Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
||
ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНДЕЙЦАМ ХОПИ
В феврале 2000 года меня пригласили почитать лекции в "Маниту Институте" (Manitou Institute), который расположен высоко в горах Колорадо в небольшом поселке Кренстоун. Это не совсем простой поселок, так как в нем находятся горные резиденции богатейших людей Америки. По-видимому, желая хоть как-то гармонизировать место своего обитания и "подчистить" собственную карму, они спонсируют множество храмов, холистических центров, ашрамов, монастырей и т.д., буквально заполняющих все вокруг. Я даже не попытался их сосчитать, но, по-моему, собственно жилых домов там намного меньше. Тут-то и понимаешь, какое это тяжкое бремя богатство. Одно радует, в отличие от наших "новых русских", американские нувориши хоть понимают, что кроме денег надо заботиться и о душе. (...) Показав мне эти удивительные места, мои американские друзья предложили
съездить в соседний штат Аризону и побывать в резервациях индейцев, непосредственно
познакомиться с их культурой. Ну а когда я узнал, что мы можем заехать
к индейцам Хопи, о которых
я читал еще раньше у Карла Юнга, я буквально загорелся этой идеей. Первый же день путешествия сразу показал, что в священные места просто так не пускают. Переезжая через перевал "Волчий лог" мы попали в очень сильный снегопад. Только читая мантры, мы смогли пробиться в Аризону. Но буквально через 20-30 минут после того, как проехали перевал, мы попали в совсем другую погоду. На небе ни облачка, ярко светит солнце, тепло и ничто не напоминает о снеге и снежных заносах. Перевал "Волчий лог" Утром следующего дня мы уже были в резервации Навахо. Нас встретил старый друг Луиса профессор Питер Голд. Он живет на территории резервации в традиционном индейском доме, называемом Хоган. Больше всего Хоган напоминает деревянную юрту. Он является миниатюрной моделью вселенной, очаг в центре соответствует Мировому дереву. Резервация Навахо Питер исследует связь между культурой индейцев и Тибетской цивилизацией. Он нашел очень много параллелей между ними. Об этом его последняя книга. Одна из наиболее ярких взаимосвязей это песчаные мандалы. Так же как Индусы и Тибетцы, индейцы делают их из цветного песка. И даже многие элементы орнамента похожи. Так у Навахо часто присутсвует архетип змеи, в Индии это образ Кундалини, в Тибете змееподобного духа Нага. Так же очень распространены изображения спиралей и свастик. Изображение спиралей и свастик Питер вызвался быть нашим гидом и показать наиболее интересные сакральные места. Прямо рядом с его домом находится удивительно красивый каньон, каньон де Челли (Canyon de Chelly). В нем находится естественный храм Хопи - огромная скала, посвященная Женщине-пауку и развалины их древнего города. Дорога шла прямо по краю каньона, мы ехали рядом с отвесной пропастью глубиной около 600 метров. В месте, где находится скала, каньон расширяется и прямо в центре стоит огромная сдвоенная скала - естественный монумент Женщине-пауку. Я подумал, что в Индии такая скала тоже почиталась бы как святыня, но её бы воспринимали как лингам Шивы. Питер прочитал молитву на языке Навахо и мы почувствовали как усилились удивительные вибрации этого места. Слева, в отдалении от Женщины-паука ещё одна высокая скала, похожая на воина в шлеме или космонавта - это дух, охраняющий священное место. Сдвоенная скала - естественный монумент Женщине-пауку По дороге обратно мы увидели холмик из камней. Питер сказал, что это место подношений местным духам, охраняющим путников. Он оторвал веточку можжевельника и с короткой молитвой на языке Навахо положил её на холмик и прижал камнем. Мы сделали то же самое. Как только мы тронулись навстречу, из-за пригорка на огромной скорости выскочили две машины. Причем одна шла по нашей полосе. На узкой дороге места больше не было, с одного края была скала, с другого обрыв. Мы и встречные машины из всех сил ударили по тормозам. Автомобиль бывший на нашей полосе успел свернуть, проскочив буквально в сантиметре от нашего капота. Что было бы, не сделай мы подношение духам? Затем мы подъехали к той части каньона, где расположены развалины древнего города Хопи. Эти постройки до сих пор считаются непревзойденным примером экологической архитектуры. Они так идеально вписаны в естественный рельеф каньона, что летом в этих многоэтажных домах прохладно, а зимой тепло без всякого отопления. К сожалению сейчас Хопи изгнаны из этих мест и живут в маленькой резервации в самом неприветливом районе Аризоны, где страшная жара и нет хорошей питьевой воды. Туда мы и направились, попрощавшись с Питером. Развалины древнего города Хопи По дороге Луис рассказал мне много интересного про Хопи и про их духовного лидера Мартина. Эти древнейшие коренные жители Америки находятся под постоянным и очень жестким прессингом колониальной администрации. Причина очень проста. Они сопротивляются агрессивной глобализации, навязываемой правительством США, хотят сохранить собственную культуру, язык и обычаи. Ну а главное они искренне верят, что их обряды помогают сохранить нашу планету, не дать ей погибнуть и ради этого они готовы на все. Как это, к сожалению, часто бывает, община Хопи расколота надвое. Часть общины приняла правила игры, навязываемой администрацией резервации. Они полностью американизировались и сохранили только видимость собственной культуры на уровне фольклорных ансамблей и изготовления сувениров для туристов. Они живут в неплохих домах, получают относительно большие пособия от правительства США. Но в обмен на это отказались от собственной культуры и истории и беспрекословно выполняют все команда полиции и спецслужб. Луис их называет CIA хопи, что можно перевести как ЦРУшные хопи. Хопи, сохранившие свою традицию, находятся в гораздо худших условиях. Они живут натуральным хозяйством, испытывая большие материальные трудности. Только пожертвования от американцев, относящихся с уважением к коренным жителям Америки, позволяют им хоть как-то сводить концы с концами. К тому же они находятся под постоянным прессингом полиции и спецслужб, а так же их верных холуёв ЦРУшных хопи. При этом Хопи не являются какими-то сепаратистами-партизанами, вроде чеченских боевиков. Это очень мирные люди, начисто лишенные агрессии. Они хотят лишь, чтобы их оставили в покое и не навязывали насильственной американизации, позволили сохранить религиозную и культурную автономию. Именно поэтому они отказываются принимать американское гражданство, дистанцируясь от массовой культуры США. Это сильнейшее давление они ощущают все годы после присоединения Аризоны
к США в 19 веке. Раньше это была территория Мексики. Лишь один пример.
Отец Мартина, был брошен на 20 лет в одну из самых страшных тюрем Америки
Алькатрас лишь за то, что отказывался отдавать своих детей в масонскую
школу, где осуществлялась насильственная христианизация. Когда мы въехали в селение Мартина, там было безлюдно, все готовились к празднику. Домик Мартина мы нашли довольно быстро, он был недалеко от центра и состоял всего из одной комнаты. На стенах висели различные сакральные изображения. В глаза сразу бросилась мандала в форме паутины - архетип Женщины-паука. Рядом висел Тибетский знак Калачакры, подаренный Мартину одним из Лам, побывавших у него. Вдоль притолоки были развешаны разноцветные початки кукурузы. Это священное растение Хопи, один из символов Матери земли. Было так же много небольших фигурок, изображавших различных духов Хопи Качинас (Kachinas). В доме Мартина - духовного лидера Хопи Несмотря на свое очень высокое положение в общине, Мартин жил очень скромно,
если не сказать бедно. Держался он очень доброжелательно и на равных,
в нем абсолютно не чувствовалось снобизма, не было ничего напоминавшего
"гуру". Это вызывало уважение, и напомнило мои встречи с Далай-ламой.
Когда мы вошли в дом Мартина, на пороге столкнулись с очень хорошо одетым
человеком средних лет. "Это кандидат в президенты США от национальных
меньшинств", - сказал Луис. Кива представляет собой одноэтажное помещение круглой формы, без окон и с плоской крышей. В центре крыши имеется люк, а под ним очаг. Этот очаг в центре зала символизирует мировое дерево. Сама Кива представляет модель муравейника, в котором Хопи пережидали катастрофы и переходили из старого в новый мир. Люк в потолке и есть та крышка муравейника, которая открывалась после сотворения очередного мира. Во время обряда Хопи сидят вдоль стен Кивы вокруг очага. Тут же проводятся танцевальные обряды. Одна из целей обрядов в Киве приглашение духов-хранителей Ноосферы (Качинос) в тела участников церемонии. Эта процедура может длиться несколько суток. Когда танцоры входят в трансовое состояние, они поднимаются по лестнице поставленной в очаг и выходят через потолочный люк. Затем начинается танец. Естественно для хопи это танец духов, вселившихся в тела танцоров и через танцевальные движения очищающих и восстанавливающих гармонию Ноосферы. Его участники одеты очень необычные костюмы и маски, соответствующие каждому из приглашаемых духов. Внешне эти красивые облачения напоминают инопланетян или пришельцев из других измерений. Какое-то представление о них могут дать традиционные куклы Хопи, изображающие различных Качинос. Но реальные костюмы намного красивее. У Хопи насчитывается много сотен Качинос и все имеют совершенно разный облик. Представляете, какое разнообразие цветов и форм царит на их празднике. Качинос К сожалению, танец нельзя фотографировать. Считается, что это может обидеть духов и даже отпугнуть их. Луис рассказал, что многократные попытки нарушить этот запрет и снять танец тайком всегда оканчивались неудачей - пленка оказывалась засвеченной. Те снимки танца Хопи, которые можно иногда увидеть, это не настоящие ритуалы, а выступления фольклорных ансамблей. Когда мы пришли на центральную площадь, танцоры уже начали выходить из люка на крыше Кивы и цепочкой потянулись к месту церемонии (Кива находилась метрах в пятидесяти от площади). Их яркие многоцветные одежды и маски потрясали воображение. В воздухе раздавалось громкое гудение, немного напоминающее горловое пение Тибетцев. Втянувшись на площадь, Качинос начали сложный танец. Его фигуры образовывали спирали, фрактальные вихри, какие-то сложные фигуры напоминающие и мандалы и лабиринты. Всё это сопровождалось неземными вибрациями и звуками, насыщавшими все пространство, проникавшими в каждого из зрителей. Когда танец окончился, Качинос начали раздавать зрителям сладости, заряженные сакральной энергией во время обряда. Затем они цепочкой втянулись в крышу Кивы. Мы с Луисом и другие зрители еще долго находились между небом и землёй. Перед отъездом мы снова зашли к Мартину, поблагодарили за удивительный праздник и договорились встретиться снова и записать его рассказ о пророчествах Хопи. Причем Мартин разрешил записать наш разговор на видеокамеру. Луис сказал, что раньше он никогда не позволял использовать видеоаппаратуру. Наша следующая встреча с Мартином происходила в доме его сестры. Это уже был большой современный дом с множеством комнат. Однако дизайн стен был традиционным, с початками кукурузы по периметру потолка и множеством куколок-Качинос. Вначале Мартин передал приветствие людям России и прочитал молитву на языке Хопи. Затем он начал свой рассказ...
|
||
|
|