Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
Глава 3 ТОНКОМАТЕРИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, МИРЫ СТРАНСТВИЙ
Все мы с раннего детства привыкли к окружающему нас миру, его пространству и времени. Законы этого мира столь глубоко укоренились в нашем сознании, что мы считаем их совершенно очевидными и единственно возможными. Однако было бы иллюзией считать, что привычный нам мир - это известное из физики 3-х мерное пространство и линейное время. Реально человек соприкасается с миром поверхностей и углов, ветвящихся дорог и тропинок... Поэтому в одном и том же 3-х мерном физическом пространстве могут скрываться удивительно не похожие друг на друга субъективные миры. Например, человек, всю жизнь проведший в сельской местности, попав в большой город, оказывается в совершенно ином пространстве с другой геометрией, перспективой, временным ритмом. До рождения пространство каждого из нас ограничено стенами материнской утробы и имеет совсем иную форму и протяженность, чем мир, куда мы попадаем после рождения. В то же время, с точки зрения физики, это одно и то же 3-х мерное физическое пространство. Более того, в одной и той же области физического пространства (городе, доме, природном ландшафте) разные люди могут видеть совершенно не похожие миры. Вспомним хотя бы картины художников, литературу. Для лучшего понимания внутреннего мира человека имеет смысл говорить о субъективных пространствах, возникающих в глубинах человеческой психики и лишь частично отображающих внешний мир хотя бы в силу ограниченности наших органов восприятия. Действительно, мы ведь не видим реальный 3-х мерный мир, мы его реконструируем по множеству плоских изображений, воспринимаемых из различных точек пространства, определяемых траекторией нашего движения, поворотом головы и т.д. Кроме того, сама возможность переработки зрительной, слуховой и других образов у человека весьма ограничена. Поэтому реально мы воспринимаем лишь ничтожную часть информации об окружающем мире. Какую именно, определяют наши привычки, склонности, да и просто случайности. Отсюда и такое разнообразие субъективных миров. Однажды, когда я в первый раз попал в Париж, совершенно ошеломляющим было восприятие его пространства. Я был потрясен, что когда сворачиваешь на одну из улочек практически в любом месте старых районов города, попадаешь совсем не туда, куда ожидаешь. А вся изюминка оказалась в пентагональной планировке. В привычном нам пространстве города улицы, как правило, параллельны или перпендикулярны, поэтому, идя по параллельным улицам, ты все время сохраняешь выбранное направление. При пентагональной планировке от одного перекрестка отходит 5 или больше улиц, которые кажутся параллельными, поэтому, идя по одной из них, ты все время удаляешься от первой и оказываешься в совершенно неожиданном месте. В результате привычная нам модель пространства перестает работать и требуется определенное время на адаптацию. Но еще большее разнообразие миров и субъективных пространств мы встречаем, когда сталкиваемся с образами глубинного бессознательного. Это и сновидения, и различные сказки, мифы, художественные произведения. Еще необычнее визионерский опыт, переживания в измененных состояниях сознания, шаманских путешествиях и мистические, религиозные переживания. Похоже, что именно эти миры более привычны человеческому сознанию, чем окружающее физическое пространство. Взрослея, маленький ребенок довольно мучительно отвыкает от них, возвращаясь в более привычный мир через сказки, детские страшилки и т.д. Однако, несмотря на удивительное разнообразие субъективных миров, в них прослеживается достаточно четкие закономерности, общие черты и инварианты. Те же детские страшилки удивительно похожи друг на друга в самых различных культурах, зачастую разделенных не только громадными расстояниями, но и временем. Более того, мы легко увидим их сходство с образами тибетской книги мертвых, являющейся результатом глубокого мистического опыта. Возникает ощущение, что в разнообразных и фантастических субъективных мирах мы видим отражения некой иной или иных реальностей, вторгающихся в подсознание различных людей.
3.1. Структура тонкоматериальной реальности Реальность, открываемая человеку при погружении в измененные состояния сознания, очень сильно отличается от привычного нам мира. Прежде всего, потрясает ее невообразимая по сравнению с нашим миром сложность. Она включает бесконечное множество миров таких же как наш и гораздо более сложных, обладающих более высокой размерностью, другой геометрией пространства и времени, другими физическими законами. И все эти миры связаны в единое целое и взаимодействуют друг с другом. Естественно какие-то связи сильнее, какие-то слабее, поэтому пространство миров неоднородно, в нем существуют сгущения и разрежения, совсем как в нашей физической вселенной, где звездные миры образуют созвездия и галактики. Однако принципы объединения тонкоматериальных миров не столь однозначны как в нашей вселенной. Они зависят от характера рассматриваемых связей, поэтому с разных точек зрения и сгущения, и разрежения будут выглядеть очень по-разному - геометрия этого мира виртуальна. Так мы можем объединить миры по принципу исторических связей, тесности взаимодействия в настоящее время, выстроить, исходя из категорий добра и зла, и т.д. И все эти классификации будут по-своему верны. Поэтому, имея дело с тонкоматериальной реальностью, мы должны привыкнуть к одновременному существованию различных, часто противоречащих друг другу описаний одного и того же объекта или явления. Это похоже на квантово волновой дуализм в физике, когда электрон одновременно описывается как волна и как частица. Или виртуальные частицы в современной квантовой механике, которые одновременно и существуют и не существуют (29). Ну а в древних эзотерических традициях этот принцип множественности, виртуальности описаний тонкоматериальной реальности используется повсеместно, более того существуют даже специальные психотехники, позволяющие трансформировать сознание человека, сделать его более приспособленным для восприятия такой реальности. Остановимся сначала на особенностях взаимодействия между мирами, существующих между ними связях. Если не упорядочивать миры по тем или иным характеристикам, а рассматривать всю совокупность связей существующих между ними, то многомерное гиперпространство будет напоминать гроздь винограда, где каждый отдельный мир, вселенная представляет собою отдельную ягодку. При этом только со стороны наблюдателя находящегося в гиперпространстве она напоминает сферу ("ягоду"), изнутри это бесконечная вселенная (см. Рис.5). Интересно, что в визионерском опыте различных древних мистических традиций присутствуют подобные образы. Так, в Кельтских мифах описывается что шаман, оказавшийся между мирами, видит нашу вселенную меньше горчичного зерна (30). Самое удивительное, что в наши дни, подобные модели совершенно не укладывающиеся в здравый, смысл стали использоваться в физике. Только теперь вселенная при взгляде со стороны, из гиперпространства может выглядеть как элементарная частица (электрон, протон)! гиперпространственные тоннели Однако в отличие от грозди винограда, вселенные в гиперпространстве связаны гораздо сильнее. Сеть связей между ними напоминает скорее многомерную паутину, причем паутину виртуальную, так как многие связи появляются на короткое время и тут же исчезают. В то же время есть система связей достаточно устойчивых, образующих своеобразный костяк гиперпространства. Они образуют как бы магистральные пути, аттракторы вокруг которых возникают и пропадают виртуальные тропинки. Свойства таких путей, тропинок (гиперпространственных тоннелей, шлюзов) довольно сильно отличаются от дорог нашего мира. Во-первых, в гиперпространстве исчезает привычная нам протяженность. Перемещение между очень удаленными в нашем мире точками через гиперпространство может происходить практически мгновенно. Представим наш мир в виде плоского листа (как географическую карту земли). Тогда, чтобы попасть из России в Индию, придется преодолеть много тысяч километров, двигаясь по поверхности нашей планеты. Но если мы сложим лист так, чтобы исходная и конечная точки совпали, переход произойдет мгновенно. Естественно, что все это может реально произойти только в многомерном гиперпространстве, из которого наш мир выглядит как плоскость (точнее гиперплоскость) (31). Во-вторых, очень часто движение по гиперпространственному тоннелю однонаправлено, т.е. если вы попали по нему из одного мира в другой, то воспользоваться им для возвращения уже будет невозможно. Придется искать новую дорогу, что бывает очень непросто. В третьих, различные гиперпространственные тоннели могут иметь разные диапазоны прозрачности, т.е. пропускать не все виды вещества и энергий. Так, большинство из них прозрачны для тонких энергий и не пропускают физическую материю, вещество. Хотя переброс вещества из одного мира в другой в принципе возможен и иногда происходит, это крайне редкое явление. К тому же если миры имеют различные физические законы или же их материальные составляющие не могу сосуществовать (например, состоят из материи и антиматерии) перенос вещества в принципе не возможен. Поэтому сравнительно низкий диапазон прозрачности гиперпространственных тоннелей, возможно, является своеобразным защитным механизмом. Важной и не простой задачей является поиск или формирование тоннеля ведущего в нужный мир и нахождение входа в него. В принципе из любой точки нашего пространства, наверное, можно проникнуть в любой мир, однако это может потребовать неимоверных усилий. Проще попытаться найти область, где граница между ними прозрачнее, так же, как если мы хотим попасть в соседнюю комнату, мы не взрываем стену, а ищем дверь. Простейший способ поиска прохода между мирами использует принцип подобия. Т.е. место, из которого вы собираетесь совершить погружение в определенный мир, должно быть на него похоже. Так Сибирские шаманы, погружаясь в нижний мир, используют низменности, пещеры, темное, вечернее время суток и т.д. А в верхний мир путешествуют с вершин холмов, желательно на рассвете. Иными словами вы как бы должны создать модель нужного вам мира, используя как естественный ландшафт, так и формируя соответствующую обстановку, эмоциональное состояние, совершая обряды и ритуалы. Обычно наиболее тонкие границы между мирами находятся в так называемых местах силы, хорошо известных в древних эзотерических традициях. С глубокой древности эти зоны нашей планеты использовались для мистических и религиозных обрядов, на них строились культовые сооружения, храмы. При этом часто сооружались специальные конструкции, усиливающие прозрачность границы и поддерживающие избирательный контакт между мирами. Одним из примеров могут служить древние мегалитические сооружения, ступы, мангровые колеса, на которых мы остановимся позже. мембрана Очень важной частью гиперпространственного тоннеля (шлюза) является мембрана (дверь), т.е. проход, через который вы можете в него проникнуть или выйти. Как правило, тоннель не открыт все время и для каждого желающего. Чаще мембрана напоминает дверь сейфа со сложным кодовым замком, да еще с вооруженной охраной. Поэтому мало найти дверь в тоннель, надо еще и суметь в нее войти. Для этого может понадобиться знание очень сложных обрядов и ритуалов. Так как через гиперпространственные тоннели происходит взаимодействие между мирами, зачастую обладающими разной физикой, мембрана может иметь очень необычную форму. Она может выглядеть как сложная многоцветная радуга, туманная дымка, очень часто обладает самоподобной структурой, фрактальной геометрией. К счастью тоннели, связывающие нас с ближайшими слоями тонкоматериальной реальности, устроены относительно просто. Очень кратко можно выделить следующие факторы, влияющие на прозрачность мембраны:
Кроме тоннелей существуют и другие формы связи между мирами, хотя они и встречаются гораздо реже. К ним относятся переходы в замкнутой капсуле (пузыре), в чём-то вроде кабины лифта, движущейся между мирами. Дерево миров Как мы уже говорили, возможны различные формы упорядочивания связей
между мирами. Одной из наиболее общих является классификация по уровням
проявленности. Она известна с глубокой древности в самых различных традициях,
но наибольшей полноты достигла в Тантре, Каббале и Европейской мистической
алхимии. Мы сейчас попытаемся описать ее в наиболее общем виде, базирующемся
на работах К.Юнга и других современных психологов. Путешествие в бесконечные пространства древа мира начинается с индивидуального
подсознания. Именно его глубины открываются в коллективное бессознательное,
связывающее отдельные личности в единое целое (см. Рис. 6а).
Термин коллективное бессознательное был введен К. Юнгом и описывает гигантский
информационный банк, хранящий коллективный, надличностный опыт всего человечества
(27). При этом отдельный человек
может черпать из него знания далеко выходящие за его личный опыт, это
подтверждается огромным экспериментальным материалом, включающим погружения
в ИСС, наблюдения за людьми в пограничных состояниях сознания и в психиатрической
клинике и т.д. (9, 15, 27).
А его личный опыт поступает в океан коллективного бессознательного и сохраняется
после смерти. Эта схема может проиллюстрировать один из древних способов установления
тонкоматериального контакта с иной сущностью (человеком, духом, животным).
Вы через глубины собственного подсознания погружаетесь в архетипические
пространства все более высокого уровня иерархии, пока не достигните области
общей с вашим адресатом. А затем начинаете движение назад, к более плотным
мирам, в которых он обитает. На рисунке пунктирной линией показана траектория
такого путешествия к духу оленя, совершаемого шаманом перед охотой. Как
видно происходит спуск к архетипическому пространству млекопитающих, а
затем подъем по пространствам животных к подсознанию искомого оленя. Рис.8. Пирамидальное изображение Шри янтры в виде горы Меру (один из архетипов Древа мира). Раджистан, XVIII век, бронза
3.2. Пространство и время (метафизика тонкоматериальной вселенной) Остановимся сначала на инвариантах внутреннего пространства, то есть
таких его особенностях, которые практически одинаково воспринимаются разными
людьми независимо от их культурной и национальной принадлежности. "...Дом священника стоял совершенно отдельно, вблизи замка Лауерен;
возле дома простирался большой луг, тянущийся от фермы церковного сторожа.
В сновидении я находился на этом лугу. Внезапно я заметил темную прямоугольную,
выложенную камнями дыру в земле. Я никогда не видел ее прежде. Я побежал
вперед и с любопытством заглянул в нее. Я увидел каменный ступенчатый
спуск. Колеблясь и с некоторыми опасениями, я спустился. В самом низу
был вход с круглой аркой, закрытый зеленым занавесом... Чувствуя желание
увидеть то, что спрятано за ним, я отодвинул его и увидел перед собой
в тусклом свете прямоугольную палату, приблизительно тридцати футов в
длину. Потолок был аркообразный, из тесаного камня. Пол выложен каменными
плитами, и в центре красный ковер расстилался от входа до нижнего возвышения.
На этом возвышении стоял удивительный по богатству украшения золотой трон...
Что-то стояло на нем; сначала я думал, что это ствол дерева от двадцати
до пятнадцати футов в высоту и от полутора до двух футов в толщину. Это
была огромная масса, доходившая почти до потолка. И она была сделана из
странного соединения - кожи и голого мяса, и на вершине было что-то вроде
круглой головы без лица и без волос. На самой макушке головы был один
глаз, устремленный неподвижно вверх. Еще одной характерной особенностью, связанной с переходом через "тоннель"
или точку сингулярности, если пользоваться физической терминологией, является
инверсия многих качеств объекта, проходящего такую трансформацию. Так,
левое может стать правым, наружное - внутренним, женское - мужским. Отсюда
свойственное многим древним мифологиям представление, что один и тот же
объект (например, андрогин) может одновременно обладать противоположными
качествами, существовать в нескольких ипостасях, быть частью чего-то большего
и одновременно вмещать его в себя. Все это связано, по-видимому, с тем,
что один и тот же объект или образ может проецироваться в различные области
внутреннего, моделирующего разные аспекты реальности пространства, обладающие
разной структурой и геометрией и даже размерностью. Иными словами, внутреннее
пространство представляет собой сеть из сравнительно независимых областей,
соединенных через точки сингулярности. "...Мыши, например, обитают на нашей земле, но где-то существует особая мышиная область. Там эти мыши живут в какой-то иной ипостаси бытия. Имеют жилища, запасы оружия, утварь, справляют обряды, приносят соответствующие жертвы. Земной шаман попадает в эту область. Старуха больна горлом. На нашей земле это мышь, которая попала в соломенную пленку (силок), поставленную нашими земными ребятишками. Можно лечить ее двояко. Или врачевать ее шаманством там, в той особенной области, пока не лопнет пленка здесь. Тогда старуха исцелится. Можно просто оборвать пленку здесь. Мышь убежит, и старуха опять-таки исцелится там. Шаман врачует там, вылечивает старуху. Соломенная пленка на земле лопается, и мышь убегает. Шаману дают в уплату мясо, свиток ремня, тюленьи шкуры. Но на нашей земле эти дары превращаются в сухие ветки и вялые листья".
Необходимость такого многомодального описания, проявляющаяся в существовании
нескольких метафорических языков (областей внутреннего пространства),
используемых для отражения одного и того же явления, можно понять с позиций
современной математики и кибернетики. Действительно, каждое такое описание,
являющееся отражением определенных свойств воспринимаемого объекта, представляет
его модель. В то же время построение абсолютно полной и непротиворечивой
модели принципиально невозможно. Единственной альтернативой является создание
семейства моделей, отражающих отдельные аспекты явления и в совокупности
дающих более полное описание. Однако каждая из наших моделей только частично
совпадает с объектом описания, поэтому подобные модели в чем-то даже могут
быть несовместимы. Классическим примером такого "противоречивого"
описания является квантово-волновой дуализм, лежащий в основе квантовой
механики. Согласно ему, один и тот же объект одновременно обладает свойствами
и волны и частицы, что, казалось бы, одно исключает другое.
Таблица 1. Сравнительные характеристики
материального
Таблица 2. Сравнительные характеристики
субъективного и
Из них видно, что инварианты внутреннего пространства носят более общий и универсальный характер, то есть его отдельные области могут имитировать и законы ньютоновой механики, что и происходит при повседневном, рутинном взаимодействии человека с окружающей средой. Однако при более сложных психических процессах, особенно в экстремальных ситуациях, творчестве, глубоких эмоциональных и духовных переживаниях, вступают в действие более мощные информационные моделирующие механизмы, что и порождает весь спектр характеристик, описанных в правой части табл. 2. В чем-то ситуация напоминает соотношение релятивистской и квантовой механики с классической, являющейся их частным случаем, справедливым при низких скоростях и малых энергиях. Время Огромную роль в древней космогонии играет представление о времени и
теснейшим образом связанной с ним судьбе, карме. Именно ходом времени,
его потоками определяются светлые и темные полосы в жизни человека, счастливые
совпадения и роковые случайности. Поэтому представление о природе времени
лежит в основе подавляющего большинства практических методик коррекции
судьбы человека. При путешествии в ИСС часто возникают очень необычные восприятия времени. Мы уже говорили об изменении темпа хода времени, еще одним характерным образом является восприятие времени как одного из измерений пространства. Иными словами вы начинаете видеть прошлое и будущее как единое целое, а настоящее как его 3-х мерный срез (три пространственных измерения без времени). Т.е. пространство - время воспринимается как гигантский змей без конца и начала, растянувшийся по временной оси. В Индии такой образ называют Линга Шарира, он передает качественно иное восприятие времени, чем привычные нам причинно следственные связи (35). Петли времени в ИСС Другой необычный образ времени в ИСС это временные петли, т.е. пройдя
какой-то временной интервал, вы опять оказываетесь в его начале, и так
снова и снова. Причем только вы помните прошлые циклы, для всех остальных
время начинается с нуля. Попадание в такую временную петлю может быть
довольно опасным т.к. из нее довольно трудно выбраться, может потребоваться
переход в более высокие измерения пространства - времени. Довольно неплохо
ощущение временной петли передано в американском фильме "День сурка".
Сравнительно часто временные петли возникают при использовании галлюциногенных
псилоцибиновых грибов (36, 37).
3.3. Обитатели: архетипические сущности, духи Другим важнейшим условием успешности и безопасности путешествий в параллельные
миры является знание символов и образов, понимание природы объектов и
сущностей, воспринимаемых в измененных состояниях сознания. Эти знания
не менее, а может быть, более важны, чем знания картографии тонкоматериальных
планов реальности.
"...Сонмом дивных уборов сверкал Он Затем он показывает свой лик всеразрушающего времени:
"...Образ ужасен Твой тысячеликий,
Подобная разноликость достаточно характерна для видений параллельных пространств
и встречается в самых разных религиозных традициях. Так К.Юнг приводит
видение троичности швейцарского мистика, брата Николая из Флюэ (27):
"... он сам говорил, что видел пронизывающий свет, представленный
человеческим ликом. Видение было столь устрашающим, что он боялся, как
бы сердце не разорвалось на мельчайшие части..." Можно еще сослаться
на апокалиптический образ Христа, который в своей жуткой необычности трудно
стыкуется с Иисусом Нагорной проповеди. свойства архетипа Пожалуй, одна из основных особенностей архетипического объекта состоит
в том, что он принципиально не может быть полностью описан в привычном
нам логически упорядоченном и структурированном виде. Каждый архетип характеризуется
бесконечной изменчивостью связанных с ним образов, и в то же время содержит
нечто неуловимое, позволяющее во всем этом чувствовать единое начало,
невыразимое словами и определениями. Т.е. архетип невозможно задать простым
перечислением связанных с ним образов, как мы это делаем в привычном нам
мире. Иными словами, сколь подробно и детально мы бы не описывали архетип,
всегда найдется что-то важное, не попавшее в это описание. Наличие таких геометрических, цветовых, звуковых и т.п. инвариантов
архетипа является не только одним из его необычных свойств, но и служит
основой разнообразных методик и практик, связанных с проработкой того
или иного архетипа. Так, например, соответствующие магические знаки (геометрические
инварианты) и мантры (акустические инварианты) используются для активизации
связанного с ними архетипа. Семантическая модель архетипа Удобной формой описания архетипической информации являются семантические
модели. Позволяя отобразить только часть свойств архетипа, они все же
дают минимальный набор знаний о его свойствах и взаимодействии с другими
архетипическими образами. Ну а дополняя эту информацию опытом переживания
архетипа в ИСС, вы сможете существенно обогатить и расширить свои представления
о нем.
В более широком смысле все три вышеперечисленных класса являются смыслами,
однако на практике такая классификация оказывается очень полезной.
Естественно при дальнейшей детализации каждый из таких классов (проективных
поверхностей) будет распадаться на подклассы и т.д.
Подобные знания о сущностях, духах и образуют багаж опытного шамана и мага. Хотя конечно весь спектр вышеперечисленных качеств известен далеко не всегда. Особенно сложно узнать настоящее имя духа, т.к. это дает власть над ним. Чтобы проиллюстрировать вышесказанное рассмотрим пример с архетипом Бога Меркурия, очень популярного в античной мифологии и средневековой алхимии. Меркурий (греческое имя Гермес) очень сложный бог, олицетворяющий в себе противоположные начала, его основной архетип связан с превращением, трансформацией. Соответственно он олицетворяет первозданный хаос, в котором перемешаны все виды материи, все силы, присутствует гигантская энергия жизненная энергия, творческая мощь. Эта первичная субстанция носит название aqua vitae - вода жизни. Если эта гигантская энергия вырывается на волю, над ней утрачивается контроль, она превращается в страшную разрушительную силу, джинна, вырвавшегося из бутылки. Эту демоническую ипостась Меркурия часто символизируют буревестником (вестником беды), драконом, разъяренным львом. Ее называют неистовым Меркурием, Эраносом (38). Овладев человеческим воображением, она толкает на безудержное разрушение, упоение битвой, кровожадное исступление (как, например, у берсерков или во время революций, бунтов). Об этом говорил К.Юнг в своей знаменитой лекции "Дух Меркурия", прочитанной в 1942 г во время второй мировой войны, когда кровавая страсть к разрушению охватила миллионы людей. Он обсуждал двойственную природу воображения, способного пробудить творческие способности, любовь, создание прекрасного. Но с другой стороны проявиться в разгуле ненависти, жестокости, жажде убийства. Двойственность Меркурия проявляется в его вероломстве, коварстве. Будучи связан с трансформацией, превращением, переходом он покровительствует тем, кто находится в пути и сам выступает в роли посредника между материальным миром и тонкоматериальной реальностью. В частности, он провожает души умерших в потусторонний мир. Будучи укрощен, поставлен по контроль, он превращается в созидательную силу, дух, запечатанный в бутылке, яд, который в малых дозах служит лекарством. Отсюда и атрибуты жезла Гермеса (две перевитые змеи) на чаше со змеями - символе современной медицины. Другой символ Меркурия - кролик, казалось бы, мало соответствует его архетипу. Однако он встречается в самых разных не связанных между собой традициях, даже в Сибирском шаманизме (см. Гл. 6). Все это говорит о его архетипическом, не случайном характере. И действительно в своем аспекте, связанном с водой жизни aqua vitae он символизирует либидо, сексуальную силу, энергию, плодовитость. А кролик во многих культурах воспринимается как символ сексуальной неутомимости, плодовитости. Это общее качество, по-видимому, и сделало его одним из олицетворений Меркурия. Как такие ассоциативные связи описываются в семантическом пространстве показано на рис. 10. Каждый из архетипических образов (Меркурий, кролик, буревестник и т.д.) проецируются на множество архетипических качеств. Причем каждая "проекция" задается функциями распределения, описывающими, как сильно то или иное качество представлено в соответствующем архетипе. В принципе эти функции задаются на всем многомерном семантическом пространстве, но реально рассматриваются только те части, где их значения достаточно велики. Соответственно там, где возникают пересечения функций распределения разных архетипов, особенно имеющих достаточно большие значения, появляются ассоциативные связи типа: архетип - его символ. Интересно, что такая архетипическая символика проявляется даже в художественных произведениях. Например, в книге Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" проводником и спутником Алисы является белый кролик. Вспомним, что в одном из своих аспектов Меркурий выступает в качестве посредника, проводника между материальным миром и тонкоматериальной реальностью. Образ Меркурия символизирует еще одно характерное качество архетипа - одновременное присутствие темного и светлого начала. В каком аспекте проявится архетип, зависит от ситуации, конкретного контекста. Поэтому в разных культурах один тот же архетип может выступать в диаметрально противоположных качествах. Например, в современной Европе змей (дракон) предстает как символ зла, демонических сил (в Библейской традиции Сатаны). В странах Востока этот же архетип воспринимается двояко, кроме негативного, с ним связывается и мощный позитивный аспект. В Индии это Кундалини мощнейшая творческая энергия, дремлющая в человеке. В Китае, Японии дракон символ защиты, созидательной мощи, творческого потока энергии, пронизывающего пространство-время (линии дракона). В Тибетской культуре, особенно добуддистской (Бон) змеи очень важный символ, в основном с позитивным значением (наги). Похожая картина и с числовой, нумерологической символикой. В Христианской традиции негативное значение связывается с числом 13 и 666 (число зверя), а на Востоке эти числа не ассоциируются с чем-то негативным. В то же время для Японца число 4 олицетворяет смерть, 9 - мучение, а числа 3,5,7 считаются счастливыми. Правда, в числе 4 можно проследить общее с Европейской символикой. Это нумерологический эквивалент креста, распятия - символа мученической смерти, сумма цифр 13 так же дает 4. Можно сказать, что культуральный контекст, конкретная ситуация выступают как своеобразный фильтр, вырезающий в функции распределения архетипа ту или иную часть. На рис. 11 это иллюстрируется архетипом дракона и его двумя "профильтрованными" проекциями: в Европейскую культуру (олицетворение зла, сил хаоса), и в Китайскую традицию (символизирует, так же, и творческую созидательную энергию, если находится под контролем). Знание всего разнообразия значений архетипа позволяет трансформировать его негативный аспект в позитивный. Так человек европейской культуры увидев во сне змею, может зафиксироваться на ней как на негативном, зловещем символе. Подавленный страх усилит концентрацию внимания на отрицательном аспекте архетипа и сможет проявить его в реальности. Человек же знакомый с восточной традицией или с европейской эзотерикой и мистицизмом, концентрируя внимание на положительном аспекте архетипа, сможет сделать реальным именно его (в данном случае возможно восприятие змеи как символа скрытой мудрости, огромной энергии бессознательного, нуждающейся в контроле). То же самое остается справедливым и для архетипических образов встреченных в тонкоматериальных странствиях. геометрическая символика архетипов Одним из важных аспектов архетипа, его проекций является геометрическая символика. Как уже говорилось, архетип представляет собой единое целое, многомерный объект, и только в силу ограничений нашего восприятия мы отделяем его геометрическую символику от звуковой, семантической и др. Геометрическая символика представляет очень удобный и наглядный способ описания архетипа. Геометрическая структура становится как бы каркасом, скелетом на который "нарастают" отдельные компоненты сложного архетипического образа и задаются связи между ними. Как это происходит очень хорошо видно на примере геометрического архетипа пятиконечной звезды (пентаграммы). У ее вершин расположены пять первоэлементов (с верхнего луча по часовой стрелке: огонь, земля, металл, вода, дерево), см. рис. 12а. Стрелки, охватывающие периметр пентаграммы задают связи порождения (закон мать - сын), согласно которым предыдущий элемент усиливает последующий. Внутренние стрелки определяют деструктивные связи (закон жена - муж): первоэлемент "жена" подавляет "мужа", на которого указывает стрелка. При этом каждому первоэлементу ставится в соответствие одна из разновидностей жизненной энергии, пищевые и лекарственные продукты, внутренние органа человека, заболевания и способы их лечения, разнообразная цветовая, геометрическая и социальная символика. Мы еще не раз вернемся к закону пяти первоэлементов в дальнейшем при описании практических методик работы в ИСС (см. Гл. 5 и Приложение 5). Все это делает сферу применения архетипа пяти первоэлементов чрезвычайно широкой: от оздоровления, медицины, боевых искусств и дизайна жилища до практической магии. К тому же этот архетипический образ очень широко распространен в самых различных культурах Востока и Запада, легче назвать, где его нет, чем перечислить, где он встречается. Известны две разновидности пентаграммы, вершиной вверх и вершиной вниз, символизирующие мужскую (ян) и женскую (инь) энергию, светлое и темное начало. Очень интересна фрактальная разновидность пентаграммы, известная как в Индии, Китае, Японии так и в Европе (40). В ней внутрь янской пентаграммы вписывается иньская, в нее янская и т.д. Это позволяет значительно расширить ассоциативный ряд, связанный с геометрическим архетипом. Версия такой пентаграммы из Европейской готической традиции (13-й век) показана на рис. 12б. Рядом на рис. 12в изображен математический фрактал Pentagram (n=3), полученный при моделировании на компьютере самоподобных множеств. Отсюда видно, что идея самоподобных фрактальных множеств была известна в эзотерической традиции задолго до того как была открыта математиками. Другой хороший пример связи семантического и геометрического архетипа дает мандала Шри янтры, см рис. 8 и рис. 26 в главе 6. Один из ее семантических срезов связан с космологией возникновения, развития и деструкции вселенной (см. гл. 6). Все силы участвующие в этом процессе, их взаимосвязи, последовательность разворачивания во времени, привязаны к элементам геометрической структуры Шри янтры. Другой срез описывает иерархию чакр тонкого тела человека и ее связь со вселенной, этапами эволюции космоса, он так же привязан к слоям звезды Шри янтры (см. гл. 6). Говоря современным языком, эта мандала служит своеобразной ассоциативной базой данных, но гораздо более наглядной и удобной, чем современные компьютерные. Возможно в будущем подобные принципы геометрического структурирования информации будут использованы и в компьютерных базах данных. Так же как и на семантическом уровне, границы между разными геометрическими архетипами достаточно размыты. В то же время возможно одновременное существование нескольких внешне различных геометрических образов, относимых к одному архетипу. Иными словами, одному архетипу может соответствовать несколько различных геометрических образов, а одна и та же геометрическая форма может символизировать совершенно разные объекты (миры, сущности и т.д.). Например, архетип мужского начала (ян) может символизироваться треугольником или пентаграммой вершиной вверх, правой свастикой, вертикальной линией и т.д. Одновременно, помимо этого, пентаграмма символизирует пять первоэлементов, архетип защиты, Солнце. Та же пентаграмма, будучи перевернута вершиной вниз, становится символом Луны, архетипом разрушения, порчи, сохраняя в то же время архетипическую символику пяти первоэлементов. Рис. 13 иллюстрирует эти принципы на примере нескольких широко распространенных архетипических форм. В верхней части рисунка (рис. 13а) показан квадрат, символизирующий первоэлемент земли, принцип стабильности. Одновременно во многих традициях его части связываются со всеми первоэлементами. Огонь, металл, вода и дерево расположены по периметру, а земля в центре. Вынося центральную точку за периметр квадрата, мы получаем пентаграмму. Для другой топологической трансформации сожмем боковые стороны квадрата к центру и друг к другу. Получим крест. Удлиняя перекладины креста в стороны по или против часовой стрелки, получим правую (ян) и левую (инь) свастики. Накладывая их друг на друга, приходим к балансирующей две полярных энергии соусвастике. Расширяя из ее центра квадрат, получаем квадрат защиты Бхупуру, создающий защитное пространство вокруг каждой мандалы. Аналогичные трансформации можно осуществлять и в третьем измерении. Один из примеров показан на рис. 13б. Расширением граней из точек на вершинах мы трансформируем додекаэдр в икосаэдр (один из трехмерных архетипов Шри янтры) и обратно. Тем самым пятиугольная грань превращается в треугольную и наоборот. Т.е. мы получаем невозможное на плоскости превращение пятиугольника в треугольник. Отсюда уже не трудно проследить связь между пятиконечной и шестиконечной (два скрещенных треугольника - баланс инь и ян) звездами. Еще более невероятные превращения возможны, если мы перейдем к четырем и более измерениям пространства. Таким образом, трансформации геометрических архетипов позволяют установить связи между мирами, объектами и сущностями тонкоматериального мира и даже осуществлять их трансмутацию друг в друга (например, алхимические преобразования). Фрактальная модель архетипа Хорошую метафору для понимания природы архетипа дает понятие странного аттрактора и фрактала, широко используемое в синергетике при исследовании неравновесных систем (11). Слово аттрактор означает притягивающий. Его странность заключается в том, что он образует бесконечное множество совершенно непохожих траекторий. В то же время все эти траектории лежат внутри достаточно компактного геометрического множества, ограниченного характерной для данного аттрактора поверхностью. Форма этой поверхности и образует свойственный для данного аттрактора геометрический инвариант. Примерно так же, бесконечное множество смыслов и образов архетипа образуют внутреннее единство и определяющее его целостность. Странный аттрактор обладает обычно и таким свойством как фрактальность, о которой мы уже говорили. Иными словами, каждая его часть имеет не меньшую сложность, чем целое, аналогично - любая частица этой части и так до бесконечности. Это же свойство мы видим и в архетипе, каждый элемент которого столь же сложен, как целое. Фрактальная поверхность одного из таких странных аттракторов, рассчитанная на компьютере, показана на рис. 14. Отличие странного аттрактора от более простой самоподобной структуры в бесконечной изменчивости составляющих его траекторий (в более простой самоподобной структуре мы видим бесконечное повторение оного и того же элемента). Это позволяет создать более гибкую, обладающую большим разнообразием модель архетипа. Рис.14. Фрактальная поверхность странного аттрактора И, наконец, геометрическая форма фрактальных множеств удивительно похожа на древние янтры, мандалы, магические знаки и символы, которые во всех мистических учениях рассматривались как высшие проявления вечных архетипов. Весьма привлекательной кажется гипотеза о том, что спиновая поляризация вакуума и наблюдаемый при этом эффект памяти образуют тот физический субстрат на котором записана архетипическая информация. Тут получают свое объяснение все необычные свойства архетипов. Поэтому свои удивительные свойства форма приобретает именно как передаточное, звено, посредник между нашим миром и реальностью архетипов, архетипических знаний, записанных в спиновой поляризации физического вакуума. Таким образом, можно говорить уже не о топологической, а о более общей архетипической инвариантности. Естественно глубокое понимание эффекта действия формы, переосмысление громадного опыта древних цивилизаций по прикладному использованию эффектов формы невозможно без учета архетипической инвариантности. Однако тут возникают серьезные проблемы, связанные со сложностью осмысления и описания архетипической информации. Таким образом, фрактальные множества и странные аттракторы могут послужить основой символического языка, описывающего архетипические образы. Это позволит, с одной стороны, создавать базы данных, ориентированные на специфику архетипической информации, с другой стороны более адекватно распознавать и интерпретировать информацию, получаемую человеком в ИСС. проекции Божественных архетипов в бытовой магии Еще одним интересным свойством архетипа является его одновременная проявленность на разных уровнях бытия. Например, одно и то же божество, дух может воплощать глобальный космический принцип, служить основой утонченнейшей духовной, религиозной практики и в тоже время использоваться для примитивной бытовой магии. При этом незнание основного архетипа янтры и Божества может приводить к очень серьезным побочным последствиям, так как бытовое использование янтры обычно строится на одной из ее побочных семантических ассоциаций. В то же время выполнения обряда запускает основной архетип, который может подействовать на психику в совершенно ином направлении. Так, например, в ряде индийских книг по бытовой магии советуют использовать Шри янтру для достижения силы, власти и финансового успеха (40). Однако по своей сути эта янтра связана с энергией времени, в конечном счете, разрушающей все иллюзорное. Ну а сила, власть и финансовый успех в эзотерической традиции всегда рассматривались как иллюзорные влечения, ведущие к страданиям и духовной деградации. Понятно, что полученные таким путем мирские блага быстро рассеиваются без следа (что правда может в последствии стать толчком к духовному развитию). По-видимому, такая странная идея прикладного использования Шри янтры возникла путем поверхностной аналогии: "эта янтра связана с сильнейшими высшими энергиями космоса, и, если их направить в нужное практическое русло, можно здорово разбогатеть". При этом не учли маленькой детали - эти энергии столь сильны, что сами вас направят в свойственное им русло. Наверное, на похожей логике базируются и советы использовать мантру и знак высшего первозвука ОМ для решения бытовых проблем и целительства. В качестве другого примера можно привести янтру богини Кали. Традиционно она связывается с разрушительной энергией времени, смертью. Основанные на работе с ней практики позволяют преодолеть неведение (иллюзию собственного существования в течение только одной жизни от рождения до смерти), базирующийся на нем страх смерти и материальные привязанности. Все это открывает доступ к гигантским энергиям скрытой в нас Кундалини, и, как следствие, пробуждению сверхспособностей (сидхи). Однако все это становится возможным после глубокой внутренней трансформации. Путь к ней обычно долог и мучителен, т.к. преодоление страха смерти очень не простой процесс. Тем не менее, в упрощенных руководствах все это вам обещают сразу и без труда. И в первую очередь достижение богатства и комфорта жизни, т.е. тех самых материальных привязанностей основанных на неведении, с которыми призвана бороться Кали. Правда, другие обещания в принципе реальны, однако только после преодоления страха смерти и обретения внутреннего спокойствия. Это естественно маловероятно после нескольких обрядов или если вы будете носить ее с собой, не занимаясь серьезной духовной практикой. Сюда относится использование Кали янтры для защиты от демонических воздействий, долгая жизнь для тех, кто носит на теле, борьба против хронических заболеваний, таких, как кровяное давление, паралич, нервные болезни (т.е. болезни, провоцируемые подавленными страхами). Однако есть Божественные архетипы чье использование, как для духовной практики, так и в быту не очень отличается и доступно не посвященным. В Индийской традиции это в первую очередь богиня Тара (так же популярная и на Тибете), которая помогает преодолеть хаос и смятение эмоций, не сбиться с пути. Другой популярный архетип - бог Ганеша (один из сыновей Шивы), также помогающий решить проблемы повседневной жизни. Но подобные примеры скорее исключение из правил, что еще раз подтверждает важность глубокого понимания используемого архетипа (Божества, янтры, мандалы, мантры). С точки зрения традиции, каждая форма является проявлением, проекцией некоего архетипа - бесконечно сложного объекта, лежащего за пределами нашей реальности. С этой точки зрения, чем ближе к архетипу данная форма или композиция, орнамент из более простых элементов, тем проявление архетип и тем сильнее его действие. Более того, решающее значение играет настройка созданной формы на данный архетип, т.е. ее освящение, инициация, "оживление". В древности это были длительные и очень сложные обряды. Итак, каждый архетип характеризуется бесконечной изменчивостью связанных с ним образов, и в то же время содержит нечто неуловимое, позволяющее во всем этом чувствовать единое начало, невыразимое словами и определениями. Таким образом, чтобы научиться работать с архетипами, надо, во-первых, получить внутренний опыт их переживания в измененных состояниях сознания, во-вторых, овладеть как можно более широким спектром символов, связанных с основными архетипами. Важно подчеркнуть, что один и тот же символ крайне многозначен и имеет множество смыслов. Поэтому ни в коем случае нельзя обучаться по такой упрощенной схеме: символ - значение. К сожалению, такой подход принят во многих примитивных руководствах по экстрасенсорике и психоанализу, часто применяющихся специалистами низкой квалификации при толковании снов и видений. Таким образом, только глубокое знание мифологии и религии может дать действительное понимание символов тонкоматериального мира, проникновение в их глубинную суть. Знание архетипической символики является необходимым условием безопасности путешествий в тонкоматериальных пространствах. Именно оно позволяет быстро сориентироваться при встрече с незнакомым объектом или сущностью, понять чего от него можно ждать и в каких обстоятельствах, опасен ли он (она), полезен ли. Если вы хорошо владеете архетипической символикой, вы быстро поймете, что лично для вас означает эта встреча, как быстро снять или минимизировать возможные негативные последствия, как найти в этой ситуации общий язык и извлечь максимум пользы. Сложность архетипической символики состоит в том, что первая, самая очевидная интерпретация обычно оказывается абсолютно неверной.
© Е.А.Файдыш. 2002. |
|||||||||||||||||||||||||||||
|