ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

Шаманские атрибуты

НГАНАСАНЫ. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И ВЕРОВАНИЯ
А.А.Попов

Литература

 

Послесловие

 

Почти за полвека со времени работ на Таймыре А.А.Попова в социально-экономическом положении, культуре и быте нганасан произошли колоссальные изменения. В 1930-e годы коренное население полуострова было почти поголовно неграмотно, врачебная помощь еще только налаживалась, многие обездоленные семьи страдали от периодических весенних голодовок, о которых глубокие старики помнят и сейчас. В 1948 г. А.А.Попов отмечал, что работа "Нганасаны" "изображает, соответственно поставленным перед автором задачам, старый жизненный уклад народности, хотя уже ко времени его пребывания общественный уклад нганасанов в значительной мере изменился в связи с началом советского строительства" [1948, 5].

В настоящее время выросли большие многонациональные поселки, нганасаны стали рабочими государственных предприятий, совхозов и промысловых хозяйств, владеют современной техникой, проводится в жизнь всеобщее среднее образование, многие окончили техникумы и вузы. В быт вошли фабричная одежда и обувь, в традиционный рацион - овощи и фрукты, молочные концентраты, свежее коровье молоко. Было бы странным услышать сейчас, что кто-то из женщин собрался рожать в чуме или балке (кочевом жилище). В каждом поселке есть больница. Часты межнациональные браки.

Под влиянием научного мировоззрения изменились взгляды на устройство мира, место человека в нем. Исчезают из быта и культовые предметы, отношение к ним меняется. Из объекта почитания они постепенно становятся семейными национальными реликвиями. Уходит в область воспоминаний и некогда могущественное шаманство. Но одновременно с повышением образования растет и интерес к истории своей народности, ее самобытной оригинальной культуре, фольклору, обрядовым традициям.

Фактически поколение людей, работавшее с Андреем Александровичем, уже ушло. Постепенно уходят и их дети, сейчас уже тоже пожилые люди. Во время этнографической работы на Таймыре мне не раз приходилось встречаться с нганасанами, которые еще помнили "Ондерея из Ленинграда", кочевавшего вместе с их семьями. Дочь Уранника Окко, немолодая, энергичная женщина Денкаде Мойбо, в 1974 г. на оз.Лабаз рассказывала о том, как Ондерей все время что-то рисовал и записывал, не расставался с листками бумаги. Улыбаясь, вспоминала, что ходил он в то время в женской шапке, ее опушка из длинного черного собачьего меха надежно защищала лицо от обжигающих морозом тундровых ветров. И добавляла: "Хороший был мужик". Сын Денкаде, Мериме Мойбо, - известный всему Таймыру передовой оленевод. Мария Окко - одна из первых нганасан получила высшее образование, работает учителем.

Долганин Н.А.Попов вспоминает впечатления своего отца о встрече с А.А.Поповым, вернувшимся после летней кочевки с нганасанами: "Отец от души удивлялся, что Андрей Александрович, русский человек, стал истинным нганасаном: одежда нганасанская, курительная трубка, как у нганасан, осанка, все движения, как у них. "Теперь я знаю, как русский может стать нганасаном", - говорил тогда отец" (из письма Н.А.Попова, 1933 г.).

Хорошо помнят А.А.Попова и потомки знаменитого в то время шамана Дюхаде (Дюхадие) Костеркина. Трое из его детей, два сына - Демниме и Тубяку и старшая дочь Нобубте (Набапте), еще продолжали заниматься шаманством, используя, в частности, подвески костюмов отца. Двое сейчас уже ушли из жизни, а третий, Тубяку, давно не шаманит. Сыновья Дюхаде, прекрасные знатоки традиционных обычаев и шаманской практики, не раз помогали этнографам в работе по воссозданию истории нганасанской культуры.

В настоящей монографии А.А.Попова новое, молодое поколение нганасан встретится со своими прадедами.

Г.Грачева

Шаманские атрибуты

НГАНАСАНЫ. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И ВЕРОВАНИЯ

Литература

 

© А.А.Попов. 1984.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2008.