Российский Фонд Трансперсональной Психологии |
Международный Институт Ноосферы |
|||
|
г. Москва |
|
|
Глава 5 МАНТРА И ЯНТРА «Мантра» — один из важнейших элементов всего тантрического ритуала. Ближайшим по смыслу переводом слова «мантра» будет «заклинание» или «чары». И все-таки они лишь отдаленно приближаются к «мантре» в силу утери первоначального и приобретения второстепенных значений. Так что мы предпочитаем оставить термин «мантра» непереведенным. Ядерная (элементарная) мантра — это один слог, чаще всего заканчивающийся носовым М, либо К или Т. Сложная мантра представляет собой последовательность слогов, своего рода резюме фразы известного содержания. Некоторые мантры — просто звуки; из них наиболее известна древняя ведическая мантра «ОМ». Другие — начальные слоги имен девата, чуточку модифицированные, дополненные M или другим окончанием. Все вышеперечисленные 4 вида главных мантр признаются повсеместно. Мантра является своего рода элементарной частицей, точкой, в которой концентрируется космическая энергия. Правильное ее произнесение (а это достигается длительной практикой) пробуждает в структуре взаимосвязи человека с космосом силу специфического свойства, с которой она связана. Аджеханада Бхарати (Agehananda Bharati) писал, что рядовой индиец в минуту, когда ему нужно собраться с силами, проговаривает про себя мантру, даже когда ему, скажем, нужно взяться за оглобли тяжело груженой тележки. В данной работе нас будут интересовать в первую очередь мантры ритуального назначения. Их следует произносить вслух или про себя, тысячи раз вновь и вновь — этот процесс называется «джапа» (japa) — для произведения кумулятивного потока энергии. Мантры могут быть многократно напечатаны или вышиты на одеждах; в этом случае они являются зрительным эквивалентам джапы. Одна единственная мантра может сфокусировать энергию, до этого кристаллизированную, намного интенсивнее, в материальное проявление. РАМ (RAM), к примеру, — мантра огня; ХРИМ (HRIM) — мантра сердца (от санскритского «Хридайя» / Hridaya — сердце), которая применяется, когда необходимо пробудить сердечную энергию девата; КЛИМ (KLIM) конденсирует энергию сексуального единения. Рис. 38. Шива и Богиня Аннапурна. Изображение целиком выполнено мантрами. Бенгалия, 19 в. Предполагается, что мантры функционируют следующим образом: каждая порождает в космосе особый, только ей свойственный резонанс, в области тончайших звуковых вибраций, называемых Нада (Nada), что будет подробнее рассмотрено в Главе 12. А так как наиважнейшим аспектом Тантры является интерес к проблеме вибраций, существуют разновидности Тантры, почти полностью посвященные исследованию мантр и науке о звуках. Западная наука разрабатывает идею о том, что видимые формы и модели атомной и клеточной структур — суть функции вибрации. Изучается также и воздействие частоты и формы звука на растения и животных. Без сомнения, воздействие мантр на человека и окружающий его мир принадлежит той же области. Рис. 39. Буквенное ожерелье в виде четок в форме йони. Раджастан, 18 в. Так же, как все девата считаются родственными модификациями изначального скрытого двуполого первоисточника, так же все мантры считаются модификациями изначальной основополагающей вибрации, вбирающей в себя всю энергетическую модель мира и являющейся еще одним проявлением первоисточника. Ближайшей к изначальной вибрации мантрой является «ОМ»; колокольчики для медитаций отлиты таким образом, чтобы произвести равнозначный звук при потирании ободка деревянной палочкой. Девата и другие космические силы можно пробудить к жизни, произнося соответствующие мантры, и побудить их, к примеру, войти в скульптурные или нарисованные изображения. Каждый ритуал располагает набором соответствующих мантр, которые надлежит произносить с должной интонацией, в определенном порядке и в определенное время. Некоторые из мантр священнее других; они хранятся в строгом секрете. Но все разновидности Тантр включают в себя инструкции по их использованию. Ритуальная утварь часто испещрена одной или несколькими мантрами, которые надлежит произносить при ее употреблении. Энергии, сконцентрированные мантрами, могут быть направлены на удовлетворение специфических магических нужд, таких как лечение, вредительство врагам, увеличение урожайности, ворожба и т.д. Рис. 40. Буквы санскритского алфавита как корневые звуки всего божественного знания. Изображение используется для медитации и поклонения. Раджастан, 19 в. Центральное место в концентрации мантры занимает тантрическая теория санскритского алфавита. Раз космические энергии отображаются в мире звуков посредством слоговых мантр, следовательно, можно предположить, что элементарные слоги, из которых образуются слова, описывающие предметы, качества и отношения в мире, т.е. алфавит, — эти слоги являются элементарными формами названного космоса. А так как, по сути дела, все буквы служат обозначением божественных мантр, то тантрист относится к священному санскритскому алфавиту с особым почтением. Он называет его «буквенным ожерельем» Великой Богини, символизирующим ее созидательную деятельность в качестве звука, грубой формы ее тончайших вибраций (см. Главу 12). Такое понимание нашло свое выражение в искусстве: ожерелье в форме вульвы (йони) — символ созидающего источника действительности, значение которого будет раскрыто ниже. Более того, отдельные буквы алфавита характеризуются степенью эмоционального и действенного воздействия: сами мантры могут быть жесткими, доброжелательными или нейтральными, в зависимости от составляющих их компонентов. Мантры с преобладающим содержанием «эфирных», «огненных» или «воздушных» букв — жесткие. Мантры с преобладанием «земных» или «водных» букв — доброжелательные. Но Тантра никогда не предлагает рецептов по механическому использованию мантр в качестве грубой магии. Она неустанно повторяет: «Произнесенные звуки сами по себе не являются мантрами. Гордые боги и остальные небожители были бы разочарованы таким упрощенным пониманием». Ибо «бессмертная Шакти есть жизнь мантры. Лишенные Ее, они бесплодны как осенние облака». И еще: «без Шакти мантра не может существовать. И Шакти, и мантра вытекают из знания и не существуют порознь». Рис. 41. Парча, вышитая молитвами к Дурге. Варанаси, 19 в. Родственной по отношению к мантре является «янтра» (yantra) — понятие, для которого нет даже отдаленных эквивалентов в английском. Функции янтры лежат в области видимого, аналогично тому, как функции мантры — в области звука. Подобно тому, как мантра является ядерным элементом звука, посредством которого космические и телесные силы концентрируются для выполнения ритуала, так и янтра является ядерным элементом видимого и знаемого, соединенная линиями диаграмма, посредством которой происходит концентрация визуализированных энергий. Мантра и янтра дополняют друг друга и используются в комплексе. На первый взгляд, янтра может показаться абстрактной картинкой. Но то, что мы называем «абстракцией», является не результатом отражения ею некоего абстрактного понятия для умственных упражнений, а индикатором, что она концентрирует вполне конкретные энергии. Ее «структурализм», подобно стилизованному слогу мантры, — существеннейший компонент ее силы, а пространственность — не просто результат обобщения, а способ концентрации энергии и содержания. Ее сфокусированная структура служит подспорьем для медитативной визуализации. Все направления Тантры широко используют в своем искусстве элементы янтр. Посредством относительно грубых форм они направляют и пробуждают тончайшие формы умственной образности, и не могут быть приняты за что-либо иное, кроме того, чем являются. Широкое значение в янтрах сжимается до высочайшей степени плотности, чтобы затем послужить пищей для ума садхака. Все это происходит через восприятие более изощренных произведений живописи и диаграмм с их тщательно продуманной символикой, как будет показано позднее. Использование янтр, таким образом, вовлекает нас в протяженный во времени диалектический медитативный процесс, в котором содержание и сосредоточение подзаряжают друг друга до высочайшей интенсивности. Это является одним из способов функционирования психо-космического механизма. И еще это один из аспектов тантрического искусства, который обращен преимущественно к широким массам, разочаровавшимся в пресном концептуализме современного искусства. Тантра знает и издавна использует редуктивные методы и оптические эффекты. Но она использует их в синтезе для концентрации эмоционального и физического содержания, а не в анализе, усовершенствующем абстракции, единственный смысл которых заключается в родственности другим абстракциям. Рис. 42. Колокольчик для медитации с ваджрой и лицом Бодхисаттвы Авалокитешвары. При трении палочки о наружный обод издает долгий гудящий звук. Тибет, ок. 1800. Янтры могут изготовляться из различных материалов. Человеческое тело часто называют «лучшей из янтр», причины этого будут рассмотрены в Главе 10. Художественные янтры могут чертиться цветными мелками или пудрой на полу перед сидящим садхака; их можно рисовать на бумаге либо для постоянного пользования, либо рисовать каждый раз заново. В качестве предметов постоянного пользования их иногда изготовляют из разных материалов, самым важным из них является горный хрусталь, который сам по себе обладает мощной символикой. Его прозрачные грани, которые можно отполировать так, чтобы фокусировать свет на вершинах — превосходный символ всеохватывающей субстанции исходной реальности. Подобно тому, как бесцветный свет включает в себя всю цветовую гамму, так и кристалл может служить аналогом субстанции, включающей в себя все возможные субстанции. В буддистском направлении Тантризма термин «мани» (mani) — драгоценность, или «ваджра» (vajra) — бриллиант, имеют близкие значения. В янтрах в качестве материала используется также красная медь, особенно в тех, где подчеркнут женский компонент. Следует также помнить, что горизонтальные проекции индуистских, джайнистских и буддистских храмов в большинстве своем представляют янтры. Рис. 43. Шри Янтра с мантрами и красными отпечатками пальцев гуру, которые использовали ее для духовной практики. Раджастан, ок. 1800. Янтра-диаграммы обычно обладают единым центром — точкой, в которой по мере медитативного сосредоточения должно концентрироваться внимание. Подобная концентрация на одной точке — необходимое достижение для садхака, прежде чем он начнет прогрессировать. Янтры, представленные в книге, кроме всего прочего, являются образами, тонкими телами девата, телами, лишенными грубой физической оболочки в пользу высшей, более тонкой формы связанных энергий. Когда правильно произносятся начертанные на янтрах энергетические мантры, в янтрах пробуждаются девата. Их физическая природа исчезает; девата, так сказать, растекаются по поверхности физических предметов, прорастая внутри мозга и тела садхака плотной сложной индивидуальностью, наличие которой полностью изменяет личность садхака. Такие янтры могут быть использованы однократно или последовательно несколько раз во время длительных медитативных обрядов. Их можно использовать для пробуждения тонкого тела девата для выполнения пуджа в качестве промежуточного этапа между использованием грубо отображающих образов мужчин и женщин и использованием чисто внутренних образов. В действительности лишь наиболее продвинутые садхака могут уловить верные формы, присутствующие в янтрах и мантрах. По этой причине рядовой европеец не в состоянии постичь их умом; даже в самой Индии подлинная природа янтр обычно сохраняется в секрете, который может быть передан одним садхака другому только вербально и никогда в письменной форме. Наиболее тонкими янтрами, вероятно, являются те, которые являются пустым пространством, на котором медитирующий должен спроецировать известные ему внутренние янтры. Рис. 44. Планы первого этажа индуистских храмов имеют форму янтр. Кое-что, однако, нуждается в уточнении. Во-первых, нужно принять за неоспоримый факт, что для постижения образного содержания комплекса янтра-мантра требуется много времени и усилий. Доступ к реальностям, находящимся в сжатом виде в визуальных и звуковых образах, мозг получает лишь после длительной практики. Пояснить это можно примером одновременного изучения чрезвычайно сложного алфавита и лексики неизвестного языка. Когда требуется использовать янтру по какому-нибудь случаю, необходима огромная длительная концентрация для усиления присутствия в ней девата средствами мантр-схем, которые являются их тонкой анатомией. Тонкого девата, присутствующего в теле садхака, можно принудить путем длительного йогического процесса выйти через ноздрю и занять место в янтре. Во-вторых, основной узор, используемый во многих, если не во всех, янтрах стремится к постоянству. Так, обычно, по периметру располагается квадратный узор из обоюдосторонних «врат», служащих ограждением, пределами, которыми ограничивается медитация (и что Юнг называл «теменос») — последовательно вложенные окружности, представляющие последовательность «оболочек» или стадий самоуглубления — многочисленные лепестки или треугольники, в которых сосредоточены более грубые формы энергии, которые поглощаются и затем концентрируются в меньшем количестве внутренних кругов. Центр — точка, где, в конце концов, фокусируются все исходные радиальные энергии, чаще всего в виде единственной мантры «ОМ» или «КЛИМ». Мантры — сущности всех основных уровней могут быть представлены в антропоморфном образе девата. В великой Шри Янтре (Sri Yantra), самой важной из всех янтр Тантры, каждый внутренний треугольник населен девата, представляющими разделенную энергию «Я» Богини. Рис. 45. Икосаэдр из горного хрусталя для медитации. Его треугольные грани выражают символику Шри Янтры. Тибет, ок. 18 в. Нитья (Nitya, «вечные») или Махавидья (Mahavidya, «высшие мудрости») могут быть изображены в человеческом обличье. Все они перечислены в Главе 8. Каждая из этих второстепенных богинь зачастую обладает собственной янтрой — факт, лишний раз свидетельствующий о том, насколько важно и трудно понимание истинной природы янтр. Некоторые из второстепенных янтр не что иное, как сегменты всеобъемлющей Шри Янтры. Рис. 46. Лингам с вырезанной Шри Янтрой. Раджастан, 17 в. Несмотря на то, что янтры обладают типичной для Тантры двойственной природой, Шри Янтру лучше объяснять с точки зрения Развития. В медитации она используется в обратном направлении, перенося фокус внимания от внешних краев к центральной точке осознания садхакой космической энергии. Но так как эта великая янтра — образ процесса творения, метафизически сексуального, проникнуть в нее означает постичь целостную основополагающую метафизическую тантрическую идею. Следующее описание взято из Камакалавиласа (Kamakalavilasa). Рассматриваемое в сочетании с Санкхья-диаграммой (Sankhya), оно дополняет «определение» Богини. Рис. 47. Манускрипт с большим комплектом янтр, предназначенным для последовательной медитации. Непал, 17 в. Точка, или бинду (bindu), в центре означает невидимую изначальную первопричину, самозародившееся семя Сущего и сознания, которое, если быть точным, невидимо и непостижимо. С точки зрения человека — это точка финального полного растворения. С точки зрения творения — это первое действие проекции, заключающееся в разделении на мужское и женское начало, это крошечная точка и самый маленький окружающий ее ориентированный вниз треугольник. Сказано в древней и самой священной Брихадараньяка Упанишаде (Brihadaranyaka Upanishad), 1000 лет до н.э.: «Он был один, был он печален: в одиночестве нет радости: он возжелал другого и сделался как мужчина и женщина в тесном объятии. Он сотворил второго, разделив себя надвое. Отсюда произошли муж и жена». И далее: «Он возжелал: да будет жена мне: да буду я рождаться как многие: да будет у меня имущество; да буду я совершать деяния: таково было его желание». Прошедшее время в высказывании означает не предшествование во времени, но онтологический или экзистенциальный приоритет. Для тантриста процесс творения — акт непрерывный. Так что форма, которую принимает желание, Кама (Kama), — это образ его женской движущейся индивидуальности, творящей для его наслаждения мир в качестве Блаженства, Сознания и, конечно, Сущего. Точка — первый такт движения — «запускает» треугольник, символ плодоносной йони (вульвы) Богини, первое расширение пространства и времени; троицу, которую в другом обличье можно видеть на изображениях Чиннамаста (Chinnamasta). Рис. 48. Янтры с фигурами девата из цветной индуистской книги. Непал, ок. 1600. Таким образом, на первой стадии созидающей эволюции «существует» точка внутри треугольника, направленного вниз. На следующем этапе первопара генерирует еще четыре пары треугольников, причем один треугольник каждой пары ориентирован вверх (мужской), другой — вниз (женский). Самая сокровенная первопара иногда дополняется окружностью вокруг точки, вписанной в треугольник, к примеру, в янтре Бхуванешвари (Bhuvanesvari) или во второй из индуистских Махавидья (Mahavidyas). Это означает «движение вперед», или расширение атомной световой энергии, из первого треугольника; т.е. «вспышку» и ее «последствия», Пракаша (Prakasa) и Вимарша (Vimarsa) соответственно на санскрите. Чередование пяти первичных женских и четырех мужских треугольников образует круги других треугольников, в которых диапазон различных форм сознания и творения в совокупности образуют весь изменчивый мир и его историю во времени. Танец лучистых энергий представлен картинками на некоторых святынях, узор которых может быть внешне сопоставлен с современными фотографиями элементарных частиц в специальных камерах. Одной из характерных черт индийского образного мышления является отображение временных промежутков через замкнутую систему стилизованных контуров, выполненных в матовых тонах. Китайская традиция, например, выражая оригинальную концепцию процесса творения, протекающего во времени и пространстве — Дао, рассматривает его как бесконечно разворачивающееся, никогда не повторяющееся изменение материи мира. В контексте Тантры, однако, не следует забывать, что основополагающей силой, на которой зиждется весь процесс, является трансцендентальное Желание, объясняющее сексуальный подтекст. Желание порождает предмет, равно как космическое желание порождает мир. Умноженное Желание порождает множество предметов. Замкнутое и сфокусированное на Пустоте Абсолютной Реальности оно становится специфическим внутренним сиянием, доступным лишь тантристу. Рис. 49. Набор медитативных карточек с символическими янтрами. Раджастан, 18 в. В целом буддизм использует янтры, однако не так часто, как индуизм. Все мандалы девата, рассматриваемые в Главе 10 о тонком теле, в действительности не что иное, как янтры, а девата в медитации могут быть представлены своими мантрами. Использование мантр разных видов как один из тантрических приемов сохранился в китайской и японской разновидностях буддизма и практикуется в сектах Хуа-Йен, Кегон, Япония (Hua-Yen) и особенно Шен-Йен, Шингон (Chen-Yen). Мантры китайских и японских диаграмм, написанные на архаичном и зачастую с ошибками санскрите так называемыми буквами Сиддха (Siddha), получили рациональное объяснение в соответствии с жесткими канонами философии буддизма. Так как главное требование буддизма — полное искоренение желания (основная из 4 Благородных Истин), то медитация над такими диаграммами не может быть названа чисто тантрической. Современная тибетская разновидность буддизма и, в частности, непальский вариант буддизма, который в значительной ступени подвергся влиянию идей индуизма, оба в техниках янтры до сих пор сохранили конкретные способы побуждения либидо для разъединения, союза и блаженства. Формы, отражающие такой союз, основываются на основополагающей мантре «Ом мани падме Хум» (Om mani padme Hum). Эта мантра имеет множество разновидностей, составные части ее распределяются между различными девата — элементами в разных комбинациях. Базовыми компонентами является «Ом» — слог зарождения и растворения, древний браминский вибрирующий слог, в котором сконцентрировано присутствие Брахмана, т.е. всеобъемлющей действительности («Ом» в качестве ядерного элемента присутствует во многих индуистских и джайнистских янтрах). «Мани» означает драгоценность, ближайшим синонимом является ваджра — слово, имеющее несколько значений: «бриллиант», «молния» и «мужской половой орган». «Падме» (падеж от padma) означает «в лотосе», синоним для открытого явного мира и одновременно женских половых органов. «Хум» — ядерная мантра, в которой заключена высшая сила озарения, альтернативный образ высшего Будды любой секты. Отношение к половой сфере в данной мантре выражено в неявной форме, метафорически, тем не менее, оно присутствует. Ссылка на союз, несомненно, означает распространение духовно-благотворной энергии. В самой распространенной буддистской янтре эти шесть слогов располагаются на лепестках лотоса с Хум в центре. Рис. 50. Шри Янтра для медитации, вырезанная из горного хрусталя. Непал, 18 в. Необычного вида инструмент, используемый буддистами в тибетской Ваджраяне (ваджра-методе), называемый ваджра (по-тибетски — rDor-je), имеет метафорическую связь с энергиями, заключенными в этой мантре. Его стилизованная форма, вероятно, является комбинацией, во-первых, древнейшего индийского символа власти, который находят даже в коронах божественных растений на печатях индусской Долинной Цивилизации (2800 — 1200 гг. до н.э.) и на вратах буддистской ступы в Санчи (Sanchi, 10 г.н.э.); и, во-вторых, поздне-эллинистического изображения трех обоюдоострых молний в руках Зевса или Юпитера (2-3 в.н.э.). Комбинация всех этих смыслов, возможно, и составляют смысл получившего развитие символа ваджры с обоюдоострыми зубцами, количество которых увеличивается до четырех и более, которые выгибаются, чтобы образовать выпуклость посередине. Таким образом, он, кроме значения «ваджра», возможно, несет значение «ваджра падме». Он считается таинственным вместилищем силы Хум. Изображение его в руке является одним из священнейших канонов тибетской иконографии. Бронзовые ваджры — ценнейшее имущество монахов и магов. Рис. 51. Одна из пятнадцати диаграмм планетарного времени. Раджастан, 19 в. И те, и другие пользуются также «пхур-бу» (phur-bu), или магическим кинжалом, у которого в качестве рукоятки — ваджра, часто с ужасными лицами, призванными усилить оружие собственной духовной силой. В этом он походит на жезлы шаманов (например, на Суматре в племени Ботак). На другом конце кинжала — треугольное лезвие. Пхур-бу используется в обрядах для укрощения, изгнания или уничтожения демонических сил. Маги колющими движениями концентрирует силу Ваджра-Хум. Монастыри устанавливают гигантские «материнские Пхур-бу» в местах поклонения в качестве хранилищ всех сил, которые распределяются затем по индивидуальным пхур-бу монахов. Рис. 52. Кали янтра. Треугольник, направленный вниз, символизирует женскую йони. Раджастан, 18 в. В некотором смысле ваджра и пхур-бу принадлежат к категории янтр. Рис. 53. Лампы для храмовой пуджи как символ присутствия божественного и поклонения верующего. Басоли, Кашмир, 18 в. Рис. 54. Шри янтра. Южная Индия, ок. 1700. Рис. 55. Танка с девятью мандалами-янтрами. Последовательная медитация на них вызывает особое состояние сознания. Непал, ок. 19 в. Рис. 56. Шри янтра, диаграмма непрерывного процесса Творческого Созидания, с Махавидьями-девата, обитающими во всех треугольниках, ступой и лингамом. Сочетает буддийскую и индуистскую символику. Непал, ок. 1700. Рис. 57. Одна из семи цветных мандал, каждая из которых при медитации создает особое состояние сознания. Тибет, ок. 1800. Рис. 58. Танка с пятью мандалами. Тибет, 18 в. Рис. 59. Буддийская карточка для инициации со слогом ХУМ в центре. Тибет, 19 в. Рис. 60. Буддийская янтра с вычислительной таблицей. Непал, ок. 1700. Рис. 61. Ваджры, символы Истины в буддийской тантре. Индия, Тибет, Непал, Китай, разная датировка. Рис. 62. Пхур-бу, ритуальный кинжал, содержащий энергию мантры ХУМ. Тибет, 18 в.
© Филипп Роусон. 1978. |
||||||||
|