Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
КОСМОЛОГИЯ Согласно мифологии Хопи, изначально существовал только творец Тайова, он находился в бесконечном пространстве без времени, формы и жизни. Первым он сотворил своего помощника (племянника) Сотукнанга и поручил ему реализацию своего всеобщего плана (Тувагачи). Первым делом Сотукнанг создал из земли, воды и воздуха 9 миров-вселенных. Первые две были предназначены для них с Творцом, а остальные 7 для будущей жизни. На следующем этапе произошло создание жизни и человека в первом мире, называемом Токпела (Бесконечное пространство). Для этого Сотукнанг сотворил первую Богиню Кокъянгвиити, Женщину-паука. В данном контексте образ паука ассоциируется с созданием паутины как мандалы всеобщей гармонии. В свою очередь, она создала двух вспомогательных божеств хранителей биосферы. Первый из них, Погангхойя, должен был следить за экологическим равновесием. Второй, Палонгавхойя (эхо), контролировал плотные и тонкие вибрации биосферы, или, говоря современным языком, следил за информационным равновесием. Вместе они поддерживали вращение земной оси. После того, как Погангхойя и Палонгавхойя закончили подготовку Земли к жизни, Женщина-паук создала растения, птиц и животных и всех остальных существ, населяющих биосферу. Наступила очередь человека. Сначала по образу и подобию Сотукнанга она сотворила четырех мужчин четырех цветов кожи (желтого, красного, белого и черного), затем их супруг. Пройдя через три фазы Созидания, они увидели своего Творца в облике Солнца, вдохнувшего в них жизнь. Однако эти первые люди еще не умели говорить. Чтобы дать им речь, мудрость и силу, она позвала Сотукнанга. Для людей с разным цветом кожи он дал разные языки и силу размножаться. Однако первые люди прекрасно понимали друг друга, общаясь телепатически. Языки им были даны для исполнения замысла Творца, так как при произнесении молитв и пении песен их энергетические центры генерировали вибрации, трансформировавшие ноосферу Земли в нужном направлении. По-видимому, разные языки были нужны для воздействия на разные спектры тонких вибраций. Согласно легендам Хопи, первые люди мало напоминали современного человека и были больше похожи на разумных насекомых. Они жили очень счастливо в мире с животными, питаясь плодами матери Земли, пока не стали нарушать заповеди Сотукнанга и Женщины-паука о служении Творцу. Стало появляться все больше людей, использующих вибрационные центры тела для своих эгоистических целей. Этому способствовали и два искусителя. Первый из них, Лаваихойа, появлявшийся в виде птицы-пересмешника Мочни, сеял национализм и антропоцентризм. Он убеждал людей в том, что они выше животных, а также в различиях между расами с разным цветом кожи и языком. Другой, Катойа, имел облик змеи с большой головой. Он сеял подозрительность, жестокость и нетерпимость. В результате мир и покой исчезли на Земле. Осталось лишь очень немного людей, сохранивших веру в Творца и преданность его замыслу. Видя это, Тайова и Сотукнанг решили уничтожить этот мир, лишь те, кто сохранил чистоту, могли спастись. К ним явился Сотукнанг и предупредил о приближающемся конце света. Он сказал, что им следует идти в указанное место, ориентируясь ночью по звезде, а днем по облаку, которые можно увидеть вибрационным центром на макушке головы (копави). Таким образом, через много дней и ночей люди из разных стран и народов собрались в указанном месте это и были первые Хопи. Затем появился Сотукнанг, подвел их к горе, где жили люди-муравьи, и приказал открыть входное отверстие. Это и был своего рода космический корабль, где люди пережили уничтожение первой земли. Первый Мир, Токпела, был разрушен огнем очень быстро, однако пришлось ждать довольно долго, пока он остынет, чтобы сотворить новый мир. Когда Сотукнанг закончил свою работу, он пришел на крышку муравейника и постучал по ней. Тогда вождь людей-муравьев поднялся к отверстию и открыл его. Новый мир Токпа (Темная полночь) оказался не столь совершенным, как первый, но тоже был по-своему прекрасен. В нем люди-муравьи превратились в насекомых муравьев. Хопи же дали начало земным народам. Они по-прежнему не нуждались в языке как способе общения, а видели и говорили друг с другом на любых расстояниях с помощью центра на макушке головы. Животные во втором мире были дикими и держались в стороне от людей. В этом мире люди стали изготовлять предметы и запасать пищу, как это делали муравьи. Они научились строить дома и деревни, прокладывать дороги, появилась торговля. Тут то и охватила людей жажда накопительства. В этом мире было, в принципе, все, что нужно человеку, но они желали иметь все больше и больше. Люди перестали петь гимны Творцу, а стали восхвалять товары. Потребительская психология породила жадность и ссоры, в конце концов, между деревнями разгорелись войны. Поэтому было решено уничтожить и этот мир, а Хопи (избранные люди) снова переждали конец Земли у людей-муравьев. По приказу Сотукнанга ось Второго мира была предоставлена самой себе, он стал вращаться с огромной скоростью, раскачиваться и, дважды перевернувшись, сошел с орбиты вокруг Солнца. В результате, горы и моря перемешались, затем все превратилось в кусок льда. Когда все старое разрушилось, Сотукнанг возвратил Землю на прежнюю орбиту и начал создание третьего мира Кускурза. После того, как все было готово, он открыл крышку муравейника и выпустил из него людей. Интересно, что в современной традиции Хопи образ такого космического муравейника воплощен в их храме Кива. Выходя из него, участники церемонии поднимаются по лестнице в центре храма через отверстие в потолке. Это символизирует переход в новый мир. В третьем мире размножение и развитие людей пошло столь быстрыми темпами, что стали появляться города и страны, возникла цивилизация. И тут опять многие люди стали забывать о своем предназначении, попали под влияние животных страстей. В этом третьем мире возобладала похоть, много людей начали использовать свою репродуктивную силу извращенным способом. Чем в большее число сексуальных связей вступали женщины и мужчины, тем выше был их сексуальный статус. Соответственно, исказилось и использование творческого потенциала, тесно связанного с сексуальной энергией, применение его для низменных целей. Началось создание магических механизмов, предназначенных для войны. Тут особо пагубную роль сыграл Клан Лука. Так, были созданы первые летающие аппараты патуввота, имеющие форму щитов и питаемые жизненной энергией людей (не трудно заметить, что все это очень напоминает НЛО). Вскоре очень многие люди научились строить патуввота, начались разрушительные войны. Увидев это, Сотукнанг решил снова разрушить третий мир, но уже с помощью потопа. Он пришел к Женщине-пауку и научил ее, как спасти праведных людей, пока их не совратили или не убили. В этот раз из полых стеблей специального растения, вроде бамбука или тростника, были изготовлены герметичные контейнеры с небольшим запасом воды и пищи (хурусуки, теста из белой кукурузной муки). В них люди и переждали ужасный потоп, уничтоживший всю сушу. Интересно, что количество пищи и воды не уменьшалось, сколько бы люди не пили и не ели. Согласно легендам Хопи, остатки третьего мира до сих пор лежат под толщей океанов. Тут также видно очень много аналогий как с легендами об Атлантиде, так и Библейскими сказаниями. Когда воды успокоились, и был создан новый мир, люди вышли из своих контейнеров и оказались на небольшом клочке земли, вершине высочайшей горы предыдущего мира. На этот раз путь к следующему, четвертому миру оказался намного труднее. Люди были вынуждены сделать плоты и плыть от острова к острову, пока, наконец, не попали на земли нового мира Тувакачи (Законченный Мир). Дорогу они находили благодаря помощи Женщины-паука и магическому видению через высший центр на макушке головы. О духовно продвинутом человеке, у которого этот центр активен, Хопи говорят, что у него открыта Дверь на макушке головы. Соответственно, высший уровень шаманского дара, который при инициации могут получить только избранные, это открытие этого центра. Столь сложный путь был, по-видимому, связан с необходимостью закалить людей испытаниями, чтобы уменьшить шансы повторения ошибок прежних миров, где все давалось слишком легко и просто. Согласно легенде, каждый раз, когда люди думали, что достигли вожделенной земли, Женщина-паук говорила им: «Слишком легко и приятно жить здесь, и вы вскоре снова встанете на путь зла.» Этот мир Тувакачи и был тем миром, где мы живем сейчас. Он не так прекрасен, как предыдущие миры. Его особенность в существовании полярностей: холода и жары, красоты и убогости и т.д. Иными словами, у людей было из чего выбирать. Напутствуя людей, Сотукнанг сказал, что, живя здесь и делая свой выбор, люди покажут, смогут ли они выполнить замыслы Творения, или же придет время уничтожить и этот мир. Защитником и хранителем четвертого мира стал бессмертный дух Массау. Ему же принадлежит очень большая роль и в традиции Хопи. Он является их наставником и учителем, посредником между людьми и Богами. Попав в наш мир, Хопи, согласно наставлениям Массау, разделились и начали мигрировать в разных направлениях, заселяя новую землю. В наши дни Хопи так же продолжают сохранять контакт с Массау. Как сказал Мартин, именно по указаниям Массау он созвал пресс-конференцию перед началом агрессии в Ираке, пытаясь остановить третью мировую войну. Естественно, такой контакт доступен лишь посвященным очень высокого уровня, прошедшим высшие ступени инициации. Важно подчеркнуть, что для Хопи именно эти способности быть в контакте с высшими духами, служить планам Творения, предчувствовать будущее являются высшим шаманским даром. Что касается парапсихологических и целительских способностей, то им отводится достаточно второстепенная роль, они никогда не рассматриваются как основная цель процесса инициации. Хотя и у Хопи, Навахо и других племен есть шаманы, занимающиеся как бытовой магией и целительством (medicine men), так и черной магией. Последних у Хопи называют «люди с двумя сердцами». Тут, конечно, подразумевается энергетический сердечный центр. У Хопи, сохранивших верность традиции, один сердечный центр, через который они находятся в контакте с Творцом, а у тех, кто выбрал путь зла, появляется второй, связывающий их с демоническими духами. С этой точки зрения, традиции Хопи и Навахо очень похожи на древние религии Востока: Индуизм, Буддизм, Даосизм. В них так же магические способности рассматриваются как нечто второстепенное, зачастую мешающее прохождению высших ступеней инициации. Поэтому было бы большой ошибкой считать основным шаманским даром обретение необычных способностей, связанных с бытовой магией и целительством. Это справедливо лишь для крайне примитивных сообществ, еще не слишком далеко ушедших от животного состояния, или же являющихся деградировавшими остатками некогда великих культур.
© Евгений Файдыш. 2003. |
||||||
|