями собственной души: завистью, безверием, упорством в неведении, цинизмом и т.д.

Белая карма формируется благими состояниями собственного сознания, что цениться на много выше любых поступков во внешнем мире. Бело - черная карма традиционно связывается с внешними поступками человека, совершением зла или добра по отношению к другим людям (отличие от черной кармы в том, что зло причиняется не намеренно и не причиняет сильный вред).

Совершенно отдельно стоит "ни белая, ни черная" карма, связанная с деяниями отшельников и монахов в своем последнем телесном воплощении. На этой стадии полностью отсутствует эмоциональная привязка к своим намерениям и поступкам, а значит, отсутствует энергетический заряд, делающий кармические наработки устойчивыми. Это становиться возможным, так как йогин отвергает даже плоды своих благих действий, его же сознание и органы восприятия полностью не привязаны к чувствительным объектам.

Однако, даже сформировавшись, плод кармы длительное время (иногда несколько жизней) может быть не проявленным и разворачивается при появлении соответствующих ему условий. Тем не менее, находясь в скрытом состоянии, он активного "притягивает" ситуации, формирующие такие условия. Т.е. в данном случае закон подобия работает в полной мере. И лишь разряжение, аннигиляция эмоционального аффекта лежащего внутри кармического плода может разорвать эту цепь. Именно такое "разряжение" и лежит в основе большинства психотехник проработки кармических проблем.

 

2.3. Методы профилактики и очистки от СКО, особенности кармического вихря.

Говоря о практических методиках обеспечения чистоты и гармонии нашего подсознания, главный акцент должен быть сделан на профилактике образования СКО. Если психика лишена гармонии и целостности, а структура тонкого тела разбалансированы, то очищение психики от СКО может стать похожим на отрубание головы сказочного дракона, когда взамен одной вырастает три новых. Отсюда конечно не следует, что не надо бороться с паразитирующими на вас СКО. Такое очищение должно стать регулярной гигиенической процедурой как чистка зубов или душ. Однако глобальное решение проблемы в глубокой внутренней трансформации, включающей как нашу психику, так и психоэнергетику, задаче требующей много лет интенсивной внутренней работы. Такая гармонизированная психика напоминает судно с хорошей гидродинамикой, обтекаемостью, при быстром движении которого если и образуются вихри, то быстро исчезают без следа.

Настоящая глубокая трансформация предполагает формирование более глубокого и гармоничного видения мира, изменение системы ценностей, контроль над животными инстинктами и преображение, раскрытие структур тонкого тела (чакр и акупунктурных каналов). Об основных подходах к этому мы поговорим несколько позже, а сейчас остановимся на методах очищения и гармонизации нашего подсознания, в частности интегративных методиках.

Первый этап такого очищения - это интегративные техники, ориентированные на разрушение, аннигиляцию психотравматического опыта, и, тем самым, устранение непреодолимой стены между сознанием и подсознанием. Вначале, очень кратко, рассмотрим наиболее известные современные западные методики, их преимущества и недостатки. Как правило, подобные психотехники базируются на специальных дыхательных приемах и, по сути, основаны на упрощенных и адаптированных к современному человеку индийских и китайских методах психотрансформации.

Различные современные интегративные техники в основном отличаются друг от друга используемыми методиками дыхания и музыкальным сопровождением, характером взаимодействия погружаемого в измененные состояния сознания "голонавта" и его помощника, установками на проработку или мышечных, или глубинных психологических переживаний. Так в одной из первых подобных техник - "реберсинге" погружения, как правило, проводилось без музыки, и внимание акцентируется на мышечных ощущениях. При этом во время сеанса допускается разговор между голонавтом и помощником. Тип дыхания жестко регламентирован: это интенсивный, активный вдох и максимально расслабленный выдох без задержки (связное дыхание); в ходе сеанса меняется только темп и глубина дыхания (от максимально быстрого и глубокого до почти незаметного).

Одна из наиболее совершенных интегративных техник - голотропное дыхание или пневмокатарсис, созданная С.Грофом, основной акцент делает на изменение психологических установок голонавта, расширение его представлений о природе реальности (8, 15). При этом техника дыхания не регламентируется, задается только его интенсивность и темп. Общение голонавта и помощника осуществляется только через заранее условленный язык прикосновений, словесный контакт строжайше запрещен, так как активизация речевых зон мозга автоматически "выбрасывает" голонавта из глубинных слоев бессознательного. В этой методике очень большая роль отводится музыке. Для сеансов используются специально подобранные программы музыкальных произведений, включающие как современную, так и классическую симфоническую музыку, а также традиционную музыку Индии, Китая и других древних цивилизаций. При этом воспроизведение музыки осуществляется через высококачественную стереофоническую аппаратуру на очень большой громкости, когда голонавт как бы "плавает" в волнах звука, воспринимая его всем телом.

Все это позволяет в пневмокатарсисе достичь более глубоких слоев бессознательного, проработать его архетипическую символику.

В ряде психотехник для более глубокой проработки травмы рождения и смерти используется так называемое "мокрое возрождение", когда голонавт проводит сеанс интеграции под водой, дыша через трубку для подводного плавания. Если вода имеет температуру на доли градуса выше температуры тела, такое погружение дает интеграцию переживания рождения. Если немного ниже температуры человеческого тела (холодное возрождение) - интеграцию травмы смерти.

Как правило, при проведении интегративных погружений группа состоит из 20-30 человек, которые разбиваются на пары. Один погружается (голонавт), другой ему ассистирует (ситтер). На следующем сеансе роли меняются. Минимальный курс интеграции включает 4-6 сеансов со средней длительностью 1,5 - 2 часа. Затем, прошедший начальный курс может проводить погружения самостоятельно у себя дома.

Безусловно, широкое распространение интегративных техник на Западе ознаменовало новый этап в развитии человеческого общества, его гуманизации, пробуждения гигантских резервов бессознательного. Однако, как уже говорилось, современные интегративные техники еще далеки от совершенства. И одним из серьезнейших недостатков является их гипертрофированный психофизиологизм, практическое игнорирование физической реальности психоэнергетических феноменов, тонкоматериальных миров и сущностей. Это, естественно, препятствует по-настоящему полной интеграции, развитию глубинных резервов бессознательного.

Разработанный нами метод психоэнергетического резонанса (псикатарсис) относится к следующему поколению интегративных техник (19). Он также представляет собой методику, адаптированную к современному человеку, но основанную на более полном использовании психотрансформационных и мистических психотехник древности, в особенности индийской и тибетской тантры, йоги, даосизма и чань-буддизма. И в то же время в нем используются новейшие концепции естествознания и современные технические средства.

Метод психоэнергетического резонанса базируется на следующих основных предположениях о природе человеческой психики:

1. Открытости сознания, то есть возможности прямой коммуникации с окружающим миром, помимо 5 органов чувств;

2. Гипотезе о природе психотравмирующего опыта (СКО), основные положения которой включают:

  • возможность превращения психотравматического переживания (СКО) в автономную сущность, независимую от нашего сознания и имеющую собственные цели;
  • целевую установку СКО на выживание любой ценой, превращающую его в паразита;
  • возможность выхода СКО из психоэнергетического пространства в физическое и превращения его в тонкоматериальную сущность;

3. Вихревая природа тонкоматериальных сущностей, возможность интерпретации многих психоэнергетических проблем в терминах контакта с тонкоматериальными сущностями.

Рассмотрим теперь практическую реализацию данной методики. Первый, подготовительный этап предусматривает организацию благоприятной психоэнергетической среды в месте проведения тренинга. Сюда входит: очистка данного места от негативных психических энергий, защита от возможного вторжения паразитических сущностей и организация энергетического канала связи с высшими планами тонкоматериальной реальности (См. Приложение 3, 5). Следует отметить, что все эти этапы необходимы не только для интегративного тренинга, но и для любых других форм работы в измененных состояниях сознания: медитаций, религиозной практики, психоэнергетических упражнений (цигун, йоги и т.д.).

Особенности проведения интегративного погружения в методике психоэнергетического резонанса связаны, прежде всего, с активной работой как организатора, так и участников с психоэнергетическими структурами (матрицами, сущностями). Эта работа ориентирована на активизацию устойчивых психоэнергетических образований с их последующим разрушением и удалением. Если в традиционных интегративных методиках такое разрушение происходило в основном за счет активного переживания психотравматического опыта, то здесь используется как набор древних шаманистических, магических и мистических техник, так и современная аппаратура. Это, прежде всего, различные психотронные устройства, позволяющие поддерживать благоприятную психоэнергетическую среду, удалять, дезинтегрировать чужеродные психоэнергетические образования.

Дело в том, что просто повторное переживание травматического опыта, возвращение к нему может приводить к усилению СКО, которое происходит через своеобразный энергетический "оргазм", сопровождаемый криками судорожными движениями и т.д. И вместо проработки травматического опыта происходит его новая наработка, а голонавт превращается в своеобразного голотропного наркомана, ловящего кайф от погружения. Какой-то гарантией от такого нежелательного развития событий служит работа с энергиями СКО, использование архетипических знаков и символов, других древних и модернизированных методик.

Так как в процессе интеграции большая роль отводится работе с тонкоматериальным планом реальности, организатор тренинга должен хорошо владеть психоэнергетикой (способностью ощущать, "видеть" тонкоматериальные структуры). Для усиления этих способностей, естественно, используются и дополнительные технические средства, начиная с биолокации и кончая лазерными сканирующими системами, компьютерной виртуальной реальностью.

Арсенал участника интегративного погружения включает в основном традиционные архетипические знаки, мандалы из древних эзотерических традиций, мудровые ключи, мантры. Ну и, конечно, определенные психологические установки, знание картографии ближних тонкоматериальных миров, особенности поведения тонкоматериальных сущностей, навыки работы с тонкоматериальным телом (чакры, акупунктурные каналы) и энергиями. Тут очень большую роль может сыграть владение цигун, знание картографии, повадок сущностей тонкоматериальных миров. Все эти вопросы, в виду их особой важности, мы рассматриваем подробно далее.

Так, например, использование знака и мантры ИМ из кунта-йоги, мысленно проецируемого в образ травматической ситуации позволяет быстро снизить её разрушительную энергию и, в конечном счете, дезинтегрировать СКО (19). В самом начале погружения глубокий и мягкий выход в ИСС достигается использованием Джнана мудры (большой и средний пальцы соединяются своими кончиками), а так же проецированием знака ИМ на собственное тело (см. рис. 20 в Главе 5). Естественно это только малая часть используемых приемов.

Как показала наша практика, интенсивное, быстрое дыхание (гипервентиляция) дает эффект только в самом начале погружения и далеко не у всех. Поэтому, в данной методике главным образом используются традиционные медитативные техники дыхания, используемые в чань-буддизме и йоге. Это Бхастрика, Мурчха, Тела-юкта, Кевали, для которых характерны задержки и затаивание дыхания. Поэтому при псикатарсисе гипервентиляция используется только в самом начале погружения.

Музыка для погружения также как в голотропном дыхании, подается на очень больших уровнях громкости. В ряде случаев на музыку накладывается психоэнергетическая модуляция, обеспечивающая дополнительный гармонизирующий эффект.

Усилению психоэнергетического компонента погружения способствует расположению участников тренинга в зале. Тут также используется эффект резонанса формы. Будучи положены в форме одной из мандал, участники интегрируют свои биологические поля, резко увеличивая антихаотическое действие. Очень эффективно использование принципов Фен-шуй, в частности при определении направления головы участника, наилучшего для него места в комнате (тут используется информация о дате его рождения, о фазе годовой и месячной ритмики жизненной энергии в день погружения и т.д.). В общем, все, что мы относим к методам трансперсонального Фен-шуй (см. Приложение 3)

Очень эффективна, особенно при работе с большими группами, техника, когда организатор воспринимает всю группу как единый организм, гигантское тело, образованное всеми участниками, соответственно обладающее собственными чакрами, акупунктурными точками и каналами. В этом случае оказывается возможным гармонизировать состояние каждого участника, действуя только на нескольких, являющихся своеобразными "акупунктурными точками" этой группы.

Конечно, для регулярной очистки подсознания от СКО совсем не обязательно погружение в группе. Групповая работа желательна главным образом на ранних стадиях при обучении методике псикатарсиса. Затем проработку психотравматического опыта можно проводить самостоятельно. Однако делать это желательно достаточно регулярно, чтобы не давать зародышам постоянно образующихся СКО обрасти последующими слоями, и обрести устойчивость.

Новую перспективную область методов очищения от СКО может дать использование современных технологий виртуальной реальности. В частности, для проявления структуры СКО, особенно кармического, вихря мы использовали методику фрактального оракула (см. Приложение 4). А для его аннигиляции при помощи компьютера создавались специальные фрактальные мандалы со встроенными архетипическими знаками или мандалами, иконами, подобранными для данного человека.

 

2.4. Трансформация

Как мы уже говорили, трансформация предусматривает переход человека в качественно новое состояние, преображение его психики, системы ценностей, энергетики. В конечном счете, превращение в новое более духовное и гармоничное существо, наделённое удивительными сверхспособностями. Естественно это очень сложный и длительный процесс, включающий много промежуточных стадий и обычно занимающий не одну жизнь (23). Именно такая высшая трансформация является конечной целью большинства великих религий. Понятно, что более-менее подробно описать этот процесс не возможно и в десятке томов, даже если говорить о какой-то одной эзотерической традиции.

В качестве примера высших форм трансформации можно привести состояние самадхи, достигаемое на высших ступенях йоги, после которого открываются сверхспособности - сидхи (способность левитировать, телепортироватся в любую точку пространства, трансформировать форму и природу материальных объектов и т.д.) (24). Другой пример переход в тело света или "Радужное тело", достигаемый на высших ступенях Дзогчена в Тибетском буддизме (25). В этом случае происходит переход физического тела в энергию и достигший этого уровня учитель продолжает существовать в форме полевой сущности. После такой трансформации от него остается только одежда, волосы и ногти (нечистоты тела). Несмотря на всю фантастичность подобного превращения, существует множество объективных свидетельств очевидцев, наблюдавших такой процесс и в наши дни (25). О похожих превращениях много говориться и в традиции Даосизма и даже в эзотерическом христианстве (Майринк).

Однако мы сейчас остановимся лишь на самых простых, начальных ступенях процесса трансформации, достаточно похожих в самых различных традициях. Один из наиболее совершенных языков для этого дает древняя алхимия, существовавшая и в средневековой Европе и в Арабском мире и в Китае. Не даром её язык был возрожден и заново переосмыслен Карлом Юнгом, став основой одного из эффективнейших методов современной психотерапии (26, 27).

В основе алхимической трансформации (трансмутации) лежит идея о необходимости прохождения целого ряда промежуточных этапов для достижения конечного состояния. По сути, так же как при химической реакции, мы получаем требуемое вещество в результате целой цепочки превращений. Огромная заслуга алхимии в том, что в течение столетий она накопила огромную "библиотеку" сценариев трансформации, позволяющих превратить одно состояние в другое, проведя через целый ряд промежуточных превращений. Причем сценариев архетипических, одинаково применимых как к химическим реакциям, так и к состояниям духа, человеческой психики. В каком-то смысле такие сценарии похожи на математические уравнения, одинаково хорошо описывающие процессы образования звезд и гидродинамику жидкости в стиральной машине.

Обычно все алхимические сценарии превращения имеют самоподобную, фрактальную структуру, включая в себя множество микро сценариев которые в свою очередь состоят из ещё более мелких и т.д. И на всех этих уровнях повторяется одна и та же последовательность фаз трансформации, бесконечно меняя свои конкретные формы. Это символическая смерть, воссоздание себя обновленным (возрождение) и активная реализация в новом качестве. Затем этот процесс повторяется снова и снова. И внутри каждой из трех фаз мы увидим опять все эти три этапа и т.д.

Эти три этапа мы можем увидеть внутри практически любой эзотерической традиции. Например, при шаманском посвящении духи сначала убивают будущего шамана, расчленяют его на части, варят в кипящей воде. Затем вынимают кости, складывают их заново и покрывают возрожденной плотью. Только после этого шаман становиться шаманом и получает все свои атрибуты. Затем он возвращается в мир людей и начинается фаза реализации, продолжающаяся до его смерти.

В средневековой алхимии эти этапы описывались с помощью символики первоэлементов. Первоначальная схема включала четыре этапа черный (нигредо), белый (альбедо), желтый (цитринитас) и красный (альбедо). Т.е. четыре первоэлемента (земля, вода, воздух и огонь), использовавшихся в европейской традиции. Однако затем эта схема была упрощена до трех стадий: желтый этап, описывающий переход от альбедо к рубедо из нее выпал (28).

Первая стадия нигредо соответствует этапу разрушения всего старого, отжившего, мешающего дальнейшему развитию. Тут господствуют силы хаоса, первоэлементы разъединены и перемешаны, свет отсутствует. Соответственно преобладает мрачная, некрофилическая символика, чувства безысходности и тоски. Однако было бы серьезной ошибкой считать этот этап ненужным и опасным. Его успешное прохождение является необходимым условием любого последующего развития. Поэтому в психотерапии основанной на алхимической традиции не в коем случае не прерывают его прохождения, а наоборот направляют переживания нигредо в нужную сторону, часто усиливая неприятные эмоции, чтобы довести процесс очищения до конца.

Следующий этап альбедо начинается с "отмывания", окончательного удаления остатков всего негативного, проработанного в нигредо. Это лунный мир, залитый серебристо - белым светом. Белизна символизирует множество возможностей, так как в белом свете заключены все цвета радуги. На этой стадии происходит выбор, формирование и закладка следующего этапа развития. Т.е. тут существует множество возможностей, потенциальных сценариев будущей судьбы.

И последний мир рубедо описывает этап реализации, то ради чего происходили трансформации нигредо и альбедо. Тут господствует Солнце, буйство энергий и главная задача - совладать с ними, не утратить контроль, довести до успешного завершения выбранный этап развития. Это похоже на укрощение необъезженного породистого жеребца. Любая ошибка может привести к необратимым последствиям и повторному попаданию в нигредо.

Один из главных принципов алхимической трансформации - обеспечение динамики процесса, плавного перехода от одного этапа к другому. Негативное состояние связано, прежде всего, с "зависанием" в одной из стадий, когда попытка уйти от неприятных переживаний блокирует проработку проблемы и не дает двигаться дальше.

Каждому из этих этапов ставилось в соответствие тонкоматериальное пространство, наполненное архетипическими сущностями и духами, где и проходила его проработка. Это могло происходить во сне, во время гипнотического транса в измененных состояниях сознания. Естественно далеко не всегда это осуществляется осознанно и анализ символики подобных видений позволяет разобраться, что происходит с данным человеком, в чем его проблемы и как их решить. В то же время поверхностная трактовка таких образов может быть совершенно не верной и приводит только к углублению внутренних конфликтов, "зависанию" в негативном состоянии.

Так, например, переживания нигредо могут восприниматься как ужасные кошмары, астральное нападение, порча и т.д. Соответственно обычная логика психотерапии или экстрасенсорного лечения диктует необходимость любой ценой выйти из этого состояния, прервать его. В результате проблема остается не проработанной, наступает лишь временное облегчение, которое сменяется еще более страшной чередой кошмаров. И это происходит снова и снова. Такая ситуация напоминает прием обезболивающих вместо лечения основного заболевания.

Остановимся теперь более подробно на символики каждого из миров алхимической трансформации.

Нигредо

Как уже говорилось, нигредо представляет собой мир очистительного разрушения, необходимую стадию перед последующим развитием, трансформацией. Однако стадию довольно мучительную и неприятную. Этот мир лишен света, его металл - свинец, главный архетип этого мира - распад, отсюда привкус горечи, гнили.

На этой стадии отмирают отработанные, сковывавшие нас формы и стереотипы - привычный мир рушится, а новый еще не возник. Отсюда чувство подавленности и угнетения, тяжесть на сердце. Возникает ощущение, что мир разваливается на части, а время остановилось. Одно из самых болезненных - чувство нескончаемости нигредо.

В мире нигредо наше сознание теряет власть, и все подавленное, вытесненное вырывается на свободу.

Наша задача - находясь в этом мире не поддаваться отчаянию, а направлять процесс очищения к его завершению, используя для проработки негативного материала весь арсенал психотехник, архетипических форм, знаков, мантр. Пожалуй, одним из самых негативных сценариев поведения в нигредо является чувство паники, стремление любой ценой вырваться из этого мира, не завершив процесс. Следствием может быть хроническая депрессия, длительное застревание в этом мире.

При работе с нигредо характерна следующая символика:

Ощущение мучительного нисхождения вниз, отвратительные запахи, зловоние, трупный смрад. Мертвые, безжизненные пейзажи, развалины, груды навоза и мусора. Вокруг царит атмосфера безнадежности, вы видите орудия убийства и пыток, страшные ранения, смерть любимых и близких, раненных животных. Беспорядок и хаос, утрата ориентиров и смыслов. Появляются непристойные и циничные образы, сцены садомазохизма, отвратительная порнография.

вас окружают и соответствующие "достижения цивилизации": концентрационные лагеря и тюрьмы, крематории, канализационные трубы, сточные канавы, персонажи и сцены из фильмов ужасов, компьютерных видеоигр.

Обитатели нигредо - зловещие и отвратительные животные: крысы, летучие мыши, воронье, волки-оборотни, ядовитые змеи, акулы. Особенно характерны существа, высасывающие жизненную энергию: различные вампиры, спруты, медузы и пиявки и даже пылесосы.

Человеческие образы: инквизиторы, палачи, фашисты, тюремные надзиратели, садисты и насильники, ведьмы и колдуны, представители сатанинских культов и сект.

Альбедо

В альбедо завершается процесс очищения, происходит отмывание грязи оставшейся от нигредо - отсюда одним из первых его архетипов является прачечная, душевая. Соответственно в нем господствуют белые цвета - цвета чистоты.

Однако главное его назначение - закладка будущего сценария развития, это мир творчества, фантазий, сказок, волшебства. В нем все не прочно не постоянно, виртуально, формы размыты. Светило этого мира - луна, металл - серебро.

Божеством этого мира является Меркурий, олицетворяющий архетип трансформации, но одновременно разрушающий стабильность, устойчивость. Он один из главных образов алхимии, но одновременно покровитель торговли и воровства. Поэтом в альбедо нельзя ничему и не кому верить до конца, все обманчиво и непостоянно.

Задача погружения в альбедо поиск оптимального пути дальнейшей жизни, самореализации, решения стоящих перед вами проблем. Вы должна быть максимально открыты новому, неожиданному, нестандартному, но в тоже время не забывать свои главные жизненные позиции и смыслы, достаточно критично подходить к полученному знанию. Иначе можно легко попасть в сети иллюзий, принять желаемое за действительное и в результате остаться ни с чем.

Образы и символы этого мира больше всего похожи на волшебную сказку. Тут очень много отражающих поверхностей (воды, зеркал, льда), все залито серебристым лунным светом. Ощущения мечтательности, фантазий, отрешенности от повседневных забот, мелочной суеты. Поэтические образы, рисунки, акварельная и масляная живопись, архитектура. Могут возникать образы, связанные с приемом мягких галлюциногенов.

Тут много всего связанного с отмыванием, чисткой (различные моющие средства, прачечные, стиральные машины и т.д.). Для этого мира характерны образы, связанные с вынашиванием и рождением нового (беременность, высиживание яиц, проращивание семян).

В ландшафте преобладают низины и долины, периферия.

Довольно часто появляются зеркальные трансформации: леворукость, травести, транссексуалы, движение задом наперед, отсюда образы крабов, раков. Легкие эротические фантазии, вуайеризм. Мечтательное и задумчивое настроение. Ощущение выздоровления, начала новой жизни.

В этом мире много изделий из серебра, холодильников и морозильников, различных приспособлений для мытья (души, ванны, бассейны и т.д.), медицинских инструментов. Тут распространены неустойчивые средства передвижения (велосипеды, мотоциклы, коньки), все связанное со средствами массовой информации (радио, телевидение, кино, компьютерные видеоигры, интернет, изобразительные искусства).

Альбедо населяют различные сказочные и волшебные существа, но не страшные и опасные (эльфы, феи, хоббиты, гномы и т.д.) В нем много ночных и низколетающих птиц, мотыльков и бабочек. Тут живут белые мыши, медведи и овцы, лисы и ласки, различные земноводные (лягушки, саламандры). Для этого мира характерны животные во время линьки (змеи, ящерицы), существа с различными переходными формами развития (куколки, личинки).

Человеческое население Альбедо составляют различные представители богемы (поэты, художники, шуты и клоуны). Тут много людей с различными нарушениями психики, но не буйных и агрессивных. Вы можете встретить и разнообразных шарлатанов, воров, проходимцев и шулеров (вспомните, что Меркурий - покровитель воров и проституток).

Рубедо

Главный архетип рубедо восход, в нем господствует солнце, красный цвет, основной металл золото, животное - могучий лев. Яркий свет солнца способствует ясности и определенности, порядку и рациональному восприятию. Тут исчезает без следа многозначность и виртуальность альбедо.

Это мир соответствует этапу завершения стадии реализации. В нем совершается алхимическая свадьба, мистический брак Короля и Королевы - иными словами, гармоничное объединение мужского и женского начала, рождение нового качества. Об этом очень хорошо сказано у Карла Юнга (в Боснак p.53):

"...У алхимиков это называется рубедо. В нем происходит брак рыжего мужчины и бледнолицей женщины. Противоположности не только взаимоотталкиваются, но и стремятся друг к другу, потому что бесконечная вражда несовместима с жизнью и не может продолжаться вечно. Противоположности достигают равновесия, изнуряя друг друга в борьбе, поедая друг друга, как два дракона или другие ненасытные бестии алхимической символики...".

Реализация в Рубедо требует действия и решительности, концентрации и дисциплины, здесь очень важно упорство. Это мир героических подвигов, в его бушующем жаре не только соединяется несоединимое, рождается новое, но и пробуждаются гигантские энергии и давления.

Нарушение баланса женского и мужского начала на этом этапе может привести к утрате контроля над гигантскими энергиями и, как следствие, к разрушению и хаосу, обвалу в нигредо. Поэтому при работе в рубедо очень важно отслеживать динамику энергий, направлять их в нужную сторону. Если энергии только сдерживаются, их давление нарастает и может привести к взрыву.

В символике рубедо господствуют цвета золота и парчи, сияние драгоценностей, первые лучи солнца, заря. Тут происходит противодействие правого и левого, рационального и иррационального, господствует разум и чувство меры, идеалы и верность им.

В рубедо царство лета, буйство зелени, спеющий урожай. В ландшафте преобладают горы и вершины. Здесь ориентация на отвагу и мужество, власть и деньги. Красное мясо, гомерический хохот. Вулканы, сигары и сигареты, папиросы и курительные трубки, алкогольные напитки. Различные стимулирующие препараты, кофе, сахар.

Преобладающие направления юг, восток и центр.

Мужская сексуальная символика: фаллос, морковь, бананы, редис. Сахарная свекла, тропические фрукты и фруктоза.

Социальные отношения, семейные проблемы. Монументальная скульптура, живопись маслом.

В рубедо можно встретить технические объекты, связанные с движением вверх: ракеты, космические корабли, поднимающиеся лифты, трамплины, фонтаны. Скоростные виды транспорта. Тут много огня: автомобильные двигатели, установки по сжиганию мусора, топливные баки, автозаправочные станции, газовые плиты. Все что связано с расчетами (счеты, калькуляторы, компьютеры).

Фаллическая символика порождает много остроконечных и длинных предметов, ножей, бритв, телескопов, микроскопов, биноклей и т.д.

Из животных тут преобладают хищники, птицы, парящие высоко в небе. Соответственно люди с рациональным складом ума (инженеры, программисты, экономисты, администраторы). Те, кто связан с властью: диктаторы и тираны, полицейские, военные, надсмотрщики на плантациях, нефтяные шейхи. Ну и конечно герои, великаны, атлеты, солдаты.

Последовательная проработка проблемы в трех алхимических мирах

Простейший сценарий трансформации включает последовательное прохождение каждого из трех алхимических миров, начиная с нигредо. При этом на первом этапе происходит очищение всех слоев психики от негативных поведенческих матриц. На втором поиск нового лучшего поведенческого состояния. И на третьем формирование устойчивых поведенческих паттернов на основе результатов предыдущего этапа.

Перед погружением необходимо выполнить все подготовительные процедуры, необходимые для выхода в ИСС (см. Гл.5).

Переход в алхимические миры осуществляется следующим образом. Вначале, после предварительного расслабления, визуализируется свинцовый тоннель, ведущий в нигредо. Дается установка, что на счет от одного до десяти вы, двигаясь сквозь тоннель, попадете в нигредо. Одновременно происходит фиксация внимания на символике нигредо, звучит соответствующее музыкальное сопровождение. Во время нахождения в этом мире очень важно перестать блокировать негативные переживания и образы, стереотипы поведения, устремляющиеся из глубин бессознательного. Следует активно перерабатывать этот "информационный мусор", освобождая от него наше подсознание. Для этих целей можно использовать знак ИМ и другие архетипические образы, очищающие и балансирующие нашу психику (см. Гл.5 и Приложение 5). Кроме того, очень хорошую помощь оказывает работа с энергиями 5 первоэлементов, использование их мантр и мудр (см. Приложение 5). Для проблем нигредо больше всего подходят огонь (выжигание негативных энергий) и вода (смывание "энергетической грязи"). После окончания проработки в нигредо снова визуализируется свинцовый тоннель и под обратный счет от 10 до 1 происходит возвращение в нашу реальность.

Следующее путешествие в мир альбедо может проводиться сразу, или с перерывом в несколько часов. В этом случае, после предварительного расслабления, визуализируется серебряный тоннель, залитый волшебным лунным светом. Так же под счет от 1 до 10 происходит погружение с визуализацией архетипики альбедо. Естественно во время погружения и путешествия в этом мире используется уже другая музыка (спокойная, навевающая атмосферу волшебства, сказки, мистики). Как мы уже говорили, основными задачами этого погружения является окончательное очищение от грязи нигредо и поиск наилучших вариантов будущей самореализации, решения актуальных проблем. На этом этапе полезно использовать знаки, мантры и мандалы, активизирующие процесс творчества и работать с энергиями первоэлементов воды (смывание остатков грязи), эфира или воздуха (энергии творчества) и дерева (активизация процесса роста, развития) (см. Гл.5 и Приложение 5). Возвращение из альбедо происходит аналогично через серебряный тоннель под обратный счет от 10 до 1.

И, наконец, при погружении в рубедо, визуализируется золотой тоннель, залитый ярким солнечным светом. Музыка должна быть интенсивной, ритмичной, громкой, ассоциирующейся с максимальной активностью, волевым импульсом. В этом погружении очень важно не терять контроль над энергиями и давать им постоянный выход, разрядку в активной деятельности. В рубедо могут помочь первоэлементы земля (стабилизация, контроль) и огонь (источник энергии активного поведения). Выход из рубедо осуществляется аналогично двум предыдущим мирам.

После погружения в три алхимических мира полезно сделать упражнения для балансировки энергий тонкого тела (см. Приложение 5).

При работе с жизненными ситуациями можно использовать фрактальный принцип. Т.е. сначала проработать в трех мирах проблему целиком, а затем сделать отдельные погружения для проработки связанных с ней подпроблем или локальных вопросов. Например, сначала вы анализируете, как будет развиваться Ваша жизнь, если вы перейдете на новую работу, а затем, если вы сделали этот выбор, как успешно пройти конкурс и получить место получше.

  Глава 1

МИСТИЧЕСКИЙ КОСМОС

Глава 3

 

© Е.А.Файдыш. 2002.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.