Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 12 КАРМА-ЙОГА
Мы начнем рассмотрение этого термина с возвращения к проблеме "жертвы знанием" в главе 4; оба данных понятия, как будет вскоре показано, в учении Гиты теснейшим образом связаны. Трудный стих 4.24 теперь, после разбора джняна-яджни в главах 9-11, существенно проясняется. Сопоставим два стиха -4.24: В жертвенном акте - Брахмане и 9.16 (именно-с этого стиха начинается "жертва знанием", длящаяся до конца гл. 11): Жертва - Я, Я-ее совершенье, Эти стихи вполне одинаковы и по содержанию (несколько иной набор ритуальных терминов во втором случае существенной роли не играет), и по форме, если не считать того факта, что одна и та же божественная сущность обозначается в первом стихе понятием "Брахман", а во втором - понятием "Я". Разницу между обоими контекстами можно усмотреть, пожалуй, лишь в количестве отождествлений: соответствующий ряд в 9-й главе гораздо длиннее, не говоря о том, что он продолжается еще дальше, в 10-й главе, и приводит, в конце концов, к видению вишварупы (гл. 11). Однако в начале этого длинного ряда, стремящегося вобрать в себя всю вселенную, все же находится серия ритуальных сущностей (см. 9.16), и это заставляет нас предположить, что рецитация стиха (или, точнее, мантры) 4.24 постепенно привела к развертыванию рядов 9.16-19 и 10.19-39. Именно так толкует этот стих (4.24) Абхинавагупта (50): "Брахман - средство (51) жертвоприношения, т. е. то, из чего все происходит и куда затем опять входит, есть Брахман; все существующее в виде этого мира есть жертва; в Брахмане, т. е. в тихом огне высшего постижения, Брахманом, т. е. любым [ритуальным] действием, она жертвуется, т. е. приносится [в огонь Брахмана] для увеличения его (человека) сияния; тот йогин, чья сосредоточенность (самадхи) состоит именно в таком действии, соедин тся с Брахманом, т. е. познает именно Его, не иное что-либо, поскольку иного не существует" (52). В конце своего комментария на 4.24 кашмирский философ говорит о существовании "тайной" традиции, связанной с этой и по следующими шлоками, намекая на то, что приведенное выше толкование построено в согласии с нею. Что это за традиция, мы, разумеется, не знаем и вряд ли когда-либо узнаем; можно думать (учитывая связь Абхинавагупты с тантристской традицией), что речь идет о развитии тех импликаций ритуального акта и его составных частей, которые были намечены уже в древнейших упанишадах (см., например, БрУп 6.4.12 и другие подобные тексты). Следующий раздел текста (4.25-32) содержит изложение основных типов карма-йоги, т. е. различных ритуальных действий, совершаемых с целью - эксплицитно указанной в 4.33-35 - достижения истинного (т. е. непосредственного, ритуального, непрерывного и т. д. - см. выше) знания. Здесь мы встречаем жертву богам, (опять) жертву Брахману (4.25), аскетическую тренировку, осмысляемую как приношение деятельности органов чувств "в огонь обуздания" и внешних предметов "в огонь чувств" (26); далее перечислены: деятельность чувств и жизненных дыханий, приносимая "в огонь обуздания атмана" (разновидность пранаямы) (27), жертвы вещественные, аскетические, йогические, ритуальное произнесение ведийских текстов и созерцание их смысла - и все это при соблюдении строгих обетов (воздержания) (28); йогическая техника пранаямы вместе с воздержанием в пище и т. д. (29-30); и в заключение еще раз говорится о многообразии видов жертв, "рожденных действием" (которое должно быть преобразовано знанием в карма-йогу) (31-32). Этот раздел текста обрамляется двумя стихами, говорящими о "жертве знанием": 4.24 и 4.33. С первым из них мы уже знакомы. Разберем второй: Превосходней вещественной жертвы По поводу этого стиха Рамануджа разъясняет, что "знание" и "вещество" суть два компонента любого жертвенного акта и из них "жертва знанием" превосходнее, чем "жертва веществом", которая, таким образом, оказывается лишь инструментом, поводом для упражнения в этом (ритуальном) знании. Необходимость вещественной жертвы сомнению не подвергается, однако вся она сводится к тому, чтобы обеспечить (посредством участия в такого рода тренировке) постепенный вход в состояние знания. Опираясь на стих 4.33 в данном истолковании, а также учитывая сказанное ранее по поводу "действия как подражания действию Бхагавана в мире", можно утверждать, что учение о действии (карма-йога) в Гите сводится к двум главным положениям:
В чем же состоит это знание, сопровождающее каждое действие? Как ни странно, 4-я глава поэмы, во многих отношениях столь эксплицитная, выражается на этот счет весьма сдержанно. Полным голосом восславив "жертву знанием" в 4.33, она вдруг останавливается и вместо описания дает советы: Это знанье (54) познай вопрошаньем,
Что это? Указание на невозможность воспринять истину иначе, чем от живого учителя? Такое представление было для Индии во все времена весьма характерно. Или намек на сокровенное знание? Тоже вполне возможно. Впрочем, "нет ничего, тайного, что не стало бы явным" - в следующей шлоке читаем: ... и тогда всех существ увидишь Здесь явно подразумеваются главы 9-11 (напомним, что термин "жертва знанием" - кроме заключительного наставления о свадхьяе, 18.70 - встречается в Гите только трижды: 4.28; 4.33; 9.15), которые содержат развернутое наставление о жертве знанием (и "текст", и образный "комментарий"). Впрочем, и здесь нельзя не заметить, что даже созерцание вишварупы со всей ее грандиозностью есть не цель, а только средство к достижению истинного знания. Само же это знание характеризуется полной безобъектностью; можно указать на его форму (непрерывность, невозмутимость, отсутствие всякой эмоциональности - вообще говоря, полный апофатизм), но не на его содержание. Нет ничего ни более близкого (частица его содержится в каждом осмысленном действии), ни более далекого (оно неуловимо, ибо то, что о нем можно сказать, всегда привязано к чему-нибудь иному), чем знание. Отсекая это "иное", мы получим чистое внимание, обратившееся на само себя; греки изображали его в виде змеи, кусающей свой хвост. Таким образом, учение Гиты о "йоге действия" приводит, в конце концов, к уничтожению действия, к растворению ("сожжению") его в ритуальном знании.
© В.С.Семенцов. 1999. |
||||||||
|