Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
ШАМАНСКИЕ АТРИБУТЫ
Рис. 1. Шапка, надевавшаяся при камлании духам нижнего мира Рис. 2. Ожерелье, надевавшееся при камлании духам нижнего мира Рис. 3. Нагрудник для камлания нижним духам Рис. 4. Костюм (куртка) для камлания нижним духам. Вид спереди Рис. 5. Костюм (куртка) для камлания нижним духам. Вид сзади Рис. 6. Обувь костюма для камлания нижним духам Рис. 7. Шапка, надевавшаяся при камланиях верхним духам Рис. 8. Шапка, надевавшаяся при камланиях верхним духам Рис. 9. Подвеска "оставленное стойбище" с нагрудника для камлания верхним духам Рис. 10. Нагрудник, употреблявшийся при камлании верхним духам Рис. 11. Костюм (куртка), надевавшийся при камлании верхним духам. Вид спереди Рис. 12. Костюм (куртка), надевавшийся при камлании верхним духам Рис. 13. Обувь, употреблявшаяся при камланиях верхним духам (правая) Рис. 14. Шапка костюма, надевавшегося при камланиях над роженицей: а - вид сбоку, б - вид сзади Рис. 16. Костюм (куртка), надевавшийся при камланиях над роженицей. Вид спереди Рис. 17. Костюм (куртка) для камланий над роженицей. Вид сзади Рис. 18. Подвеска шаманского костюма - железный круг, изображающий луну Рис. 19. Обувь костюма, надевавшегося при камланиях над роженицей Рис. 21. Бубен, употреблявшийся при камлании духам нижнего мира Рис. 22. Колотушка бубна, употреблявшегося при камланиях духам нижнего мира Рис. 23. Бубен, употреблявшийся при камланиях духам верхнего мира Рис. 25. Бубен для камланий над роженицей
Атрибуты нганасанских шаманов очень разнообразны. У знаменитых шаманов бывает до трех костюмов для определенных случаев. Мне удалось еще в 1930 г. описать три костюма авамского шамана Дюхадие. В настоящее время Дюхадие уже нет в живых, и в 1936 г. судьбу его шаманских атрибутов выяснить не удалось. Один костюм Дюхадие надевал при камлании духам и божествам нижнего мира, второй - верхнего мира и третий - при камлании над роженицей. Все эти костюмы сшиты из шкур диких оленей, мездрою вверх, шерстью вовнутрь; шерсть пострижена, а мездра окрашена в желтый цвет суриком.
Костюм нижнего мира Нойбизэ - наголовник, шапка (рис.1). Сделан из ровдуги дикого оленя. Состоит из полосы, сшитой в виде обруча, с нашитыми сверху, крестообразно, двумя полосками кожи, изображающими швы черепа. Полосы шапки окрашены суриком в желтый цвет. Полоса в виде обруча и другая, идущая вдоль головы, орнаментированы чередующимися треугольниками черного цвета. Все полосы по краям также окаймлены черной линией. И треугольники, и черные полосы расшиты по краям в виде тонкой линии подшейным волосом дикого оленя. Диаметр шапки 21 см. На самой верхушке шапки, на месте скрещения двух ровдужных полосок, пришито ремешками железное изображение укудяры - чернозобой [белоносой] гагары, направленное вперед. Изображение выковано из целой полоски железа, шея птицы перекручена, спинка орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двумя прямыми; на крыльях - по паре сдвоенных линий, изогнутых под тупым углом. На задних краях крыльев полосы из прямых черточек, изображающие перья. На краях изображения сделаны зарубки, за исключением хвоста, украшенного зигзагообразными линиями. Рис. 1. Шапка, надевавшаяся при камлании духам нижнего мира Когда шаману приходится камлать над большими болезнями и нырять вниз, дух болезней затыкает отверстие, через которое нужно опускаться ему, тогда гагара своим клювом выдалбливает отверстие, чтобы освободить загороженный путь. Спереди на обруче шапки проходящими через отверстия ремешками пришита дянта - медная пластинка; козырек, полукруглой формы, согнут. В верхней его части семь выступов, изображающих лица с выбитыми выпуклыми точками - глазами и носом, но без рта. Это изображения духов, помогающих в случае припадочных болезней. Когда шаман спускается вниз, достигает жилища мертвых и разговаривает с духами умерших, козырек, прикрывающий часть лица, скрывает его, чтобы духи не могли узнать, с кем разговаривают. На козырьке спереди хородятэ ['находящийся над лицом'] - железный рог наподобие оленьего. Шаман, ныряя вниз, разламывает этим рогом ледяную кору, мешающую продолжать путь. На лицо ниспадают кисти из красного и черного сукна с нашитыми бусами. Называются они тутайся - "защита лица" и защищают лицо шамана от бросаемых духами камней. Духи болезней бывают черные и красные. Черные кисти защищают от ударов черных духов, красные - от ударов красных. С обеих сторон шапки, над ушами, пришито по медному кольцу. К кольцам подвязаны на медной цепочке бусы и по три длинных суконных ленточки, носящих общее название ку'быны' - серьги (ими подвязывают голову страдающие головными болями), бадямуо - четыре медные полукруглые пластинки, ниспадающие на грудь, с семью выступами с изображениями лиц без рта. Этими пластинками шаман, переплывая реку в нижнем мире, расчищает шугу и освобождает себе путь. К концам ремешков, на которые нанизаны пластинки, привязаны два медных колокольчика, служащие путеводителями, когда шаману приходится проходить через темные места. Бяй [так называется длинная шерсть оленя, свисающая под его шеей] - ожерелье (рис.2), надевается на шею и пристегивается медной пуговицей. Это полукруглая медная пластинка бакэзэ ['шея'] с семью выступами с изображениями лиц без рта тэзэ" нуо" ['нечто прикрепляющее к себе'] - духов, смотрящих вперед. Посредине пластинки выбиты в ряд точки, изображающие груди этих духов. В нижнем крае пластинки есть отверстие, через которое продушены девять ремешков с нанизанными бусами синего, зеленого, черного и других цветов. К концам шести из них привязаны хульчаптизэ" ['свисающие'] - медные пластинки, лезвия, различной формы и величины. Ими шаман на своем пути выскребает наледи. Лезвия привешиваются не все сразу, а по одному ежегодно. Рис. 2. Ожерелье, надевавшееся при камлании духам нижнего мира Ними ['женская грудь'] - нагрудник (рис.3). Представляет собою кожаный четырехугольник трапециевидной формы с ровдужными кистями по нижнему краю. Надевают его на голое тело и привязывают ременными вязками. С наружной стороны он орнаментирован по краям и посередине черными полосками, расшитыми подшейным волосом оленя, изображающими в стилизованном виде грудную клетку. Нагрудник окрашен суриком в желтый цвет и служит для предохранения передней части тела шамана при скольжении вниз. Рис. 3. Нагрудник для камлания нижним духам У верхнего края нагрудника пришита узкая и длинная полоса из желтой меди таазaй - ключица. Под нею пришита другая, сяйбэ баса хорэ - 'семь медных лиц' [Иванов, 1970, рис.96, 3], тоже из желтой меди, с семью выступами с изображениями лиц без рта - духов, смотрящих вперед и подстерегающих враждебных шаману духов. Пластинка орнаментирована ногтевидными линиями, служащими тормозом при спусках шамана с гор нижнего мира. Под этой пластинкой пришито кольцо из желтой меди сондўся ['пришитый'] - единственный глаз, предостерегающий шамана от враждебных духов. Под кольцом пришита продолговатая, кончающаяся углом и согнутая посередине пластинка фамада [(?) возможно, кэмўзэ 'ловящий'] - округлость живота в виде лица с глазами из двух больших черных бус и с точечным орнаментом по краям, изображающим "швы тела". Значение пластинки очень велико: если шаман проглотит червя, подброшенного ему другим враждебным шаманом с целью причинения смерти, она помогает отрыгнуть червя обратно. Рядом с фамада, с правой стороны, пришито железное изображение нюоны, - гагары [Иванов, 1970, рис.96, 2]… Когда нырнувшему вниз шаману приходится подниматься вверх, он повертывает это изображение в обратную сторону. Над пуповиной пришит круг из желтой меди от звонка настольного будильника кйнтэ' - пупок, прикрывающий пупок шамана от ударов враждебных духов. С правой стороны от кинте - кольцо из желтой меди, к которому на длинном ремне подвешена круглая пластинка, орнаментированная по краям точками, неймысыты - игольник духа. Каждый дух болезни имеет предназначенный ему игольник и смягчается, если шаман покажет его. Под кинте до самого нижнего края нагрудника, одна над другой, пришиты четыре полукруглых пластинки бадямуо: из красной меди с пятью, из железа с пятью, из красной меди с девятью и из красной меди с семью изображениями лиц без ртов - духов, стерегущих путь шамана. Три нижних пластинки украшены точками - это звезды, указывающие путь шамана в подземном мире. Посредине нижнего края нагрудника над самыми кистями пришит скрученный кусок железа куруденся - половой орган быка дикого оленя. Посредством его олени, духи-помощники шамана, спариваются между собою во время гона диких оленей. Поверх нагрудника надевается куртка (рис.4, 5) из шкуры дикого оленя. Она орнаментирована по краям черными треугольниками, расположенными между линиями из двух швов из подшейного оленьего волоса, изображающими края шкуры с шерстью на месте среза. Кроме того, вдоль бортов тянется черная полоска. В низу спинки - три выступа, из них средний длиннее боковых. Называются они сонтузэ [основные хвостовые перья птицы или место, откуда они растут] - "замок земли" и служат для удара враждебного духа сзади. Посредине спины до начала среднего хвоста идет полоса из черных треугольников, расположенных между швами из подшейного волоса оленя, изображающая позвоночник. Спереди, вдоль бортов, пришиты две ленты из красного сукна с нашитыми медными пуговицами. Называются они хенсу" - швы ребер. Под мышки проходит ниэде - пояс, широкая лента из красного сукна, обшитая бисером. Пояс изображает цветное оперение птицы. На спине куртки к поясу пришиты подвески. Вдоль позвоночного хребта - железная цепочка с медным колокольчиком на конце, по ее сторонам два жгута из синей материи, толщиной с палец, перевитые винтообразно шитьем из подшейного волоса оленя. Жгуты состоят из коротких кусочков, соединенных бусами и медными кольцами. У каждого из них на конце колокольчик. С правой стороны три, с левой - две медные цепочки с колокольчиками на концах, на левой стороне такой же жгут, как и выше, и веревки. Жгуты, чтобы не болтаться, прикреплены в нескольких местах к костюму нитками. К нижней стороне рукавов пришиты прямоугольные полоски ров дуги, орнаментированные шитьем из подшейного волоса дикого оленя, окантовывающим треугольники, окрашенные в черный и желтый цвет, изображающие папороти крыльев. От них вниз идут кисти, изображающие крылья. Куртка также обшита по подолу кистями, изображающими перья. Над ключицами пришиты - по две с каждой стороны - пластинки из красной меди, продолговатой и закругленной снизу формы. У одной из них три выступа с изображениями лиц без рта, у другой - два. Пластинки называются морсыхузу ['плеч лямки'] - караульщики плеч и орнаментированы точками, изображающими чешую. К боковым частям куртки с обеих сторон пришито по одной пластинке из желтой меди со сквозными вырезами. Каждая из них сломана на части, соединенные между собой ремешками. Называются они кэйзэ'" - ребра и служат для защиты ребер шамана от ударов злых духов. Вдоль бортов с обеих сторон, параллельно суконным нашивкам, пришито по одному железному изображению гагары нюоны. Одно из них, правое, меньше другого. При помощи этих птиц шаман ныряет вниз, а также разрывает рану больного, чтобы высосать из нее гной. Внизу, с правой стороны, железное изображение кокэры - журавля, с сердцеобразной головой, перекрученной шеей и плоским хвостом. Журавль этот стережет отверстие, находящееся в земле, через которое выходит снизу болезнь. Рис. 4. Костюм (куртка) для камлания нижним духам. Вид спереди Рис. 5. Костюм (куртка) для камлания нижним духам. Вид сзади Нижняя часть куртки спереди вся увешана конусообразными трубочками быдылaн [?], изображающими перья. Некоторые из этих трубочек, железные, пришиты по одной, большинство же - парами на железном колечке. В этом случае одна из трубочек железная, другая медная. На спине, между плечами, нашиты следующие железные изображения духов: кэукя - лоси с рогами, духи, бодающие злых духов; депту" - гуси, помогающие шаману подниматься вверх; денкуйкя - лебеди [справа и слева от "отца гусей" и крайнее слева], они отвлекают злых духов, заставляя их гнаться за собой, чтобы они не мешали шаману; депту"десы - отец гуся [трехголовое изображение], им прокалывает шаман спину больного для высасывания гноя; момуну - по-долгански дянгулга - белоногие утки, русское название неизвестно, укудяры - полосатая гагара, без головы, оторванной злым духом во время борьбы; Та нуо - олений бог [Иванов, 1970, рис.91, 1]). Посредине спины медный круг коу - солнце, с лопатообразными зарубками по краям, с изображениями человеческих лиц без рта, духов-хозяев лучей солнца. В центре круга два ряда точек, изображающие лучи. В середине круга прорезь, через которую пропущен ремешок с медным шаркунцом. Под этим кругом - другой, железный, обведенный линией из точек, изображающий кичезэ - луну (ограду луны). Посредине его приклепан медный [круг], изображающий собственно луну. Оба круга, коу и кичеда, привязаны к пришитому к спине куртки медному кольцу. К этому же кольцу прикреплена длинная железная цепь мэрсы быны - веревка плеч длиною 226 см. За нее держат или привязывают ею шамана во время камлания. Нижняя часть спины куртки также вся обшита конусообразными полыми трубочками. К задней стороне рукавов пришито по четыре пластинки: первая - медная, узкая и продолговатая, орнаментирована точками; вторая - медная, четырехугольная, несколько удлиненной формы; третья - большая медная четырехугольная, орнаментирована точками; четвертая - медная гладкая. Все они одинаково называются танказэ - "плечевая кость". Точки означают озера, в которых обитают и кормятся птицы - духи шамана. Когда шаману приходится проходить по дремучим лесам нижнего мира, ветви ударяют в лицо и приходится защищаться от них, подставляя руку с этими пластинками. Когда шаману приходится ползти по земле, они защищают руки. К рукавам пришиты ровдужные перчатки, раскрашенные в желтый и черный цвет и расшитые подшейным волосом оленя в виде линий, изображающих кровеносные сосуды на тыльной стороне ладони. У правой перчатки пять пальцев, у левой - три, у обеих концы пальцев остаются открытыми. Правой рукой шаман карабкается из преисподней, левую показывает духам нижнего мира, чтобы они доверились ему, как своему; у них самих три пальца, как и на перчатке. На тыльной стороне перчаток пришиты железки в виде распростертой ладони. На железке правой перчатки - точки, на левой - обломанные отростки. Называются они диниха - прожилки и служат для защиты рук. Обувь (рис.6), длиною 68 см, с черными полосками, окрашена в желтый цвет и расшита подшейным волосом оленя. Полосы изображают кровеносные сосуды ноги. Спереди нашиты следующие подвески, линси - коленная чашечка, железная круглая пластинка; кинкэлы - кость голени, спереди граненая, орнаментированная линиями; в ее верхней части два отростка, причем на подвеске правой обуви отросток сломан; снизу обе подвески оканчиваются раздвоенным плоским закруглением; внизу одна над другой пришиты две пластинки, изображающие копыта оленя, с их помощью шаман, подобно оленю, легко может, не увязая, проходить через зыбкие грязи нижнего мира; на боках пришито по две длинных пластинки из желтой меди. Рис. 6. Обувь костюма для камлания нижним духам
Костюм верхнего мира Шапка из желтой меди (рис.7). У нижней части имеет вид обруча с четырьмя желобками. Сверху к ней прикреплены крестообразно две согнутые дугою медные пластинки. На месте их скрещения приклепан железный круг с массивными железными рогами. Спереди прикреплена пластинка - часть решетки медного самовара с четырьмя столбиками между вырезами с изображениями лиц духов без рта. К одному из них привязаны изображение голубя, очевидно, от церковной водосвятной чаши и старинная литая медная бляха с растительным орнаментом. Спереди свешивается, закрывая глаза шаману, двадцать пять кистей из красного сукна. Через каждые две кисти ниспадает нить бисера, составленная попеременно из белых и черных бусинок. Сбоку, на месте скрепления, к нижнему кругу поперечной медной пластинки привязаны две литые медные бляхи с растительным орнаментом. Здесь же на длинном шнурке свешиваются с правой стороны медные шаркунец и цепочка, заканчивающаяся ромбовидной железкой с медным изображением человека с воздетыми кверху руками. С левой стороны ниспадают пять кистей - три из красного, две из черного сукна, [и прикреплены] круглая медная пластинка с изображением человека и отдельно медное изображение человека на ремешке. Эта шапка почитается величайшей святыней всех авамских нганасанов, которые полагают, что бляхи и изображение птицы не сделаны руками человека, а ниспосланы чудесным образом добрыми божествами: их нашли очень давно шаманы-предки Дюхадие на лбу и на рогах диких оленей. К сожалению, на этом обрываются мои сведения об этом интересном атрибуте в силу следующего неудачного обстоятельства. Шапку эту я видел еще раньше, когда Дюхадие надевал ее на празднике Чистого чума. Описывая шаманские атрибуты Дюхадие, я заметил отсутствие шапки и спросил об этом. Шаман сильно смутился, посидел некоторое время молча и как бы в раздумье сказал: "Ладно уж, пусть смотрит", - и велел сыну принести ее. Сын вышел, принес шапку в чум и передал ее отцу, но не так, как обычно передаются все вещи - под висящими над очагом жердями для подвешивания котлов, а, чтобы не осквернить, высоко подняв над жердями. Шаману подали кусочек жира, он бросил его в огонь и над дымом подержал шапку. Затем опрокинул бубен верхнего мира, поставил на него шапку и попросил меня не ставить ее на пол, подобно другим зарисованным вещам, так как она опоганится. Я сначала зарисовал общий вид шапки (приводимый здесь), затем, как обычно, перешел к деталям. Рис. 7. Шапка, надевавшаяся при камланиях верхним духам В это время вошел в чум живший рядом старший брат шамана и сказал мне: "Друг, худо ты делаешь". Я удивился и спросил у него, в чем дело. Он сказал: "Худо делаешь, эта шапка божество всей авамской орды, шибко большой, хороший шайтан. Тебя шапка-то тень унес, да и вся самоедская орда пропал, шибко худо, худо". Я спросил тогда, как на это смотрит шаман. Тот ответил: "Я не хозяин, самоедская орда хозяин. Как орда хочет, так и будет". Моя настойчивость могла привести к неприязни, что, разумеется, не входило в мои планы. Я сказал, что напрасно они не предупредили меня раньше, я бы не стал рисовать против их воли. После этого стали просить меня перестать рисовать. Передо мной лежала целая стопка чистой бумаги, и я, желая сохранить хотя бы один рисунок, быстро и незаметно засунул в кипу общий вид шапки, остальные скомкал, намереваясь бросить в огонь. Меня сейчас же остановили: "Нельзя, худо, грех: эту тень надо положить в шайтан-ящик, где шапка лежит". Пришлось отдать. К счастью, отсутствие одного рисунка осталось незамеченным. После этого шаман взял шапку в руки, другую шапку верхнего мира надел на себя и начал заклинать духов-хозяев шапки не сердиться за то, что он потревожил их зря, не для того, чтобы заставить их принести пользу больному. Затем бросили в огонь немного жира, подержали шапку над дымом и вынесли ее вместе с моими двумя рисунками из чума, высоко поднимая над жердями для подвешивания котлов. Эта шапка надевается в исключительно важных случаях. Вторая шапка костюма верхнего мира (рис.8) сделана из желтой меди. Это тоже обруч с крестообразной перекладиной наверху. Когда-то края медной пластинки у шапки были обшиты бисером (в ряд по две белых и по две зеленых бусинки), но обшивка уцелела только в некоторых местах. Наверху, в центре крестообразной перекладины, круглая медная пластинка, на которой укреплено железное изображение двухголовой птицы ламы. Птица двуполая - самец и самка вместе. При полете вверх она находит небесное отверстие. Спереди, на нижнем круге шапки, пять выступов с изображениями лиц без рта. Изображения называются нойбукэ ['наголовник']. Когда шаман достигает верхних небес эти духи советуют ему, как разговаривать с духами-хозяевами небес и облаков. Под этими изображениями два медных кольца с синими бусинками в центре, сеймы сызэнкэ - тени глаз. Шаман перестает при камлании видеть своими естественными глазами и видит только этими. Лицо шамана закрывают кисти - шесть из черного, двенадцать из красного сукна и три нити белого и зеленого бисера. Кисти называются глазными повязками, очками сеймыкунди". Они предохраняют глаза от вредного воздуха, снега и тумана. По бокам над ушами - по медной продолговатой пластинке с закругленным в виде трубочки основанием - уши; ими шаман слышит во время камлания. Под ними привязаны медные колокольчики. Звуки их разгоняют встречные облака. Под каждым колокольчиком свешиваются по две кисти из шкурок росомахи и волка. С помощью их духи шамана могут принимать образ волка или росомахи, когда пускаются в погоню за духами болезней. Кисти называются "спутники". Вместе с этими, меховыми, висят с каждой стороны по черной и красной суконной кисти денту" - северное сияние. Рис. 8. Шапка, надевавшаяся при камланиях верхним духам Бяй - ожерелье [Иванов, 1970, рис.95, 2] из лунообразной пластинки красной меди с пятью рельефными изображениями лиц без рта денду хорэ [от денту"] - духов-караульщиков шамана от червей облаков. Ожерелье пристегивается к шее ремешками с медной пуговицей. Через отверстия к нижнему краю пластинки подвешены на ремешках с нанизанными крупными бусами медные треугольные пластинки хульчаптизэ", две - из красной и две из желтой меди. С помощью их шаман подкарауливает и замечает черные болезни, опускающиеся с облаков. Круглая пластинка биейма [?] орнаментирована точками, изображающими звезды. Иногда болезнь спускается сверху, превращаясь в звезду, тогда шаман подставляет эту пластинку и ловит ее. Медная пуговица и кольцо называются сеймы - 'глаз'. Посредством их шаман подстерегает духов болезней.
Рис. 9. Подвеска "оставленное стойбище" с нагрудника для камлания верхним духам К середине нагрудника привязывается особая подвеска нэмэса ['кисет'] - оставленное стойбище (рис.9). Она представляет собой мешочек из окрашенной суриком ровдуги, отороченный вокруг отверстия синим бисером. Мешочек привязан к медному кольцу. Когда переезжают на новое стойбище, духи некоторых болезней приходят туда по следам. Шаман, узнав об этом, отправляется туда и подставляет мешок, убеждая, что это и есть новое стойбище для духа болезни. Заставив этого духа войти туда, он его изгоняет. Сверху к медному кольцу, к которому привешен мешочек, привязана медная пуговица с изображениями якоря - благодарственное приношение духам от излеченных. С левой стороны к мешку пришито кольцо, к которому на двух ремешках с нанизанными бусами привязаны две гладкие медные пуговицы с отверстиями у краев - неймысы - игольники. Камлая над больной женщиной, шаман показывает на игольники и говорит: "Я упрашиваю тебя, чтобы она поправилась от болезни и стала шить иголками в этих игольниках". С правой стороны к мешочку пришито медное кольцо с привязанным железным изображением нюоны - гагары. Гагара поднимается вверх за духами болезни. К этому же кольцу привязана железная орнаментированная пластинка кингэ"э ['ковырялка для трубки'] - слушающие уши. Люди, желающие, чтобы шаман увидел вещий сон, трижды ударяют по этой пластинке или трижды плюют на нее. Снизу к мешочку привязаны четыре гладких медных пуговицы и одна железная - благодарственное приношение излечившихся. Нагрудник (рис.10) аналогичен по значению нагруднику на рис.3. Железная пластинка по значению аналогична такой же, как на рис.3. Ниже ключиц пришиты три медных пластинки: одна горизонтально, две с заостренными концами в форме лыж - вертикально. Они называются кэзўмў" ['перевязки'] - опоры. Когда шаман кланяется, просит у нижних духов опоры, ими поддерживают его, чтобы он не упал. Ниже пришито медное кольцо, к которому привязаны старинная медная иконка божьей матери - "шибко большой русский бог" и медная круглая пластинка с выбитыми точками дюнизанку [от дюню'э - 'потеплел'] - созвездие Плеяды. В годы болезни на этом созвездии появляется звезда новой болезни. В такие годы дух-хозяин облака заставляет шамана угадать, какая из звезд, изображенных на этом круге, появилась вновь. Если шаман угадает, год будет счастливый. Ниже иконы - изображение лица, аналогичное рис.3. С правой стороны пришито изображение гагары, аналогичное рис.3. С левой стороны внизу пришит железный ключ толюмў. Когда шаман уносит в верхний мир душу больного, он прячет ее в особую коробочку и замыкает этим ключом. Над пуповиной - железный круг, аналогичный рис.3. На правой стороне пришито медное кольцо. Значение не записано. Внизу нагрудника - две пластинки из желтой и две - из красной меди, аналогичные рис.3. Под этими пластинками железка, изображающая половой орган дикого оленя, аналогичный рис.3. Рис. 10. Нагрудник, употреблявшийся при камлании верхним духам Куртка (рис.11, 12). Ее значение аналогично куртке на рис.4, 5, с тем же значением прикрепленных спереди изображений гагар и других подвесок. Рис. 11. Костюм (куртка), надевавшийся при камлании верхним духам. Вид спереди Рис. 12. Костюм (куртка), надевавшийся при камлании верхним духам Значение подвесок на спинке аналогично рис.5 со следующими отличиями. На уровне лопаток пришиты железные изображения гусей. На поясе из красного сукна, с левой стороны, пришит круглый кусочек кожи - кэми, дужка, 'рукоятка'. Изображает сосок женской груди. На нем вышито подшейным волосом оленя изображение лука со стрелой, отпугивающих духов болезни женских грудей. На середине спинки - круг-солнце, аналогичный рис.5. Под ним привешен железный круг, изображающий луну [Иванов, 1970, рис.94, 5]. Посредине круга отверстие с зубчатыми краями, изображающими собою запасные души, хранящиеся на луне и посылаемые вниз при рождении ребенка. Солнце и луна привешены на медные кольца. Медные пластинки на рукавах аналогичны рис.5. К концам рукавов пришиты полукруглые пластинки из красной меди с изображением лиц без рта - танказэ баса - подвески ручных кистей. На каждой из них приклепано по кружку из красной меди, изображающему дяламтэтуо - утреннюю зарю. Это изображение лиц-духов, охраняющих зарю. Перчатки аналогичны рис.5. К обуви (рис.13) привешены подвески, аналогичные рис.6; хубызэ - ножные икры, представляют собой медные пластинки, защищающие мускулы ноги. Рис. 13. Обувь, употреблявшаяся при камланиях верхним духам (правая) На костюме для верхнего мира почти все привески, за исключением немногих, из желтой меди, так как желтая медь считается более "чистой", чем железо.
Костюм для камлания над роженицей Шапка аналогична по своему значению с описанными, сделана из белой жести пороховых банок (рис.14, а, б). В трех местах узкие полоски меди, посередине полоска из зубчатых краев горелки русской керосиновой лампы. Шапка опушена черным собачьим мехом. Наверху - медное изображение духа-хозяина шапки. Рис. 14. Шапка костюма, надевавшегося при камланиях над роженицей: а - вид сбоку, б - вид сзади Вместо нагрудника надевается хони"э - комбине (рис.15) наподобие женского. На комбине, под ключицами, пришито овальное изображение хорэ - из красной меди, с глазами из черных, и белых бус. Сверху до самого низа комбине пришиты пластинки из красной меди, полулунной формы с изображениями духов и из желтой меди аналогичной формы без изображения духов - подарки женщин, излеченных шаманом. С правой стороны - два ремешка с игольниками неймысы. Шаман, вступая в спор с духом болезни, говорит: "Ты хочешь съесть женщину, имеющую такие игольники". Над половыми частями - пояс с ниспадающими кистями, окрашенными суриком, посередине пришита желтая подвеска, аналогичная рис.4. Пояс называется тулы'э. Его надевают для того, чтобы духи не могли развязать натазники шамана. На каждой штанине комбине - по семь трубочек из желтой меди с кольцами внизу. Эти подвески служат для того, чтобы шаман не поскользнулся при ползании. Рис. 15. Комбине шамана Куртка (рис.16, 17) аналогична описанным костюмам, со следующими отличиями. Спереди две медных питых бляхи с растительным орнаментом - морсыпти" - наплечники-предохранители. На спинке у самого ворота пришито шесть зубчатых пластинок из красной и желтой меди с изображением казаптўчу - пальцы-"цапальцы" злых духов. Во всю ширину спинки пришиты, одна над другой, две железные пластинки - лопаточные кости (спинные?), оканчивающиеся рогами, они охраняют сзади, бодают злых духов. К ним привязаны изображения духов: бахи - олень, денкуйкя - лебедь, кокэры - журавль, кула - ворон, кокэры - самка журавля, тухэкэ - снегирь, изображением которого прокалывают больной язык. Ниже - железное изображение солнца с шаркунцом посередине, под ним железный круг, изображающий луну (рис.18). К нему приклепано медное изображение человека-луны и бан хотэдие - созвездие собаки из четырех звезд, находящихся под луной. Кроме того, на железном круге имеются сквозные отверстия, тоже изображающие звезды. Рис. 16. Костюм (куртка), надевавшийся при камланиях над роженицей. Вид спереди Рис. 17. Костюм (куртка) для камланий над роженицей. Вид сзади Рис. 18. Подвеска шаманского костюма - железный круг, изображающий луну На спине куртки, к поясу из красного сукна, прикреплены медные и железные цепи с колокольцами на концах. К рукавам с задней стороны, около верхнего шва, пришито по трехглавому изображению зверей ситi дялы ['две (светлые) подвески'] и изображения хонурся [от хонур 'цепь'] - духов, стерегущих духов болезней, проходящих между утренней и вечерней зарей, во время сна шамана. Затем идут две пластинки из желтой меди, аналогичные рис.5. Рукавицы (рис.17) и обувь (рис.19) аналогичны описанию рис.5, 6. На подвесках всех трех костюмов, где изображены лица духов, рот отсутствует. Духи шаманов очень пугливы и, испугавшись, могут проглотить душу человека. Чтобы этого не случилось, изображение делается без рта. Костюм для камлания над роженицей может в случае необходимости надеваться и при камлании духам верхнего и нижнего мира. Костюм верхнего мира никогда не надевается при камлании духам нижнего мира. Костюм нижнего мира может надеваться при камлании духам верхнего мира в зависимости от характера болезни. Нагрудники и комбине можно надевать не с тем костюмом, для которого они предназначены. При некоторых камланиях духам верхнего мира шаман на спину привязывает хими"э ['потемнело'] - темная заря, жалевную пластинку зигзагообразной формы. К ней привязаны следующие изображения оленей: селуо - бык дикого оленя из красной меди, рога железные; немыанку - важенка-нетель из красной меди, рога железные; бахи немыанку - важенка дикого оленя из красной меди, рога железные; бахи тосу - телята диких оленей; та нуо - олений бог, посредством его испрашивают священных оленей, посвящаемых шаманами духам болезни, сделан из красной меди, рога железные; тосу - теленок; селуо - бык дикого оленя из красной меди, рога железные; тосу - теленок домашнего оленя из красной меди, рога железные; накўрютэ копта"а - самец домашнего оленя по четвертому году из красной меди, рога железные; тосу - теленок оленя, из железа; та немы - мать оленей из красной меди, рога железные; мэўзанку копта"а - самец домашнего оленя по шестому году, из красной меди, рога железные; накўрютэ копта"а - самец оленя по четвертому году, из красной меди, рога железные. Черные железные рога на изображениях оленей означают осенние рога, покрытые кожей, когда олени жирные [?]. Рис. 19. Обувь костюма, надевавшегося при камланиях над роженицей Рис. 20. Шаманская трость Чйрэ - трость из железа (рис.20). На нее опирается шаман, проходя по грязи, чтобы не упасть и не увязнуть.
Бубны-облака Нилептэ хендир ['нижний бубен'] - бубен, употребляющийся при камлании духам нижнего мира (рис.21), длиною 62 см, шириною 52 см. Обичайка из согнутой доски. Обтянут кожей дикого оленя. Внутренняя сторона обичайки раскрашена полосами черного и кирпично-красного цвета, изображающими пестроту неба - нуо нўо - "бок неба". На внутренней стороне бубна ремнями с четырех сторон привязана к обичайке железная крестовина кэми - дужка (облака) с насечками, изображающими каменные пороги с сильно дующими ветрами, разбивающими злых духов. На середине крестовины, под защитою духов, находятся души родичей шамана. Вокруг крестовины привязаны три полукруглые железки нэмэрў нанкэ ['место для съеденного'] - ограждение духов, служащие изгородью, не допускающие к крестовине злых духов. К верхней части веревки, соединяющей крестовину с обичайкой, привязано железное изображение трехголового рогатого духа, с шестью бусами Мингиди"а - маленького богатыря, хозяина земли. Это такой сильный богатырь, что ни одна болезнь не может осилить его. Под изображением богатыря привязаны битiзэ" - железные стрелы и лучок духов нуо динтэ, они служат против духов болезни. К крестовине подвязана шкурка горностая хиезэ - горностая болезни. К обичайке прибито с внутренней стороны четыре железных витых скобки с кольцами на одной из них, служащие для издавания звуков. Между обичайкой и шкуркой проложены кости, образующие снаружи девять шишек. Они изображают синсе ['грудная кость'] - груди матери-духа, воспитывавшей шамана. На внутренней стороне кожи бубна рисунок, нанесенный черной и кирпично-красной красками [Иванов, 1954, рис.67, 1]. Рисунок представляет собою подземный мир и состоит из двух кругов - черного и красного, разделенных на четыре части красными линиями, изображающими швы подземного мира. В верхней части, на правой стороне красными, на левой - черными линиями нарисованы различные черви лолтуо (?), в нижней части рисунки изображают тени умерших. На самой середине "швов подземного мира" маленькое отверстие нуо баруси хотэдие - небесных злых и добрых духов звезда, глаз эпидемии, звезда болезни. Сквозных отверстий на бубнах я больше не встречал ни у одного нганасанского шамана. Рис. 21. Бубен, употреблявшийся при камлании духам нижнего мира Рис. 22. Колотушка бубна, употреблявшегося при камланиях духам нижнего мира Хетаа [хетэ"э 'выстрелить'] - колотушка бубна (рис.22), сделана из мамонтовой кости длиною 30 см. На конце ее изображение двух гадов подземного мира. Верхняя часть с ударной стороны обита камусом дикого оленя, с противоположной - медной пластинкой. Рис. 23. Бубен, употреблявшийся при камланиях духам верхнего мира Бондуптэ хендир - бубен (облако) для камланий верхним духам (рис.23). Высота 64 см, ширина 58 см. Следующие детали отличают его от бубна нижнего мира. На внутренней стороне обичайки продолговатые бантообразные вырезы нўнги"сиэ - ноздри. В верхней части бубна, между двумя полукруглыми железками, по сторонам крестовины, привязаны медная лодочка с изображением человека с веслом (на одной лопасти весла - изображение лица нуо нандуй - духа-хозяина лодки) и пустая лодочка из красной меди с веслом, сызэнкэ нэндуй - лодка тени. Когда шаман камлает духу воды, ему приходится переходить через воду. За ним гонятся в лодках злые духи, одного из которых изображает первая лодочка. Тень шамана убегает от них к пустой лодочке из красной меди. С левой стороны, сверху, привязана к полукруглой железке конусообразная медная трубочка с изображением лица - сэму (шапка), с ее помощью шаман испрашивает у верхних духов тепло. К верхним полукруглым железкам привязаны два лучка со стрелами. Верхний лучок железный, нижний - медный. У бубна верхнего мира девять выступов. На внутренней стороне кожи бубна имеются рисунки из красных и черных точек между двумя крестообразными линиями [Иванов, 1954, рис.67, 2]. Точки изображают "копанище" - ямки в снегу, выкопанные духами шамана, оленями, для добычи ягеля. В нижней части обтяжки бубна четыре сквозные отверстия, изображающие Плеяды, дўнўзанку" - колышки неба, они руководят шаманом. Рис. 24. а - колотушка бубна, употреблявшегося при камланиях верхним духам; б - колотушка 6y6на употреблявшегося при камланиях над роженицей Колотушка к бубну (рис.24, а), из мамонтовой кости, на конце ее - изображение трех гадов, с ударной стороны обита камусом дикого оленя, с противоположной - медной пластинкой с кольцом. Длина колотушки 30 см. Хенсирэ хуозай - кожаный мешок для бубна верхнего мира [Иванов, 1954, рис.68], длиною 67 см, шириною 60 см, мехом внутрь. В развернутом виде у него закругленная форма, оканчивающаяся в верхней части углами. С одной стороны мешок орнаментирован широкой полосой с треугольниками черного и красного цвета, изображающими пастбища для шаманских духов-оленей. В середине полукруга, образованного орнаментом "пастбища", круг из черной линии, разделенный крестообразно на четыре части двойными черными и красными линиями. В верхней части круга изображены шаманские духи - олени. На левой половине круга важенки с небольшими, на правой - быки с большими рогами. Каждый олень изображен двумя линиями: черной и красной. Черная линия означает верхний покров оленя, красная - мясо и кровь. На нижней половине одними красными линиями изображены наверху гады облаков, внизу - круглые личинки подкожных оленьих оводов - злых духов. Мешок служит черпаком, сачком или неводом для ловли духа болезни, и шаман иногда надевает его на голову больного. Он служит и для хранения бубна. Затягивают его шнурком из сухожилий дикого оленя. Рис. 25. Бубен для камланий над роженицей Ны"тидўлся хендир ['женщинам помогающий бубен'] - бубен (облако), облегчающий родовые боли женщин. Длина 62 см, ширина 52 см (рис.25). На этом бубне следующие отличительные детали. На двух полукруглых железках, окружающих крестовину, сквозные отверстия продолговатой формы, через которые шаман посылает душу страдающей роженице. В нижней части бубна справа привязано железное изображение люльки нуо лапсэ - люлька верхнего доброго божества. Когда шаман испрашивает у божества Бондуптэ нуо имя ребенка, божество до тех пор не верит, что есть действительно такой ребенок, пока шаман не покажет эту люльку. С левой стороны нанизаны на ремешок четыре изогнутых медных пластинки кэми - дужки. Если роженица сильно страдает, шаман снимает ремешок с пластинками и опоясывает ими роженицу. На обичайке тринадцать выступов, с внутренней стороны она не раскрашена, нет рисунков и на коже бубна. Посередине бубна - сквозное отверстие, изображающее чехо хотэдие, - Полярную звезду. Колотушка (рис.24, б) длиною 40 см, из мамонтовой кости, на конце изображение лица духа земли с глазами из красных бус. С ударной стороны обита камусом дикого оленя, с противоположной - медными пластинками. Дюхадие при своих камланиях обязательно держал бубен изображениями вниз. Значение этого шаман и другие нганасаны не могли мне объяснить. У других нганасанских шаманов встречать такого не приходилось.
© А.А.Попов. 1984. |
||||||||
|