|
Глава 13
БХАКТИ-ЙОГА
В традиционном делении поэмы на три "шестерки" глав учение
о "йоге любви" (бхакти-йоге), или, как ее еще называют, "йоге
почитания" (упасана), занимает вторую из них, т. е. главы 7-12. Это
не означает, что характерные для бхакти-йоги термины и образы не встречаются
за пределами указанных глав; однако основной корпус учения сосредоточен
именно здесь, и традиционное представление об их содержании следует признать
вполне правильным. Вот краткий обзор "раздела о почитании" (упасана-канда):
7.1: практикуя йогу (согласно наставлениям предыдущей, 6-й главы),
следует направлять ум (манас) на Бхагавана;
7.2: Кришна намерен рассказать Арджуне о "знании вместе с различением";
это есть конечная цель знания;
7.3: познать истинную природу Бхагавана необычайно трудно;
7.4-7: двоякая природа проявлений Бхагавана: материя и (индивидуальное)
сознание; все исходит от Него, все Им пронизано;
7.8-11: первый зародыш учения о "жертве знанием": "Я
- вкус в воде, Я - свет в луне и в солнце..." и т. д.;
7.12-15: состоящее из гун покрывало майи делает Бхагавана недоступным
глазам людей, особенно низких и порочных;
7.16-19: четыре вида чтущих Бхагавана (бхактов); среди них особой похвалы
заслуживает "знающий" (джнянин);
7.20-23: люди, лишенные знания, почитают иных божеств; они не ведают
того, что в конце концов именно Бхагаван вознаграждает их (ибо многообразные
божества суть Его формы);
7.24-27: еще раз повторено, что познать Бхагавана необычайно трудно;
люди полны о Нем превратных мнений;
7.28-30: но праведники, почитающие Бхагавана (особенно в час своей
смерти), достигают Его;
8.1-2: Арджуна просит разъяснить учение, завершающее 7-ю главу, - 7.28-30;
8.3-13: определение некоторых терминов и затем (5-13) подробно о необходимости
помнить о Бхагаване в минуту смерти: кто о каком существе вспоминает,
к тому и идет;
8.14-16: необходимость постоянно помнить о Бхагаване; тот, кто так
делает, освобождается от сансары;
8.17-19: краткое описание мировых периодов, составляющих "день"
и "ночь" Брахмы;
8.20-22: о той "неразрушимой" (акшара) сущности, которая
по ту сторону "дня" и "ночи"; там пребывает Бхагаван,
и она достижима лишь его почитанием;
8.23-27: учение о двух посмертных путях ("пути богов" и
"пути предков");
8.28: необычайные преимущества того, "кто так знает" (артхавада);
9.1-3: повторение обещания рассказать о (тайном) "знании вместе
с различением"; те, кто этому учению не верит, осуждены на вечное
перерождение;
9.4-6: все существа пребывают в Бхагаване: он пронизывает их, словно
ветер - пространство;
9.7-10: возвращение к учению о материальной природе, исходящей от
Бхагавана (см. выше 7.4-7, 7.12- 15);
9.11-12: безумцы не почитают Бхагавана: они видят одну лишь Его материальную
оболочку;
9.13-14; однако люди с великой душой почитают Его, пребывая на Нем
сердцем, и постоянно Его славят;
9.15-11.55: джняна-яджня (см. выше);
12.2-8: почитающие акшару (ср. 8.20-22) также обретают Бхагавана,
но их путь более труден; следует почитать одного лишь Его;
12.9-12; различные способы почитания Бхагавана: постоянство знания,
тренировка с помощью действий, благочестивые дела, бескорыстие;
12.13-20: описание йогина, почитателя Бхагавана; идеал (т. е. образ),
к которому следует постоянно стремиться.
В этом кратком конспекте содержания упасана-канды бросается в глаза довольно
странный факт: большую часть этого "раздела о почитании" занимают
наставления о знании - о том специфическом (ритуальном) длящемся знании,
признаки которого были разобраны выше. В самом деле:
- центром тяжести всей упасана-канды бесспорно, являются главы 9-11
с их кульминацией в виде вишварупы, т. е. "жертва знанием"
(соответствующий материал рассмотрен ранее);
- также о знании, и ни о чем другом, идет речь в большей части остальных
контекстов в тексте номера этих стихов выделены курсивом;
- среди этих последних обращают на себя внимание стихи, служащие как
бы введением к "жертве знанием" глав 9-11: это раздел 7.8-11,
в котором Бхагаван впервые говорит о себе как о квинтэссенции всего
сущего, и 7.20-23, согласно которому почитание каких бы то ни было иных
божеств - это почитание Его частных проявлений;
- начальные стихи глав 7 и 9 (точнее, 7.2 и 9.1-3), являющиеся, как
часто в Гите, программой следующего наставления, говорят о "знании
и различении" (джняна-виджняна), совершенно явно понимая под "знанием"
именно "знание-жертву" (ср. такие контексты, как 7.20-24 -
в связи с 7.8-11 - и соответственно 9.15 и сл.);
- согласно заключительному стиху 8-й главы (8.28), учение о "пути
богов" и "пути предков" (8.23-27) представляет собой
артхаваду, т. е. определенный образ, о котором следует "так знать";
это также превращает данное учение в "жертву знанием", т.
е. в ритуальное знание (см. выше);
- в свете всех этих замечаний следует, видимо, рассматривать и призывы
помнить о Бхагаване (8.5-13); постоянно помнить о Нем (8.14-16); пребывать
на Нем сердцем (9.13-14); о постоянно удовлетворенном йогине (12.1):
данные характеристики существенны именно для ритуального знания-процесса;
- наконец, небезынтересно, что не только главы 9-11, но и глава 12 построена
по форме "текст - комментарий": этим - образным - комментарием
в данном случае служит описание "идеального бхакта (йогина)"
в 12.13-20.
Я не вижу иного пути сгруппировать все эти факты, чем представить себе
бхакти-йогу в виде еще одного - наряду с карма-йогой - пути достижения
неописуемого "состояния знания"; другими словами, бхакти также
является в Гите средством, а не целью (ср. слова Бхагавана о том, что
именно "знающий" ему "чрезвычайно дорог", 7.17). Это
непосредственно вытекает из 12.2-8, где почитание акшары (видимо, этим
термином обозначается бескачественный Брахман упанишад) не отвергается,
но отодвигается на второй план как "более трудное"; прославление
в следующих стихах бхакти воспринимается как утверждение особой эффективности
данного метода обработки сознания. Если принять излагаемую здесь точку
зрения, то и главный текст "жертвы знания" (как мы теперь понимаем,
включающей в себя также и технику бхакти-йоги), описание вишварупы, обретает
свою характерную форму - нарочито потрясающую, с нагромождением необычайностей
и ужасов - лишь ради повышения эффективности ментальной тренировки: сознание,
погруженное в материальный мир и, видимо, довольно неохотно с ним расстающееся,
трансформируется с помощью "шоковой" техники, действие которой
многократно усиливается за счет повторяемости и непрерывности применения
этих образов. То же самое (с соответствующими поправками) относится к
учению о неразрушимости атмана (2.11-30) и его образному комментарию (гл.
1).
В заключение следует сказать, что ученые, противопоставлявшие в Гите
"мистику знания" и "мистику сердца" (понимая под последней
бхакти-йоги), были, видимо, введены в заблуждение неоднозначностью термина
"знание"; в современных европейских языках это слово, как я
уже не раз говорил, употребляется в смысле, совершенно чуждом Гите и другим
сравнимым с нею по содержанию текстам (55).
Стоит только увидеть в этом архаичном (ритуальном) знании-процессе, знании-соучастии,
знании-состоянии решительное преодоление естественных для нас форм и привычек
мышления, как вся подобного рода проблематика сама собою отпадает. Точно
так же и вытекающее из нее противопоставление "холодного разума"
"горячему сердцу" никак не захватывает существа того знания,
органом которого являлся манас (т. е. духовное сердце); к тому же проявления
этого знания не раз уподоблялись огню во всех его цветах и образах, во
всей его жгучей силе - именно таков центральный образ Гиты, вишварупа.
© В.С.Семенцов. 1999.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий
Рязанов, OCR, дизайн. 2008.
|
|