Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 11 РАЗДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Ранее процесс, посредством которого развивается человеческий мир реальности, был описан в нескольких вариантах. Здесь, ближе к корням этого процесса, индуизм признает несколько отдельных ранних стадий. Диаграмма важнейшего процесса, как он расценивается в развитой философии Санкхья Тантры (Sankhya Tantra), сводит их вместе. Нужно, вероятно, упомянуть, что буддизм не сделал никого вклада в этот аспект Тантры. Тонкие категории, которые были рассмотрены здесь, рассматриваются буддизмом как пустые и не имеющие смысла, а их отсутствие — та причина, по которой буддизм опускает две верхние чакры в системе тонкого тела. Многие индуистские тантрические образы представляют первое деление созидательного желания на мужское и женское, белое и красное. Это первое деление было описано выше с точки зрения янтры. Но, возможно, самый важный философский вопрос в связи с общей идеей двуполого изначального божества заключается в следующем. Точка, в которой первичное деление может быть постигнуто интуитивно, является логической и феноменологической неизбежностью, поскольку без этого разделения не может быть никакого опыта. Это жизненный вопрос, скрытый в цитатах из Брихадараньяка Упанишад (Brihadaranyaka Upanisad), данных выше. «Единый», который пожелал создать, наслаждаться, владеть и действовать, должен был «сначала» разделиться на субъект и объект. Эти два понятия коррелируют друг с другом; один не имеет смысла без другого. Субъект есть то, что чувствует объект, который определяется как то, что воспринимается субъектом. На самом высоком уровне садханы объект на самом деле может быть самой концентрированной и отдаленной идеей, такой, как представленная в Шри Янтре. Но отношения объекта и субъекта таковы. Без деления не может быть любви, деятельности или поля для деятельности, нельзя делать пуджу. В индийской философии со времени древнейших Упанишад субъект и объект называются «Я» и «Это», «aham» и «idam», приравнены к мужскому и женскому, Шиве и Шакти, танцорам — мужчине и женщине. Завершающее осознание состоит в том, что «Я» и «Это» нераздельны. Но это точка осознания, к которой никто не может приблизиться одним действием интеллекта или воли. Тот, кто на это претендует, — глупец. Тантра дает лестницу для подъема к этой точке. Тантрически модифицированная Санкхья предлагает философскую систему, которая подтверждает это. Рис. 152. Схема Санкхья Таттва (Sankhya Tattva), поясняющая процесс сотворения. Нижние уровни диаграммы Санкхья Таттвы (Sankhya Tattva) определяют все различные подфункции и категории, через которые оригинальный поток энергии-Бытия направляется по каналам и разделяется Богиней на воспринимаемые миры формы и времени. Это, на самом деле, полная феноменологическая «синтетическая априори» система, и она удивительно соответствует модели тонкого тела. Она объясняет значение многих диаграмм эволюции мира, показанных здесь, иллюстрируя, как категории, определяющие формы, разрываются и тасуются, как разноцветные игральные карты в единственной колоде возможного. Индийские игральные карты круглые. Это важный момент, о котором надо всегда помнить. В каждом восприятии каждого объективного «Это» каждым воспринимающим необходима женская дифференцирующая функция; но также и мужское семя единения, которое замещает Бытие со стороны субъекта, единое осознание себя со стороны воспринимающего. В каждой йони, каждой активном мире-как-женщина скрыт лингам, фаллос, без которого не было бы существа, поддерживающего ее модель. Первому мужскому проблеску Бытия — Пракаше (Prakasa) — Богиня предлагает себя в качестве «Чистого зеркала, в котором Он отражает Себя» (Вимарша / Vimarsa). Множество изображений в Индии представляют Божественную Пару как мужчиной, так и женщиной: Его с эректированным органом, Ее, держащей зеркало; или как одно двуполое существо, разделенное по центру: правая часть — мужская, также с эректированным половым органом, левая часть — женская. Философии, однако, не должно быть позволено вводить себя в заблуждение своими же конструкциями. Она может теоретически допускать оригинальный проблеск в рефлексии, в тот же момент, когда она приписывает этот проблеск какому-либо персонажу или форме, она впадает в заблуждение. Поскольку «какая бы сила чем бы ни овладевала, это Богиня… В отверстиях пор ее волос постоянно исчезают миллионы космических яиц. Она удовлетворяет желания садхак, принимая разные формы в игре». Но «Она, та, кто абсолютное Бытие, Блаженство и Сознание, может быть мысленно представлена как женщина, мужчина или чистый (нейтральный) Брахман; в реальности она не является ни кем из них». Как раз эти простые формы она принимает, чтобы сделать садхану возможной.
Рис. 153-4. Два из набора тринадцати листов из манускрипта, изображающие процессы проективной эволюции Вселенной. Западная Индия, ок. 1700. И, таким образом, если в своей пудже садхака делает все соответствующим образом, он может достигнуть состояния концентрации, которое делает возможным для его сфокусированных глаз и ума погрузиться в глубины образа; Девата затем войдет в образ. Но это означает при правильном понимании, что все можно рассматривать как образ. Энергии, заполняющие вселенную, которые являются разными Шакти, исходящими из первого семени сквозь космическую анатомию Богини, являются Ее частями и пребывают в горе, дереве, кусте, вьюнах, реке и море; кто-то может почитать Ее в любом из этих объектов, глядя на каждый как на вид янтры или инструмент. Конечно, поклоняться надо Ей, а не самим этим объектам. И таким образом, Она может почитаться в тех шакалах, соколах, кладбищах, трупах, женщинах, коровах, огне и так далее, которых так много в тантрическом искусстве. Всему, от Брахмана до травинки, включая камень, дерево, топор, лопату, фрукт и рис, можно поклоняться. Она, таким образом, отсутствует нигде. По этой причине многие природные объекты могут быть интерпретированы как проявление Богини, особенно те, которые играют особую роль в трансформации мира и в которых присутствует сексуальная аналогия, например, как в камнях, превращенных в рисовые ступки, как здесь показано. Рис. 155. Камни для шелушения риса, которым поклоняются как символам мужского и женского. Бенгалия, наше время. В реальности нет этих двух — Шакти и обладателя Шакти. Нет никаких доказательств, как нет и никакой необходимости существования этих двух вещей. Мужчина, женщина и средний род — все Шакти. Тело, чувства, ум и я — все есть проявление Шакти. Осознание себя есть солнечная сфера, конденсированная и массивная форма Шакти; в то время как тело, чувства, ум и другие вещи, как солнечные лучи, распространенные в пространстве, являются лишь изменчивыми частями великой огромной Шакти. Хотя солнце является реальной энергией в материи, все же для общего понимания используются такие выражения, как «солнце содержит энергию» и «солнечная энергия». Подобным же образом, хотя «я» есть Шакти в материальном, чтобы люди могли лучше понять, Шастра (Sastra) использовал такие выражения, как «я содержит в себе Шакти и «Шакти Я». Это единственное различие между Шакти и обладателем Шакти. В духовном смысле ничто не существует как обладатель Шакти кроме Шакти. Даже форма Пуруши, которую вы и я, в соответствии с нашим языком и пониманием, знаем как обладателя Шакти, есть лишь еще одна или измененная форма Пракрити. Другие свидетельства не нужны. Сам Верховный Бог, единственный и самый лучший Пуруша в мире, кто контролирует или пребывает во всех Пурушах, сказал в Нирвана Тантре (Nirvana Tantra): Как деревья растут на земле и снова исчезают в ней; как пузырьки появляются в воде и снова исчезают в воде; как свет пробивается сквозь облака и снова исчезает в них; так и в момент создания Брахма, Вишну, Махешвара (Mahesvara) и другие боги рождаются от тела не имеющей начала и вечной Калика (Kalika), а в момент распада они снова исчезают в Ней. О, Деви, поэтому пока живущий человек не знает высшую правду относительно Нее, которая играет с Махакалой (Mahakala), его желание освободиться может быть только поднято на смех. Только из части Калика, изначальной Шакти, появляется Брахма, только из части появляется Вишну и только из части появляется Шива. О, ясноглазая Деви, как реки озера не могут преодолеть безбрежное море [то есть, как бы ни были сильны их течения, все они теряют свое индивидуальное существование, впадая в огромное лоно моря], так Брахма и другие Дева теряют свое отдельное существование, входя в непересекаемое и бесконечное бытие Великой Кали. В сравнении с огромным морем бытия Кали, существование Брахмы и других богов ничто, лишь немного воды в отпечатке копыта коровы. Как по отпечатку копыта коровы невозможно составить представление о бездонной глубине моря, так и для Брахмы и других богов иметь знание о природе Кали. Рис. 156. Божество — наполовину мужчина, наполовину женщина. Раджшахи, Бенгалия, 12 в. Брахма, Вишну и Махешвара, как далее написано в тексте, являются возглавляющими Дева в трех периодах создания, сохранения и распада; но никто из них не постигает своим интеллектом природы той Кали, с игривым взглядом которой даже Махакала, для которого три периода времени лишь три мигания Его трех глаз, появляется в один момент и исчезает в другой. Ни Брахма, ни Вишну, ни Махешвара не знают Ее полностью. Рис. 157. Бог Шива восседает с супругой. Стиль Басоли, 17 в. Это ведет к важному замечанию, что «проецирование» «мира» вокруг индивида не является предметом его собственной воли. Он может создаваться посредством его личных желаний; но сами по себе и его собственное представление, что он есть индивид с желаниями, выступающими как действие его воли, являются сами плодом Великого Целого. Поэтому мир должен содержать многие вещи, которые для индивида являются невыносимыми, враждебными и ужасными.
© Филипп Роусон. 1978. |
||||||||
|