Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
ОТНОШЕНИЯ РОДСТВА И СВОЙСТВА
Добрачные отношения между молодыми людьми и девушками происходят у нганасанов довольно свободно. В противоположность ближайшим соседям их - долганам, у которых такие отношения прикрываются некоторой завесой стыдливости, у нганасанов они происходят совершенно открыто. Молодые люди, не стесняясь, поют импровизированные любовные песни, обращенные к предмету своего чувства, в присутствии как ее самой, так и ее родителей и случайных посторонних лиц. Не ограничиваясь этим, молодой человек на виду у всех усаживается рядом с девушкой, обнимает ее, садится ей на колени, допускает другие вольности, упрашивает ее стать его любовницей. Девушка при этом делает вид, что не соглашается, и отвечает отказом, когда молодой человек спрашивает ее: "Если я приду к тебе ночью, пустишь ли ты меня?", Часто молодому человеку приходится приезжать несколько раз для получения желанного ответа. В случае согласия девушка дарит своему возлюбленному связку бус, привески на косу в виде медных пуговиц или других безделушек, смазывает ему густо волосы жиром или костным мозгом оленя, расчесывает их на середине на прямой пробор и вплетает свои подарки в концы косичек, спускающихся около ушей. Молодой человек в свою очередь тоже делает девушке подобные подарки. Такой обмен подарками дает право молодому человеку приходить ночью к девушке и спать с ней. Все это происходит с полного ведома и согласия родителей девушки. Через некоторое время подарки возвращаются и интимная близость прекращается. Если молодой человек, обменявшийся подарками, не успел поспать с девушкой обусловленное время (обычно месяц), и она вышла замуж, то она должна возвратить любовнику половину стоимости полученных подарков, другую половину возвращает муж. В моем присутствии в чуме одного таймырского нганасана произошел следующий случай. К молодой, только что вышедшей замуж женщине приехал женатый мужчина и стал просить ее в присутствии всех вернуть подарок, полученный от него до замужества. В случае ее отказа приехавший грозил пожаловаться мужу. Присутствующие отнеслись к этому отрицательно и пристыдили его, что он, человек женатый, пристает к женщине. Отсюда видно, что и женатые мужчины обмениваются с девушками подарками, но скрытно от своих жен. Массовые сговоры о половом сожитии происходят между молодыми людьми и девушками на празднестве Чистого: чума. Но половые общения между молодыми людьми допускаются и без сговора. Так, парень, желающий прийти ночью к девушке, бросает ей вечером перед сном на колени пояс от своего натазника. В случае согласия девушка пояс оставляет у себя. В настоящее время, за немногими исключениями, семья у нганасанов моногамна и только изредка можно встретить двое- или троеженцев (мною встречен только один случай троеженства). П.И.Третьяков сообщает, что состоятельные нганасаны имели даже по четыре жены [1869, 403], причем жениться одновременно на двух сестрах запрещалось, хотя после смерти жены вдовец и мог жениться на ее сестре. Жены в зависимости от благосостояния мужа жили вместе или в отдельных чумах на одном стойбище. Муж в таких случаях ночевал у каждой жены поочередно. Наибольшим почетом среди жен пользовалась старшая, взятая раньше, но, надо полагать, что это соблюдалось не всегда, а зависело от личных симпатий мужа. Так, например, у троеженца Дюхадие большим авторитетом пользовалась вторая жена. П.И,Третьяков отмечает, что многоженство приводило к семейным раздорам. Браки между детьми двух сестер или двух братьев были у нганасанов запрещены, но между детьми этих детей разрешались. Также мой сын имел право жениться на дочери брата моей матери, но не имел права жениться на дочери сестры моей матери. Мой сын не может взять жену из рода моей матери, но мой внук может. Внебрачные дети остаются у отца матери, воспитываются на равных правах с его детьми и впоследствии получают вместе с ними наследство после деда. У нганасанов имели случаи женитьбы мальчиков на взрослых девушках, часто, вероятно, по экономическим причинам. В настоящее время полиандрия у нганасанов не замечена, но пережитки братской полиандрии отразились в запрете младшему брату жениться на девушке из рода жены его старшего брата. До самого недавнего времени у нганасанов бытовал левират, утративший свой обязательный характер. Следующие запреты могут быть истолкованы как ограничение свободных половых отношений. Парни и девушки считают предосудительным показывать друг другу ногти своих пальцев на ногах. Невестка не может ничего передавать непосредственно в руки свекру, а ставит нужное перед ним, не может показывать обнаженных ног не только свекру, но и свекрови, не может в разговоре обращаться непосредственно к свекру и называть его по имени. Имя это заменяется словом "они". А свекор, отвечая невестке, пользуется словом "мы". Например, не "я приехал", а "мы приехали". Такой же запрет существует и в отношениях зятя к теше и тестю. При совместной поездке зятя и тестя они стесняются отправлять естественные нужды на виду друг у друга. Такое отношение между людьми одинакового пола, тестем и зятем, объясняется, вероятно, тем, что они, как представители разных родов, стесняются один другого. Система родства у нганасанов классификационная, счет родства ведется по отцовской и материнской линиям…
© А.А.Попов. 1984. |
||||||||
|